Ещё древние люди понимали, что движение пальцев и кистей рук несут положительное воздействие на развитие человека.
В современном мире доказано и широко используется методика воздействия на кисти рук, а через них на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ним. Так, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Уважаемые родители!
Детские специалисты советуют упражнять детей в развитии движения рук, т. к. это помогает детям правильно держать кисточку, карандаш, ручку, регулировать силу сжатия и надавливания на пластилин, кисточку, формирует формообразующие движения (рисование кругов, прямых линий, треугольных и прямоугольных предметов, помогает ориентироваться в пространстве.
Выполняйте с детьми упражнения мячиками с шипами, каменными шариками, грецкими орешками, зажатыми в кисти руки на ладошке, приводимые в движение пальчиками. Регулярные упражнения с этими предметами улучшат память, умственные способности, устранят эмоциональное напряжение, поспособствуют развитию
координации движений, дадут силу и ловкость рукам, поддержат жизненный тонус. Эти упражнения улучшат произношение многих звуков и поспособствуют развитию речи ребенка.
Также для успешного развития устной и письменной речи обязательно нужно выполнять упражнения по развитию мелкой моторики рук: работа с пластилином, мелким конструктором «Лего», пазлами различной величины (от крупного к мелкому, с мозаикой. Положительное действие оказывает перекатывание восьмигранного карандаша между ладонями. Интересно и полезно будет детям перекладывание карандашей, пуговиц, спичек из одной кучки или коробочки в другую. Предлагайте детям разминать пальцами тесто, катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики.
Двумя пальцами рук (указательным и средним) «ходить» по столу (медленно – быстро).
Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).
Наматывать (круговые движения) тонкую проволоку, нитки на катушку (на собственный палец).
Рисовать пальцем, кистью руки в воздухе, рисовать на запотевшем стекле, песке, снегу, на бумаге.
Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.
Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.
Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций. Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.
МКДОУ детский сад «Сказка» Памятка для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речевых компонентов»
Составитель: учитель - логопед Коцолапенко Г.В. г. Купино
|
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!