«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок по литературе в 4 классе. Внеклассное чтение. А.П.Гайдар "Тимур и его команда"

Урок-обобщение по повести А.Гайдара "Тимур и его команда". Работа в группах. Показ презентации к уроку - информация о писателе, слайды с героями повести. Учащиеся рассказывают по слайдам, какое событие или эпизод повести они увидели. Выборочное чтение. Инсценировка. Работа в группах, тесты, "Горячий стул", рефлексия.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Открытый урок Класс: 4 урок 44

КГУ ОСШ –гимназия «Мырзакент» учитель начальных классов Вольвакова Елена Ивановна

Тема урока: Внеклассное чтение А.Гайдар. Тимур и его команда

Цель урока:

Закрепление и разбор повести «Тимур и его команда»,

продолжить работу над совершенствованием качеств полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения.

Развивать восприятие, мышление, внимание, воображение, память, устную речь учащихся.

Оборудование: учебник, компьютер- презентация,, карточки, таблицы, тесты, словарь

Дополнительно: учащиеся самостоятельно готовят задание по внекл чтению


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

2 мин.

  1. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Разделение на группы по приему «Выбери меня»

Психологический настрой

- Руки? (на месте)

- Ноги? (на месте)

- Локти? (у края)

- Спина? (прямая)

Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы.

«Миф», «Былины», «Сказка», «Рассказ»

Карточки с героями произведений

17 мин.

  1. Мотивация к изучению нового.

(Дополнительное д/з для уч-ся по внекл чтению) (ученицы сюрпризом подготовили отрывок из сказки)



«ГОРЯЧИЙ СТУЛ»

  • Когда была написана повесть?(в 1940 г)

  • В каком году книга вышла в печать?(в 1941г)

  • В течение какого месяца и в какой газете печаталась эта книга?(в течение всего сентября в газете «Пионерская правда»)

  • В каком году А Гайдар написал сценарий к фильму? (в 1940)

  • В каком году вышел первый фильм «Тимур и его команда? (в 1940)



С помощью наводящих вопросов, учитель проводит закрепление темы по повести с просмотром презентации «Тимур и его команда»

С чего началась история?

С какими героями мы познакомились, прочитав отрывок?

Что вы узнали о Жене и Ольге?

Где был их отец?

Что должна была сделать Женя?

-Куда попала Женя?

-Почему она не смогла уйти из этого дома?-Кто её не выпускал?

(Выборочное чтение)

  • Что натворила Женя в этом доме?

Вопросы после слов из книги «…обиженная Женя ушла в сад».

- Кто такие Ольга и Женя? Кто из них старше? Докажете, что Ольга старше. (Ответы детей.)

- Какой мы увидели Ольгу? (Серьезная, заботливая.)

- Какой характер у Жени? ( Она добрая, но беспечная.)

Вопросы после слов из книги «…Очень странно».

- Кого вам напоминает Женя в этой ситуации? (Она ведет себя как мальчик, т. к. у нее в руках рогатка.)

- Какая черта характера Жени раскрывается в этом отрывке? (Женя - озорная девочка.)

Вопросы после слов из книги «…Она сняла трубку».

- На какой необычный чердак попала Женя? (Чердак был обитаем.)

- Что Жене показалось странным на чердаке?

(Прочитайте описание чердака)

- Как ведет себя Женя на чердаке? (Она представила себя на военном корабле, на котором ведет сражение с воображаемым противником.)

- Какую роль в игре выбрала себе Женя? (Роль капитана.)

- Какие черты характера девочки раскрываются в этом эпизоде? (Она веселая, фантазерка, лидер.)

- Докажите, что Женя фантазерка. (Ответы детей.)

- Отчего Жене «стало не по себе»? (Ответы детей.)

- Кто предупреждает Женю об опасности? (Ответы детей.)

- Что же рассердило ребят из команды Тимура, ведь Женя забралась на чердак в своем саду? (Ответы детей.)

- Как А.Гайдар выделяет Тимура из команды? (Тимур был в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда.)

- Как могло получиться, что Тимур знает Женю, а Женя только слышала о нем?

- Мы не сможем ответить на этот вопрос, т.к. нам для этого надо прочитать повесть полностью.

- Каким мы увидели Тимура? (Он смелый, добрый.)

- Женя поняла, чем занимаются ребята? (Ответы детей.)

- Женя стала участницей этой удивительной игры.

- Ребята играют или выполняют какие-то очень важные дела? (Ответы детей.)

- Что же важного в их делах? (Ребята готовы прийти на помощь тем, кто попал в беду.)

- Это очень важно для самих ребят. Именно в детстве закладываются крупицы добра, правильного отношения к людям, к Родине.

- Почему именно Тимур стал командиром? (Ответы детей.)

- Какие качества в нем ценят ребята? (Тимур мужественный, добродушный, отзывчивый, сильный, честный.)

Угадай, кто это:

  • У нее «такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер»

  • «Высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати. На нем были легкие черные брюки и темно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой»

  • «Косматый, одетый в лохмотья хромоногий старик, который держал в руке кривую обнаженную саблю»

Ученики отвечают на вопросы учителя.

презентация

10 мин.

  1. Актуализация знаний

  2. Словарная работа – что означает слово «команда»?

  3. (каждый ученик высказывает своё мнение и получает карточку со словом «команда»; сколько значений имеет слово?)

КОМАНДА ЭТО:

  1. Краткий устный приказ установленной формы. Раздалась команда: «Огонь!»

  2. Начальствование над какой-нибудь воинской частью. Отряд под командой лейтенанта.

  3. Отряд воинское подразделение. Пожарная команда. Саперная команда.

  4. Личный состав, экипаж судна. Команда корабля.

  5. Спортивный коллектив. Футбольная команда.

  1. Группа связанных чем-нибудь людей, чье-нибудь окружение. Дворовая команда ребят

Работа в группах –Дать характеристику команде Тимура и шайке Квакина

Индивидуально – каждый ученик работает с тестом по теме


Сравните характеры этих героев, цель их занятий, поведение в переговорах,



– Как, по вашему мнению, автор относится к своим героям? Почему вы так думаете? (Высказывания детей с опорой на текст.)

Ученики работают над текстом. Демонстрируют свои знания.


учебник



карточки




7 мин.

  1. Закрепление урока. Просмотр слайда презентации

В конце повести герои - Тимур и его команда - вывели банду Квакина на чистую воду. Они придумали умный план, в результате которого хулиганы попались в ловушку – их заперли на базарной площади в будке, и все увидели, кто ворует фрукты из садов. Тимур выпустил главу хулиганов, несмотря на то что тот не хотел этого. Так благородный герой и его друзья победили, а хулиганы были повержены, но больше – в моральном плане.

Заключительный аккорд: "У него есть друзья!"(читает ученица)


Ученики демонстрируют свои знания.


3 мин.

V.Итог урока. Этап рефлексии:.

- Чему научил вас урок?
- Какое впечатление осталось у вас от урока?

Оценивают работу своих одноклассников,

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

стикеры




1 мин.

VI. Домашнее задание. Пересказ по памяти


Записывают домашнюю работу в дневниках.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее