«Осенний фестиваль знаний 2024»

Внеклассное чтение. Л. Воронкова. Радости.

На уроке по внеклассному чтению учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Л.Воронковой. В ходе урока решаются задачи, направленные на формирование техники чтения текста с диалогами, активное участие учащихся в сценической интерпретации текста; на развитие эмоционально-ценностного отношения к содержанию рассказа и активизацию творческой деятельности; на развитие активного сотрудничества в группе при решении творческих задач.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Литературное чтение

Урок 4



Тема урока: Внеклассное чтение. Л. Воронкова. Радости.


Цель урока: Развитие умений и навыков учащихся в процессе чтения и анализа рассказа, творческой интерпретации содержания в инсценировке.


Ожидаемые результаты


Предметные: формирование техники чтения текста с диалогами, активное участие в сценической интерпретации текста;

Личностные: эмоционально-ценностное отношение к содержанию рассказа, активизация творческой деятельности;

Системно-деятельностные: активное сотрудничество в группе в решении творческих задач.


Тип урока: Урок внеклассного чтения


Оборудование, наглядность: Портрет Л.Воронковой, выставка книг.



ХОД УРОКА:


I. Организационный момент. Чтение скороговорок.


II. Введение в тему урока.

1. Слово учителя.


Мы прочитаем, побеседуем и поставим небольшой спектакль по рассказу известной детской писательницы Любови Федоровны Воронковой «Радости».


Но, вначале познакомимся с самой писательницей.


Имя замечательной детской писательницы Л. Воронковой известно не только нашей стране. Ее книги читают и во многих других странах.…Любовь Федоровна создала целую библиотеку для детей разных возрастов..


Любовь  Федоровна Воронкова родилась 1906 году в Москве.

Она училась в городском художественном училище и очень любила рисовать. Мечтала быть художницей. Рисовала всюду, даже на земле. Самым дорогим подарком, памятным на всю жизнь, оказалась для нее коробка цвет-ных карандашей. Еще в раннем детстве как-то неожиданно для себя сочини-лись первые стихи.

Она написала стихи про домашнюю работницу Варвару, судьба которой напоминала ее собственную. Стихи были опубликованы в газете «Комсо-мольская правда».

С тех пор жизнь ее переменилась: она стала журналисткой, а вскоре и детской писательницей.

В 1940 году вышла первая книга Любови Федоровны – «Шурка», тонкая, всего одиннадцать крошечных рассказов.

После «Шурки» она задумала новую книгу для детей – «Солнечный денек». Но осуществить замысел помешала война. Уже нельзя было писать о ра-достном, безоблачном детстве девочки Тани и ее друзей. Наступило время других героев.

Одна за другой стали выходить книги «Лесная избушка», «Девочка из горо-да», «Село Городище». Повесть «Девочка из города» сразу же принесла ав-тору большую известность.

А потом последовали повести: «Снег идет», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Командир звездочки». Все эти повести о двух подружках, Тане и Аленке, которые живут в деревне, помогают взрослым. Известны и другие произведения: « Детство на окраине» Повесть, «Гуси-лебеди». По-весть «Внучек Ваня», Сборник рассказов «Старшая сестра».

2. Сегодня мы прочитаем рассказ «Радости» из сборника «Внучек Ва-ня».


Л.Воронкова

Р А Д О С Т И


Ребята сидели на брёвнышках под берёзами и разговаривали.

— А у меня радость, — сказала Алёнка, — у меня новая лента, смотрите, какая — блестящая!

Она показала свою косу и новую ленту в косе.

— У меня тоже радость, — сказала Таня, — мне цветные карандаши купили. Целая коробка.
— Подумаешь, радости! — сказал Петя Петухов. 

— У меня вот удочка есть. Сколько хочешь, рыбы наловлю. А что там каран-даши какие-то? Испишутся, и всё. Тут и Дёмушке захотелось похвалиться:

— А у меня розовая рубашка, вот она! — сказал Дёмушка и растопырил ру-ки, чтобы все видели, какая у него красивая рубашка.

Только Ваня слушал и ничего не говорил.

— А у Ванюшки даже никакой, хоть бы маленькой, радостинки нет, — сказала Алёнка, — сидит и молчит.

— Нет, есть, — сказал Ваня, — я цветы видел.

Все наперебой стали спрашивать.

— Какие цветы?

— Где?

— В лесу видел. На полянке. Когда я заблудился. Уже вечер, кругом темно. А цветы стоят белые и как будто светятся.

Ребята засмеялись:

— Мало ли в лесу цветов! Тоже радость нашёл!

— А ещё я один раз зимой крыши видел, — сказал Ваня.

Ребята засмеялись ещё громче:

— Значит, летом ты крыши не видишь?

— Вижу. Только зимой на крышах был снег. И солнце светило. С одной сто-роны крыша синяя, а с другой — розовая. И вся блестит.

— Вот ещё! — сказала Алёнка. — Как будто мы снег на крыше не видели. А что он был синий да розовый, это ты выдумал.

— Да он просто так, — сказал Петя Петухов, — он нарочно!

— Может, у тебя ещё какие радости есть? — спросила Таня.

— Есть, — сказал Ваня, — ещё я видел серебряных рыбок.

Дёмушка вскочил.

— Где?— Настоящих? Серебряных?

Петя Петухов даже вскочил.

 — В пруду? В речке?

— В луже, — сказал Ваня.

Тут все так и повалились со смеху. А Петя Петухов проворчал:

— Я так и знал. Он же всё нарочно!

— Нет, не нарочно, — сказал Ваня, — после дождя под яблоней была лужа. Голубая. А в неё солнце светило. И ветер был. Вода дрожала, и в ней сереб-ряные рыбки играли.

— Вот болтун, — сказала Алёнка, — никакой у него радости нет, так он и придумывает.

Алёнка смеялась. А Таня сказала задумчиво:

— А может, у него этих радостинок побольше, чем у нас. Ведь он их где хочешь найдет.

III. Чтение и анализ рассказа.

1. Первичное чтение.

2. Беседа по содержанию.

- Кто сидел на бревнышках под березами?

- О чем говорили ребята? - Какие радости были у них?

- Почему Ваня молчал?

- О каких радостях рассказал Ваня?

- Почему ребята стали смеяться?

- Согласны ли вы с Таней? - В чем заключается основная идея рассказа?

(Радости заключаются не только в материальных вещах, подарках, но и в красоте природы. В прекрасном, что нас окружает: закаты и восходы, лунные ночи, капли росы на траве. Но, как сказал чешский писатель Карел Чапек: «Смотрят все, а видят - немногие»)

IV. Выразительное чтение рассказа.

Мотивация чтения. В рассказе ребята все разные. Надо так прочитать, чтобы мы «увидели» и услышали. Аленку, Таню, Петю Петухова, Демушку и Ваню.



V. Инсценирование рассказа.

1. Распределение ролей. Работа над образом выбранного персонажа.

2. Репетиция. Учитель обращает внимание на естественность и реализм игры исполнителей. Особое внимание обращается и на роль автора, ведь он тоже герой рассказа: он переживает, улыбается, думает.

3. Инсценировка.

4. Обсуждение «спектакля», оценка собственных достижений.

VI. Итог урока. Оценки. Рефлексия: Что узнал нового? Что понравилось больше всего? Все ли получилось, что было запланировано?

VI1. Домашнее задание. Написать сочинение: «Какие радости бывают в жизни».









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее