«Зимний фестиваль знаний 2025»

Внеклассное мероприятие "Мой Крылов"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы. Ученики готовят рассказ о баснописце Крылове, читают его басни, беседуют по содержанию

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: «ВСТРЕЧА С И. А. КРЫЛОВЫМ И ЕГО БАСНЯМИ».

Цели: - расширение представлений о творчестве Крылова;

- раскрытие детских творческих возможностей;

- воспитание уважения к литературе.

Оформление. Портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг Крылова.


Люблю, где случай есть пороки пощипать.

И. А. Крылов


  1. Слово о писателе, драматурге и баснописце

И. А. Крылове.

- Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.


Ученик 1. И. А. Крылов (1769 – 1844 гг.) родился Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеева не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казенных учреждений «подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

Ученик 2. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху дался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.

Ученик 3. Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал сом долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые сборища, кулачные бои, где толкаются между пестрою толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов.

Ученик 4. По определению Н. В. Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа». В. Г. Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

Учитель. Иногда задумываешься: а что, если бы в баснях речь шла только о животных? Что, если бы персонажи и мыслили по-звериному? Или, напротив, действоали бы в них только люди? Пожалуй, все бы и пропало. Ведь «душа» крыловской басни в «органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном».



  1. Выступление учащихся.

  1. Крылов отрицательно относился к царю Александру I, который много обещал и ничего не сделал для народа. Царя и его министров он высмеял в басне «Квартет».

  2. В 1810 году Александр I перестроил Государственный Совет, раздели его на четыре департамента. Во главе каждого из них стоял министр. Однако законов никаких для облегчения жизни народа не последовало. Крыло высмеял это бесплодное мероприятие. (Чтение басни «Квартет»)

Учитель . Басня никогда не бывает нудной навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.


    1. Басня «Стрекоза и Муравей»

(учащиеся инсценируют басню).

Учитель . Чему учит эта басня? (Разоблачает хвастунов, самоуверенных, берущихся не за свое дело.)

Ученик 2. Есть у Крылова басни, в которых нет вывода, но сама сцена, коротенький сюжет заставляют задуматься.

    1. Басня «Свинья под дубом»

(учащиеся инсценируют басню).

Ученик 1. Какие слова из басни часто употребляются нашей речи?


V. Выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне»

Ученик 3. Какому событию посвящена басня? (Басня «Волк на псарне» была написана И. А. Крыловым во вея Отечественной войны 1812 г. Французы заняли Москву. Наполеон предложил Кутузову заключить мир, но предложение было отвергнуто, и вскоре началось изгнание французов из России. И. А. Крылов послал эту басню Кутузову в действующую армию.)

VI. Каждая басня имеет своих действующих лиц.

Рассмотрим иллюстрации к басням. Какие строчки вспоминаются?


Ученик 4. Сегодня вы были артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен И.А.Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Эти и дорог нам Крылов – актёр, художник, музыкант. Он сам читал свои басни, и замечательно!

Ученик 1. Стихотворение М. В. Исаковского о Крылове и его баснях.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессметные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Ведущий 1Ученик 2. Мы пригласили вас в театр,

Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,

Раскрыть свой начинающий талант

И показать, как исполняли роли.



    1. Заключительное слово.

Поэт Батюшков писал о Крылове: «Это – человек загадка, и великая!»

Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.



ВИКТОРИНА ПО БАСНЯМ И. А. КРЫЛОВА.


  1. В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник?

(В Петербурге, в Летнем саду.)

2. Что означает слово «квартет»?

(Музыкальное произведение для четырех инструментов.)

3. Из каких басен взяты эти строки?

а) Да только воз ныне там.

(«Лебедь, Щука и Рак»)

б) Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

(«Стрекоза и Муравей»)

в) А, вы друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь!

(«Квартет»)

г) Вертит очками так и сяк:

То к темю их прижмет,

То их на хост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

(«Мартышка и очки»)

д) У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы в Истории не пишем.

(«Волк и Ягненок»)

е) Голубушка, как хороша!

Ну, что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

(«Ворона и Лисица»)

ж) Он порча, он чума, он язва здешних мест!

(А Васька слушает да ест.)

(«Кот и Повар»)

з) Вот то-то мне и духу придает,

Что я совсем без драки,

Могу попасть в больше забияки.

(«Слон и Моська»)

4. Каждый герой басни олицетворяет собой определенные качества. Какие качества олицетворяют Волк, Осел, Ягненок, Лиса?


5. Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Объясните их смысл.

а) «Слона-то я и не приметил»,

б) «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»,

в) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»,

г) «На задних лапках я хожу»,

д) «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»,

е) «Да только воз и ныне там»,

ж) «…рыльце у тебя в пуху».



















































Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе в 5,6 классах: «Встреча с И.А. Крыловым и его баснями».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее