«Зимний фестиваль знаний 2026»

Виды проектов и исследований, которые наиболее эффективно формируют конкретные компоненты функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, глобальной компетенции) на уроках иностранного языка

Выступление из опыта работы учителя английского языка об использовании метода проектов для формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Виды проектов и исследований, которые наиболее эффективно формируют конкретные компоненты функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, глобальной компетенции) на уроках иностранного языка


Под функциональной грамотностью понимается комплекс способностей, обеспечивающих учащимся эффективное применение полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Этот термин охватывает ключевые сферы развития, среди которых выделяются читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая и глобальная компетенции. Метод проектов является эффективным способом формирования функциональной грамотности учащихся, поскольку позволяет интегрировать разнообразные виды деятельности и компетенции в единый образовательный процесс.

Давайте проанализируем, каким образом пять базовых компонентов функциональной грамотности формируются в рамках проектной деятельности на занятиях английского языка в начальной школе.


▌ Читательская компетенция


Метод проектов способствует развитию навыков чтения и понимания текстов на иностранном языке. Ученики работают с разнообразными ресурсами — литературой, статьям, сайтами и иными источниками, учатся выделять важную информацию и формировать собственные заключения.


▌ Примеры проектной деятельности:


— Создание иллюстрированных мини-книг на английском языке («My First English Book»).

— Представление любимой книги или литературного героя.

— Исследовательские проекты по адаптации сюжетных линий популярных детских произведений.


Такие проекты содействуют формированию интереса к чтению и активному поиску нужной информации.


▌ Математическая компетенция


Проектная работа помогает интегрировать изучение математики в занятия иностранным языком путем вовлечения учеников в задания, содержащие расчеты, измерение и обработку чисел.


▌ Возможные проекты:


— Оформление учебного расписания на неделю с обозначением длительности предметов.

— Планирование индивидуального школьного меню с подсчетом энергетической ценности блюд.

— Конструирование дидактических игр для отработки простейших арифметических операций.


Данная форма работы обеспечивает прочную взаимосвязь языкового и математического образования, делая уроки интересными и полезными.


▌ Естественнонаучная компетенция


Экологическое просвещение и ознакомление с миром природы гармонично интегрируются в рамки учебных проектов на уроках английского языка. Школьники осваивают базовые представления о природе и окружающей среде, изучая соответствующую тематическую лексику и пополняя объем своих общих представлений о планете.


▌ Варианты реализации проектов:


— Исследование природных особенностей своего региона и создание презентаций о растительном и животном мире.

— Акции экологической направленности, такие как сбор вторсырья или участие в уборке территории.

— Выпуск стенгазет, посвященных изучению животного и растительного мира нашей планеты.


Данный подход прививает осознанное отношение к вопросам охраны окружающей среды и воспитывает бережное отношение к природе.


▌ Финансовая грамотность


Практикоориентированные проекты помогают школьникам освоить первичные финансовые навыки, такие как ведение учета расходов, осуществление покупок и оценка стоимости товаров.


▌ Образцы проектов:


— Организация виртуального магазина, где дети выполняют роли продавцов и покупателей, совершая денежные операции.

— Формирование домашнего бюджета семьи на ограниченную сумму денег с использованием иностранного языка.

— Игра-симуляция туристического путешествия, где участники планируют траты на дорогу, еду и отдых.


Подобные упражнения позволяют сформировать элементарные представления о финансовой дисциплине и разумном потреблении ресурсов.


▌ Глобальная компетенция


Особое значение имеет воспитание культуры уважения к другим народам и традициям. Проекты нацелены на раскрытие многообразия культур и популяризацию культурных ценностей различных стран.


▌ Идеи проектов:


— Международный фестиваль традиционной кухни, где каждый участник готовит фирменное блюдо и рассказывает о нем на английском языке.

— Выставка национальных костюмов и символики государств.

— Художественно-творческие конкурсы рисунков и поделок, подчеркивающие богатство культурного наследия человечества.


Такого рода мероприятия способствуют формированию уважительного отношения к различным народам и культурным особенностям.


Основные виды проектов, используемых мною в моей педагогической практике для формирования функциональной грамотности:


1. Игровые проекты («Playful Projects»)


Занимательная игровая составляющая привлекает внимание малышей, превращая учебу в приятное занятие. Через игры учащиеся быстрее усваивают новые понятия и структуры языка.


Пример игрового проекта:


— «Zoo Adventure»: дети рисуют животных, создавая иллюстрации и озвучивая их описания на английском языке, используя простые конструкции («This is an elephant»).

— «Волшебный город»: класс делится на команды, каждая команда придумывает названия улиц, магазинов, кафе на английском языке и презентует свою версию города.


Цель: стимуляция творчества, усвоение грамматических структур и расширение словаря.


2. Художественные проекты («Artistic Projects»)


Творческая активность также полезна для овладения новыми английскими словами и структурами. Юные художники создают рисунки, скульптуры и коллажи, одновременно работая над совершенствованием навыков говорения и письма.


Пример художественного проекта:


— «Toy Story Time»: ребенок готовит рисунок любимого персонажа, представляя его классу с применением простых конструкций.


Цель: укрепление навыков построения предложений и пополнение активного словарного запаса.


3. Музыкально-драматические проекты («Musical & Dramatic Projects»)


Музыкальные композиции и театральные постановки являются действенным инструментом улучшения навыков аудирования и выразительной речи. Театральное искусство развивает память, воображение и уверенность в себе.


Пример музыкального проекта:


— «Rhyme Party»: маленькие актеры исполняют детские стихотворения на английском языке перед одноклассниками.


Цель: улучшение произносительных навыков, навыков аудирования, повышение внимания к деталям языка и выработка уверенности в выступлениях.


4. Экообразовательные проекты («Eco-Friendly Projects»)


Проекты, ориентированные на охрану природы, дополняют учебные программы и воспитывают чувство заботы о нашей планете.


Пример экообразовательного проекта:


— «Green Planet»: учащиеся разрабатывают агитационные материалы на тему защиты окружающей среды, обращаясь к окружающим на английском языке.

— «Magic Tree»: каждый ученик готовит рисунок листа дерева, пишет своё желание на английском языке и прикрепляет его на общее дерево в классе.


Цель: приобретение активной жизненной позиции, воспитание любви к природе, увеличение объема специализированной лексики.


5. Кулинарные проекты («Cooking Projects»)


Совместное приготовление блюд служит превосходным предлогом для обогащения кулинарной лексики и тренировки разговорных навыков.


Пример кулинарного проекта:


— «World Kitchen Tour»: организуется празднтк, где школьники представляют традиционные блюда различных стран, рассказывая о рецептуре на английском языке.

— «Магазин продуктов»: дети играют в магазин, продавая фрукты, овощи и прочие продукты, используя фразы на английском языке.


Цель: расширение пассивного и активного словаря, развитие коммуникативных навыков.


6. Этнокультурные исследования («Cultural Exploration Projects»)


Эти проекты погружают детей в культуру англоговорящих стран, развивая интерес к культуре и обычаям других народов.


Пример этнокультурного проекта:


— «People Around Us»: мини-исследование и презентация детьми уклада и быта разных стран или городов на английском языке.


Цель: усиление мотивации к изучению иностранного языка, углубленное познание зарубежной культуры.


Выводы

Формирование функциональной грамотности у младших школьников предполагает включение интересных творческих и исследовательских проектов, способствующих заинтересованности ребят в изучении иностранного языка и расширяющих их общий кругозор. Для успешного достижения целей важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности, а также уровень подготовки обучающихся.







































Список использованной литературы и интернет-ресурсов:


1. Бурлакова О.В., Максимова Т.А. Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы средствами иностранного языка // Начальная школа плюс До и После. — №8, 2023 г. — С. 25—30.


2. Васильева Е.Н., Захарова А.И. Игровая методика развития функциональной грамотности младших школьников // Педагогический журнал Башкортостана. — №1 (68), 2022 г. — С. 41—46.


3. Курбатова Н.С., Иванова К.Ю. Современные подходы к развитию функциональной грамотности обучающихся начальных классов // Молодой ученый. — №10, 2024 г. — С. 115—119.


4. Морозова Д.Г., Федотова Ю.Е. Методы и приемы организации проектной деятельности на уроках английского языка в начальной школе // Вестник Томского педагогического университета. Серия: Педагогика. — №3, 2024 г. — С. 156—161.


5. Овчинникова О.М., Якимова Е.П. Интерактивные технологии формирования функциональной грамотности на уроках английского языка // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: педагогика. Психология. — №3 (262), 2023 г. — С. 125—130.


6. Ассоциация учителей английского языка России — сборник статей и публикаций по инновационным технологиям обучения английскому языку: http://www.elt-russia.org/


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее