Литературное чтение
Урок 4
Тема урока: Внеклассное чтение. Л. Воронкова. Радости.
Цель урока: Развитие умений и навыков учащихся в процессе чтения и анализа рассказа, творческой интерпретации содержания в инсценировке.
Ожидаемые результаты
Предметные: формирование техники чтения текста с диалогами, активное участие в сценической интерпретации текста;
Личностные: эмоционально-ценностное отношение к содержанию рассказа, активизация творческой деятельности;
Системно-деятельностные: активное сотрудничество в группе в решении творческих задач.
Тип урока: Урок внеклассного чтения
Оборудование, наглядность: Портрет Л.Воронковой, выставка книг.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент. Чтение скороговорок.
II. Введение в тему урока.
1. Слово учителя.
Мы прочитаем, побеседуем и поставим небольшой спектакль по рассказу известной детской писательницы Любови Федоровны Воронковой «Радости».
Но, вначале познакомимся с самой писательницей.
Имя замечательной детской писательницы Л. Воронковой известно не только нашей стране. Ее книги читают и во многих других странах.…Любовь Федоровна создала целую библиотеку для детей разных возрастов..
Любовь Федоровна Воронкова родилась 1906 году в Москве.
Она училась в городском художественном училище и очень любила рисовать. Мечтала быть художницей. Рисовала всюду, даже на земле. Самым дорогим подарком, памятным на всю жизнь, оказалась для нее коробка цвет-ных карандашей. Еще в раннем детстве как-то неожиданно для себя сочини-лись первые стихи.
Она написала стихи про домашнюю работницу Варвару, судьба которой напоминала ее собственную. Стихи были опубликованы в газете «Комсо-мольская правда».
С тех пор жизнь ее переменилась: она стала журналисткой, а вскоре и детской писательницей.
В 1940 году вышла первая книга Любови Федоровны – «Шурка», тонкая, всего одиннадцать крошечных рассказов.
После «Шурки» она задумала новую книгу для детей – «Солнечный денек». Но осуществить замысел помешала война. Уже нельзя было писать о ра-достном, безоблачном детстве девочки Тани и ее друзей. Наступило время других героев.
Одна за другой стали выходить книги «Лесная избушка», «Девочка из горо-да», «Село Городище». Повесть «Девочка из города» сразу же принесла ав-тору большую известность.
А потом последовали повести: «Снег идет», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Командир звездочки». Все эти повести о двух подружках, Тане и Аленке, которые живут в деревне, помогают взрослым. Известны и другие произведения: « Детство на окраине» Повесть, «Гуси-лебеди». По-весть «Внучек Ваня», Сборник рассказов «Старшая сестра».
2. Сегодня мы прочитаем рассказ «Радости» из сборника «Внучек Ва-ня».
Л.Воронкова
Р А Д О С Т И
Ребята сидели на брёвнышках под берёзами и разговаривали.
— А у меня радость, — сказала Алёнка, — у меня новая лента, смотрите, какая — блестящая!
Она показала свою косу и новую ленту в косе.
— У меня тоже радость, — сказала Таня, — мне цветные карандаши купили. Целая коробка.
— Подумаешь, радости! — сказал Петя Петухов.
— У меня вот удочка есть. Сколько хочешь, рыбы наловлю. А что там каран-даши какие-то? Испишутся, и всё. Тут и Дёмушке захотелось похвалиться:
— А у меня розовая рубашка, вот она! — сказал Дёмушка и растопырил ру-ки, чтобы все видели, какая у него красивая рубашка.
Только Ваня слушал и ничего не говорил.
— А у Ванюшки даже никакой, хоть бы маленькой, радостинки нет, — сказала Алёнка, — сидит и молчит.
— Нет, есть, — сказал Ваня, — я цветы видел.
Все наперебой стали спрашивать.
— Какие цветы?
— Где?
— В лесу видел. На полянке. Когда я заблудился. Уже вечер, кругом темно. А цветы стоят белые и как будто светятся.
Ребята засмеялись:
— Мало ли в лесу цветов! Тоже радость нашёл!
— А ещё я один раз зимой крыши видел, — сказал Ваня.
Ребята засмеялись ещё громче:
— Значит, летом ты крыши не видишь?
— Вижу. Только зимой на крышах был снег. И солнце светило. С одной сто-роны крыша синяя, а с другой — розовая. И вся блестит.
— Вот ещё! — сказала Алёнка. — Как будто мы снег на крыше не видели. А что он был синий да розовый, это ты выдумал.
— Да он просто так, — сказал Петя Петухов, — он нарочно!
— Может, у тебя ещё какие радости есть? — спросила Таня.
— Есть, — сказал Ваня, — ещё я видел серебряных рыбок.
Дёмушка вскочил.
— Где?— Настоящих? Серебряных?
Петя Петухов даже вскочил.
— В пруду? В речке?
— В луже, — сказал Ваня.
Тут все так и повалились со смеху. А Петя Петухов проворчал:
— Я так и знал. Он же всё нарочно!
— Нет, не нарочно, — сказал Ваня, — после дождя под яблоней была лужа. Голубая. А в неё солнце светило. И ветер был. Вода дрожала, и в ней сереб-ряные рыбки играли.
— Вот болтун, — сказала Алёнка, — никакой у него радости нет, так он и придумывает.
Алёнка смеялась. А Таня сказала задумчиво:
— А может, у него этих радостинок побольше, чем у нас. Ведь он их где хочешь найдет.
III. Чтение и анализ рассказа.
1. Первичное чтение.
2. Беседа по содержанию.
- Кто сидел на бревнышках под березами?
- О чем говорили ребята? - Какие радости были у них?
- Почему Ваня молчал?
- О каких радостях рассказал Ваня?
- Почему ребята стали смеяться?
- Согласны ли вы с Таней? - В чем заключается основная идея рассказа?
(Радости заключаются не только в материальных вещах, подарках, но и в красоте природы. В прекрасном, что нас окружает: закаты и восходы, лунные ночи, капли росы на траве. Но, как сказал чешский писатель Карел Чапек: «Смотрят все, а видят - немногие»)
IV. Выразительное чтение рассказа.
Мотивация чтения. В рассказе ребята все разные. Надо так прочитать, чтобы мы «увидели» и услышали. Аленку, Таню, Петю Петухова, Демушку и Ваню.
V. Инсценирование рассказа.
1. Распределение ролей. Работа над образом выбранного персонажа.
2. Репетиция. Учитель обращает внимание на естественность и реализм игры исполнителей. Особое внимание обращается и на роль автора, ведь он тоже герой рассказа: он переживает, улыбается, думает.
3. Инсценировка.
4. Обсуждение «спектакля», оценка собственных достижений.
VI. Итог урока. Оценки. Рефлексия: Что узнал нового? Что понравилось больше всего? Все ли получилось, что было запланировано?
VI1. Домашнее задание. Написать сочинение: «Какие радости бывают в жизни».