«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Внеклассное мероприятие "Дмитрий Лихачёв: жизнь как урок любви к Отечеству"

Внеклассное мероприятие посвящено знакомству подрастающего поколения с личностью и трудами выдающегося русского литературоведа, публициста Д.С. Лихачёва. Цель мероприятия - привлечь внимание к проблемам бережного отношения к Отечеству. Мероприятие построено в форме интеллектуальной игры по главам из произведений «Земля родная» и «Письма о добром и прекрасном».

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Описание занятия

Предмет

Внеклассное мероприятие

Классы

8-11

Тема

Дмитрий Лихачев: жизнь как урок любви к Отечеству.

Авторы мероприятия

Кузнецова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы;

Мазеева Регина Вилевна, учитель истории и обществознания;

Абдуллаева Айна Асадуллаевна, учитель русского языка и литературы.

Образовательная организация

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Сорум»

Республика/район

Ханты-Мансийский автономный округ –Югра, Белоярский район

Город/поселение

П. Сорум

Тип мероприятия

Интеллектуальная игра

Продолжительность мероприятия

40 мин.

Цели мероприятия

образовательные:

  • познакомить с личностью писателя, публициста, общественного деятеля Д. С. Лихачева

  • учить навыкам коллективной работы;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к Отечеству;

  • воспитывать стремление сохранять духовные ценности народа.

развивающие:

развивать познавательные, творческие способности учащихся, умение анализировать и сопоставлять информацию, аргументировать свою точку зрения.


Планируемые результаты

Личностные:

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

  • развивать навыки работы команде.

  • Метапредметные:

  • умение работать с информацией и медиасредствами;

- умение составлять речевое высказывание;

  • умение ясно, логично и последовательно излагать свою точку зрения.

Предметные:

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

  • давать ответы на поставленные вопросы,

  • использовать различные источники информации;

  • привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к Отечеству.

Регулятивные:

-участвовать в работе команды;

  • - умение оценить степень успешности своей деятельности и деятельности работы команды.

Дидактическая структура мероприятия

Мотивация к учебной деятельности (5 мин);

Интеллектуальная игра (30мин);

Рефлексия (5 мин).

Дополнительная информация

Игра проводится путем выбора номера задания самими командами. Поэтому порядок заданий будет определять брошенный командой кубик.

Размер мультимедиакомпонента

11,6Mб

Вид мультимедиакомпонента

интерактивная презентация.

Ресурсы, оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная презентация, раздаточный материал

Список учебной и дополнительной литературы: Д.С.Лихачев «Земля родная», Д.С.Лихачев

«Письма о добром и прекрасном».


Ссылки на использованные Интернет-ресурсы:

https://www.lihachev.ru

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: игровое обучение, критического мышления, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология.

Методы: поисковый, проблемный, групповой.

Этап

Деятельность учителя

Деятельности учащихся

Формируемые

компетенции

1.Мотивация к игровой деятельности

Приветствует детей, проверяет их готовность к мероприятию. Настраивает на активную работу.

- Добрый день! Сегодня мы проведем интеллектуальную игру, посвященную выдающемуся советскому ученому, писателю, философу Дмитрию Сергеевичу Лихачёву. Играть будут три команды.


Игроки при входе в аудиторию выбирают фишки разных цветов, тем самым формируется состав команд (по 5 человек).

Учащиеся приветствуют

учителя, демонстрируют готовность к мероприятию.


Организуют рабочее место. Здороваются с учителем.


Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.


Регулятивные: умение организовывать рабочее место, настраиваться на игровую деятельность

2.Постановка воспитательных целей и задач

Вступительное слово учителя.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв — крупнейший ученый и защитник русской культуры. Он прожил очень длинную жизнь, в которой были лишения, гонения, а также грандиозные свершения на научной ниве, признание не только на родине, но и по всему миру. Когда Дмитрия Сергеевича не стало, в один голос заговорили: он был совестью нации. И в этом высокопарном определении нет натяжки. Действительно, Лихачёв являл собой пример самоотверженного и неотступного служения Родине. Его книги, статьи, беседы — великое наследие, изучение которого помогает хранить традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь. Сегодня во время интеллектуальной игры мы попытаемся открыть для себя мир мудрых мыслей Дмитрия Сергеевича.

- Дмитрий Сергеевич очень любил свою Родину. Теме патриотизма посвящено много работ. В ходе интеллектуальной игры каждой команде предстоит выполнить задания. За каждый правильный ответ будут начисляться баллы. Оценивать вашу работу будет жюри. В конце игры будут подведены итоги и награждены победители. В игру вступают три команды. Команде, в соответствии с выбранным цветом фишки, предстоит делать игровой ход. Выбор задания будет осуществляться с помощью интерактивного кубика.

Поочередно «бросая кубик», команды начинают движение каждый своей фишкой. Цель игры: первым добраться до финиша и набрать максимальное количество баллов. На каждом шаге командам задается вопрос, при правильном ответе команда продолжает игру, ответив неправильно- пропускает один ход.

Слушают учителя, дают эмоциональный отклик на прослушанную информацию. Вступают в беседу с ведущим игры.


Знакомятся с инструкцией к игре

Личностные:

знакомство с биографией

Д.С.Лихачёва


Метапредметные:

умение аргументировать

свою точку зрения.


Регулятивные:

активно использовать речь для регуляции собственной деятельности.

3.Интеллектуальная игра







































































































































































4. Подведение итогов игры .

































Рефлексия

Задание 1(слайд 2).

Каждой команде предстоит составить синквейн с одним из слов: патриотизм, Родина, семья.

Максимальный балл за работу- 5 баллов. Время на выполнение -2 минуты.









Задание 2 (слайд 3). Перед вами фрагмент переписки Д.С. Лихачева с ребятами из Ростовской области. Вам нужно прочитать текст и ответить на вопросы. Время на выполнение работы – 5 минут. Максимальный балл за правильно выполненное задание – 5 баллов.


Задание 3 (слайд 4). Буриме.

Вам необходимо восстановить текст известного стихотворения З. Александровой.

За каждое верно восстановленное слово – 1балл. Время на выполнение задания- 1 минута.


Задание 4 (слайд5). Вам предстоит из рассыпавшихся слов собрать высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева и объяснить, как вы понимаете эту фразу.



Задание 5 (слайд 6). Перед вами фрагмент главы «Ваша профессия и ваш патриотизм» из произведения Д.С. Лихачёва «Земля родная». Вам необходимо прочитать данный фрагмент и найти ключевое слово. За верно выполненное задание – 1 балл. Время на выполнение задания – 1 минута.




Задание 6 (слайд 7).

Перед вами фрагменты выступлений Д. С. Лихачева. Ваша задача прочитать высказывания и определить, о ком идет речь.

Время на выполнение работы- 4 минуты.

За каждое верно угаданное слово – 1 балл.


Задание 7 (слайд 8). Вопрос от Д. С. Лихачева. Дмитрий Сергеевич был очень мудрым человеком. Умел подмечать главное. Вам предстоит ответить на вопрос «В чем, по мнению Д.С. Лихачева, преимущество книги перед телевизором?». Затем мы прослушаем ответ самого писателя. Та команда, чей ответ будет ближе по содержанию, получит 3 балла. Время на обсуждение – 1 минута.



Задание 8 (слайд 9). Каждой команде необходимо составить слоган для школьного билборда на тему «Патриот- …». Время на выполнение задания - 3 минуты. Максимальный балл – 5 баллов.


Задание 9 (слайд 8). Каждой команде нужно написать

обращение к молодому поколению, используя данное начало:

«Дорогой друг! Стремись…..

Постигай…

Развивай …

Гордись….

Сохраняй…..

Береги….

Приумножай…».


Время на выполнение задания- 3 минуты Максимальный балл за работу – 5 баллов.




Задание 10 (слайд 9). Мы сегодня говорим о любви к Отечеству. Этому светлому чувству поэты посвящали стихи, а композиторы писали музыку. И в этом творческом тандеме рождались поистине лирические песни, проникнутые любовью к русской березке, к малой родине, к красоте неброской русской природы. Эти песни стали действительно народными. И я вам предлагаю угадать по мелодии название песни. За каждую верно угаданную песню команда получает 1 балл.


- Наша игра подошла к концу.

Жюри предстоит подвести итоги игры.


Совместное исполнение песни на стихи Р. Рождественского «Я, ты, он, она» («Родина моя»)

Составляют синквейн, работают в команде. Презентуют результаты работы.

















Читают фрагмент текста. Отвечают на вопросы в команде. Представляют жюри результаты работы.














Читают стихотворение. Ищут подходящие по смыслу слова. Представляют результаты работы команды.









Работают с рассыпавшимися словами: патриотизм, чувство, великое, человека, это, возвышающее. Собирают высказывание. Объясняют смысл этой фразы







Читают фрагмент главы «Ваша профессия и ваш патриотизм» из произведения Д.С. Лихачёва «Земля родная». Анализируют текст. Ищут ключевое слово. Представляют результаты своей работы.











Читают фрагменты выступлений Д. С. Лихачева, определяют, о ком идет речь в каждом фрагменте текста. Дают ответы на поставленный вопрос.











Слушают задание. Обсуждают в команде варианты ответа на поставленный вопрос. Представляют результаты своей команды.




















Работают в командах. Составляют слоган для школьного билборда. Представляют результаты работы команды










Работают в командах. Обсуждают варианты обращений. Записывают собственное обращение. Представляют результаты работы.





















Слушают мелодии. Угадывают песни.




































Все команды исполняют песню «Я, ты, он, она» («Родина моя»).

Личностные:

развитие умений выделять существенные элементы, анализировать, обобщать, делать выводы, коротко формулировать мысль, презентовать полученный продукт.


Метапредметные:

воспитывать чувство уважения к Отечеству.









Личностные:

понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; умение понимать нравственные идеи текста.


Регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата.







Коммуникативные: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к личности Д.С. Лихачева



Регулятивные: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.

Личностные: формировать нравственные качества учащихся, воспитывать умения анализировать свои поступки и понимать их последствия.











Коммуникативные: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к личности Д.С. Лихачева


Регулятивные: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.


Личностные: формировать нравственные качества учащихся, воспитывать умения анализировать свои поступки и понимать их последствия.












Коммуникативные: эмоциональное восприятие материала.

Личностные:

самоанализ, систематизация полученного опыта

Регулятивные:

адекватная оценка учебного материала занятия, анализ собственной активности.
































Коммуникативные: эмоциональное восприятие материала.



































Коммуникативные: эмоциональный отклик на совместное исполнение песни.










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее