ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 30 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ 1-4 КЛАССЫ «Моя семья и мой родной Донбасс»
Подготовила: Петранина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о семье; продолжить формировать у детей представление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; обогатить знания учащихся о Родине; развивать умение анализировать, систематизировать, делать выводы, выражать их в речи, развивать воображение детей; воспитывать чувство любви и уважения ко всем членам семьи, к родному краю; гордость за свою семью, за свой город, чувство патриотизма, любовь к Родине.
Оборудование: иллюстрации, конверты с пословицами, карточки-раскраски,
Ход занятия
I. Организационный момент:
Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте! Дорогие, ребята! Пусть это мероприятие принесёт нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей мероприятия.
– Сегодня мы будем говорить о самом дорогом и согревающем душу каждого человека: взрослого и ребёнка, старого и молодого. А вот о чём, вы узнаете отгадав загадки.
1. «Доскажи словечко».
Если я надену шляпу,
Буду я похож на … (папу).
Поцелует мама в щёчку
На ночь маленькую … (дочку).
Заявляем твёрдо, прямо
Лучше всех на свете … (мама).
Папа, мама, брат и я,
Вместе нас зовут … (семья).
Ароматное варенье,
Пироги на угощение,
Вкусные оладушки
У любимой ... (бабушки).
На его лице морщины,
В волосах видны седины.
Этот домоседушка —
Наш любимый... (дедушка).
Кто весёлый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка).
– Как назвать одним словом эти отгадки?
– О чём же будем говорить сегодня? (Ответы детей)
– Правильно, о семье, о взаимоотношениях в семье, о том, что нужно делать, чтобы семья была дружной и крепкой.
III. Основная часть.
1. Беседа.
СЕМЬЯ – группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Семья очень важна в жизни каждого человека. Семья - это самые близкие, родные люди, которых мы очень любим, которые дарят нам тепло и помогают в сложных ситуациях. Семья - это твой маленький мир, в котором всё понятное, привычное и дорогое.
Настоящая семья - это больше, чем просто быть родственниками. Это особое отношение друг к другу, любовь, взаимоуважение, помощь. Это когда каждый человек уникален и незаменим, как и то, что он привносит в семью. Это бабушкины сказки и вкусные пироги, это мамина забота, папина помощь и внимание.
– Назовите по очереди из скольких человек состоит ваша семья и как их зовут.
– С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – тепло, комфортно, уютно. Такая семья является источником радости. А это зависит от того, чем и как живёт семья, как члены семьи относятся друг к другу.
2. Работа над рассказом М.Пляцковского «Счастливый день».
Жили два страусёнка – Фу и Фи. Фу был ужасно капризным. А братец Фи ничуть ему в этом не уступал. Сварит им на завтрак мама Ама манную кашу, поставит на стол тарелки и зовёт громко:
– Дети, манная каша готова!
А в ответ раздаётся:
– Манная? Фу!
– Каша? Фи!
Придут страусята из школы, портфели бросят – и бегом на улицу мяч гонять. – Пора уроки готовить! – напоминает мама Ама.
– Уроки? Фу!
– Готовить? Фи!
– Помогите мне посуду помыть, – просит мама страусят после обеда.
– Мыть ложки? Фу!
– Мыть вилки? Фи!
– Тогда давайте стихи учить.
– Стихи? Фу!
– Наизусть? Фи!
И так повторялось каждый день. Теперь вам стало ясно, почему страусят звали Фу и Фи.
Однажды мама Ама решила проучить своих малышей и как следует взяться за их воспитание.
– Мне предложили сниматься в кино, – сказала она. – Правда, не в главной роли, но это неважно. Билет на поезд я уже купила. Приеду через три дня.
– А мы что будем делать без тебя? – захныкал Фу.
– Кто нас будет кормить? – испугался Фи.
– Вы у меня уже совсем большие. Справитесь. Хлеб, крупа и кофе – в шкафу, масло и сыр – в холодильнике. Запомнили? А теперь давайте я вас обниму – и до свидания!
Повесила мама Ама на шею кожаный саквояж и ушла, хотя ей было очень жалко оставлять страусят одних дома.
И начали страусята сами хозяйничать. Фу варил манную кашу, которая часто пригорала. А Фи жарил картошку, которая всегда почему-то была сыроватой. Но есть-то хотелось. Вот они и ели. И пригорелую кашу. И недожаренную картошку. Ели и не кривились.
Фу не говорил: «Фу!» А Фи не говорил: «Фи!» Говорить ведь некому было. Только вот посуду они не мыли. Но когда все чистые тарелки и ложки кончились, пришлось и за мытьё посуды приниматься. А к тому же ещё и телевизор испортился. И по вечерам, чтобы не умереть от скуки, страусята читали стихи. И даже учили их наизусть.
Через три дня приехала мама и совершенно не узнала своих страусят.
– Хочешь, я сварю тебе манную кашу? – предложил ей Фу.
– А может, нажарить для тебя картошки? – спросил Фи.
Очень удивилась мама Ама и только головой покачала.
– Хорошо. Покормите меня. Я немного проголодалась. Но найдётся ли у вас хоть одна чистая тарелка?
– У нас все тарелки чистые! – гордо сказал Фу.
– И все ложки... и все вилки тоже? – добавил Фи. Правда, картошка была чуть-чуть сыровата, а манная каша чуть-чуть пригорелая, но мама ела и похваливала.
– Молодец, Фу! Молодец, Фи!
А потом Фу прочитал наизусть без запинки стихотворение из страусиного букваря:
Каша манная вкусна
И питательна она.
Честь и слава – манной каше!
Укрепим здоровье наше!
Фи споткнулся всего лишь разочек. Зато он читал громко и с выражением:
Для чего читают книжки
Страусята, львы и мышки?
Тут и думать не о чем,
Ведь нельзя быть неучем!
Это был самый счастливый день в жизни у мамы Амы.
Понравилось произведение? Чем оно вам понравилось?
– К какому жанру относится произведение? (Сказка) Докажите это. (Животные разговаривают).
Кто главные герои произведения?
– Как вы можете охарактеризовать героев? Какие они? (ответы детей)
– Чему научила вас эта сказка?
– А как вы помогаете своим родным? (Маме, папе, бабушке, дедушке и т. д.)
2. Просмотр и обсуждение мультфильма.
https://www.youtube.com/watch?v=D9cL8hsqp8c мультфильм «Встречайте бабушку»
3. Физминутка «Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
4 1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6 7 8 1
1 2 3 4
Семьи начинается с Родина.
5. «Разговор о Родине»
Песня из к/ф «Щит и меч», музыка Вениамина Баснера, слова Михаила Матусовского, исполняет Марк Бернес
http://best-muzon.cc/online/listen2452.html
– Говоря о семье нельзя не сказать ещё о не менее дорогом и близком месте для каждого из нас. Вы уже догадались, что это за место? Конечно же – это наша Родина. Родина переводится как родное, близкое, дорогое.
Моё Отечество – Донбасс!
Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным.
Донбасс – моё Отечество, Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!
В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет!
Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!
Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!
Владимир Зайцев
– Как называется наша Родина? (Ответы детей)
– Конечно же, это наш родной край – Донбасс.
– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
26 августа 2017 года столица Донецкой Народной Республики получила почётное звание «Город-герой».
Указом главы Донецкой народной республики Александра Захарченко за мужество, стойкость и массовый героизм городу Донецку присвоено звание «Город-герой».
https://www.youtube.com/watch?v=254AG6xErpY Видеофильм «Люблю тебя, Донецк. ДНР» IV. Закрепление.
1. « Моё родословное дерево». Впиши имена близких родственников.
2. Раскрась картинку.
V. Итог. Рефлексия.
1.Что такое «семья»?
2. Назови членов своей семьи.
3. Дополни предложения:
Самые дорогие для меня…
Я доверяю свои тайны …
Я люблю бабушку за то …
Я люблю дедушку за то…
Я считаю, что моя семья…
Родным я хочу пожелать …
4.Как называется край, в котором ты родился?
5. Что нового о нём вы сегодня узнали?
– А сейчас вас ждёт весёлая песня о семье.
https://yadi.sk/i/A-YWXryo3NyRVn Слайд-шоу «Моя семья - моё богатство»
Литература
1. Пляцковский М.С. Счастливый день. – Москва: Советская Россия, 1975.
Интернет-ресурсы
1. http://rossiapishet.ru/work/1800 Поэзия Владимира Зайцева.
2. http://2krota.ru/wp-content/uploads/2017/07/IMG_4038_SM.jpg Донбасс-Арена.
3. http://www.derbent.tv/contents/videos_screenshots/30000/30423/preview.jpg Вид Донецка.
4.https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2017/08/26/regnum_picture_150377605040047_big.jpg А.В.Захарченко.
5. http://www.lyoul.net/wp-content/uploads/2017/03/img_top.jpg Шахтёр.