«Зимний фестиваль знаний 2025»

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Тест разработан учителем для проверки знаний по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг." в 11 классе.

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

11 класс. Великая Отечественная война

1 вариант.

1. Определите причины поражений Красной армии в начальный период войны.

2. Насколько успешно выполнялся поначалу план «Барбаросса»?

3. Определите роль Смоленского сражения в Великой Отечественной войне. О каких событиях, происшедших в ходе Смоленской битвы, можно сказать: «Впервые в Великой Отечественной войне…»?

4. Что такое антигитлеровская коалиция? Когда она возникла?

5. Сравните два крупнейших сражения Великой Отечественной войны — Сталинградскую и Курскую битвы по предложенным вами критериям. (Даты?)

6. Какие решения были приняты на Тегеранской конференции? Оцените эти решения, соотнесите их с военно-стратегической ситуацией того времени и с интересами ведущей «тройки» антигитлеровской коалиции.



11 класс. Великая Отечественная война



2 вариант

1. Определите, как проходила мобилизация СССР на войну с Германией. При этом охарактеризуйте процесс перестройки советской экономики, социальных отношений и идеологии с началом и в ходе войны.

2. Каковы хронологические рамки коренного перелома в войне? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Охарактеризуйте значение битвы под Москвой. Составьте тезисы ответа. При этом обратите внимание на различные аспекты значения сражения — военно-стратегический, морально-политический, международный.

4. Охарактеризуйте роль поставок по ленд-лизу в СССР в 1942-1943 гг.

5. Когда перед союзниками впервые был поставлен Вопрос о втором фронте? В чём заключалась проблема его открытия? Какую роль сыграл второй фронт в войне? Как его открытие повлияло на действия советских войск?

6. Дайте характеристику решениям Ялтинской конференции. Сравните их с решениями конференции в Тегеране.












11 класс. Великая Отечественная война

1 вариант.

1. Определите причины поражений Красной армии в начальный период войны.

1) значительные силы Красной Армии были сосредоточены у самой границы;

2) приграничные части Красной Армии не были должным образом замаскированы, потому их расположение было хорошо известно противнику, что значительно увеличило точность первого удара вермахта;

3) приграничные силы Красной Армии не были приведены в состояние боевой готовности, нападение для них явилось полной неожиданностью;

4) немецкая тактика блицкрига, включавшая согласованные маневренные удары авиации и танков, уничтожение связи между боевыми частями противника, показала свою действительную эффективность;

5) ослабленный репрессиями командный состав СССР в большинстве случаев не смог противопоставить блицкригу организованное сопротивление;

6) из Москвы долгое время приходили не отвечавшие ситуации директивы о немедленном переходе в контрнаступление, из-за чего уцелевшие силы не успевали сосредоточиться в единый кулак и подготовить наступление, а просто расходовались впустую;

7) основная часть броне и авиатехники вермахта превосходила по основным характеристикам самые массовые модели аналогичной советской техники.

2. Насколько успешно выполнялся поначалу план «Барбаросса»?

Ответ. Летом 1941 года план «Барбаросса» выполнялся в целом успешно, хотя потери вермахта были несколько больше запланированных. Первое крупное отклонение от него было предпринято по приказу лично А. Гитлера: вместо того, чтобы сосредоточиться на скорейшем захвате Москвы, он приказал перенести акценты на южное и северное направления. Из-за этого наступление на Москву не успели осуществить до начала распутицы.

3. Определите роль Смоленского сражения в Великой Отечественной войне. О каких событиях, происшедших в ходе Смоленской битвы, можно сказать: «Впервые в Великой Отечественной войне…»?

Ответ. В ходе Смоленского сражения удалось остановить продвижение группы армий «Центр», тем самым отсрочить наступление на Москву. Из-за этого наиболее благоприятное время для этого наступления было упущено. Начали складываться предпосылки для срыва плана «Барбаросса». Таких результатов удалось достичь благодаря беспримерному героизму бойцов Красной армии, а также стратегической ошибки фашистского руководства. В ходе этой битвы впервые в Великой Отечественной войне гитлеровцы сами попали в окружение в результате смыкания двух наступающих «клиньев». А также впервые за время существования Красной армии в её составе появились гвардейские подразделения.

4. Что такое антигитлеровская коалиция? Когда она возникла?

Ответ. Это союз США, Великобритании и СССР против стран «Оси Рим-Берлин-Токио». Окончательно она оформилась в июне 1942 года.

5. Сравните два крупнейших сражения Великой Отечественной войны — Сталинградскую и Курскую битвы по предложенным вами критериям. (Даты?)

1) наступление вермахта на южном направлении летом 1942 года было неожиданностью для Красной армии, в то время как план операции «Цитадель» был известен советской разведке задолго до начала наступления и оборона Курской дуге была хорошо подготовлена;

2) в начале Сталинградской битвы Красная армия была вооружена ещё плохо (согласно воспоминаниям К.К. Рокоссовского IV танковую армию в шутку называли четырёхтанковой, потому что во всей, подчёркиваю, танковой армии было 4 исправных танка), в то время как в Курской битве Красная армия изначально обладала преимуществом и в живой силе, и в технике;

3) во время Сталинградской битвы оборонительная фаза продолжалась гораздо дольше, чем во время Курской;

4) решающая фаза Сталинградской битвы проходила в городе, а Курской – на открытых пространствах, среди лишь немногочисленных деревень;

5) Сталинградская битва стала началом коренного перелома, Курская его завершила.

6. Какие решения были приняты на Тегеранской конференции? Оцените эти решения, соотнесите их с военно-стратегической ситуацией того времени и с интересами ведущей «тройки» антигитлеровской коалиции.

Ответ. Решения Тегеранской конференции помогли скоординировать удары по фашистскому блоку, что отвечало интересам всех стран антигитлеровской коалиции. Также на этой конференции началось обсуждение послевоенного устройства мира именно в интересах ведущих держав, а не более мелких стран. В частности, об этом говорит право «вето», которым в созданной по результатом нескольких конференций ООН наделялись ведущие мировые державы, польский Вопрос решался без участия поляков и т. Д. Решения конкретно Тегеранской конференции следующие:

1) определена примерная дата открытия II фронта на территории Франции (непосредственно включённой в состав III Рейха);

2) определена послевоенная территория Польши, не включавшая земли, захваченные СССР в 1939 году;

3) де-факто было закреплено за Советским Союзом право в качестве контрибуции присоединить к себе после победы часть Восточной Пруссии;

4) по Вопросу о включении Прибалтийских республик в состав СССР должен проходить плебисцит, но без какой-либо формы международного контроля;

5) Ф. Рузвельт предложил разделить Германию на 5 государств;

6) продолжалось обсуждение структуры международной послевоенной организации по поддержанию мира;

7) И.В. Сталин дал обещание вступить в войну против Японии после разгрома Германии.

второго фронта, но показательна сокрушительность поражения англо-канадских сил: они потеряли около 60% личного состава, проиграли воздушные бои. Это окончательно убедило американскую сторону: в ноябре войска США высадились в Марокко и Алжире, а высадка на французское побережье была отложена до 1943, а позже и до 1944 года.















11 класс. Великая Отечественная война



2 вариант

1. Определите, как проходила мобилизация СССР на войну с Германией. При этом охарактеризуйте процесс перестройки советской экономики, социальных отношений и идеологии с началом и в ходе войны.

Ответ. Мобилизация СССР:

1) призыв руководства страны к населению сплотиться;

2) объявление войны Отечественной;

3) мобилизация в Красную армию и ополчение;

4) эвакуация промышленности на восток и организация работы на новом месте;

5) спешная доработка оружия Красной армии и разработка новых образцов («Катюша», противотанковые ружья и т. Д.);

6) перевод промышленности на обслуживание армии;

7) новый режим и условия работы на оборонных заводах;

8) обеспечение армии продовольствием – «битва за урожай»;

9) реабилитация некоторых офицеров Красной армии;

10) приказ «Ни шагу назад!» и значение его для дальнейшей войны;

11) отправка на фронт ранее репрессированных и прощение отличившихся.

2. Каковы хронологические рамки коренного перелома в войне? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответ. Коренной перелом начался, когда Красная армия приступила к контрнаступлению под Сталинградом 19 ноября 1942 года, потому что после этого стратегическая инициатива на Восточном фронте перешла в руки Красной армии окончательно, как позже выяснилось. Во время Курской битвы вермахт предпринял последнюю серьёзную попытку на Восточном фронте её перехватить. Эта попытка провалилась, что стало окончательно ясно с началом советского контрнаступления 12 июля 1943 года. Таким образом, коренной перелом продолжатся с ноября 1942 по июль 1943 годов.

3. Охарактеризуйте значение битвы под Москвой. Составьте тезисы ответа. При этом обратите внимание на различные аспекты значения сражения — военно-стратегический, морально-политический, международный.

Ответ. Значение:

1) в ходе битвы и последующего контрнаступления фашистские войска были отброшены на 100-250 км;

2) только безвозвратные потери фашистских войск (не считая позже вернувшихся в строй) составили почти миллион солдат и офицеров (в основном опытных, прошедших европейскую компанию), более 4 тысяч танков и почти тысячу самолётов;

3) на Восточный фронт гитлеровцам пришлось срочно перебрасывать подкрепления, часть которых предназначалась для отправки в Африку;

4) план «Барбаросса» оказался окончательно сорван;

5) развеян оказался миф о непобедимости вермахта и тактики блицкрига;

6) в ходе битвы Красная армия доказала свою боеспособность, что ускорило (а может быть, и сделало возможным) окончательное оформление Антигитлеровской коалиции США, Великобритании и СССР;

7) победа вызвала чрезмерную самоуверенность Красной армии, что привело к необдуманным наступлениям в последующие месяцы.

4. Охарактеризуйте роль поставок по ленд-лизу в СССР в 1942-1943 гг.

Ответ. По ленд-лизу поставлялись как необходимые СССР оружие и материалы, так и продукция, значительно уступавшая советским аналогам (например, пистолет-пулемёт Томсона). Однако отдельные виды поставок сыграли исключительно важную роль. Примером могут служить грузовые автомобили «Студебеккер», которые составляли значительную часть советского парка грузовиков, именно на них со временем стали монтировать знаменитые установки реактивного огня «Катюша». Важны были и поставки материалов. На территории СССР почти отсутствуют месторождения бокситов. Поэтому советские самолёты начала войны делались из фанеры и парусины. Более поздние модели (те же знаменитые Як-9) изготавливали уже из алюминия именно благодаря поставкам этого металла по ленд-лизу. Таким образом, данные поставки играли важную роль в оснащении Красной армии, хотя не все наименования поставляемого были действительно полезны.

5. Когда перед союзниками впервые был поставлен Вопрос о втором фронте? В чём заключалась проблема его открытия? Какую роль сыграл второй фронт в войне? Как его открытие повлияло на действия советских войск?

Ответ. Впервые Вопрос о втором фронте был поднят на Первой Вашингтонской конференции «Аркадия», проходившей с участием Ф.Д. Рузвельта и У. Черчилля с 22 декабря 1941 по 14 января 1942 годов, то есть вскоре после вступления в войну США. Тогда немедленное открытие второго фронта предлагала американская сторона, считавшая справедливыми требования не присутствовавшей на конференции советской дипломатии. Однако британская сторона настаивала на самоубийственности такого шага на том этапе, предлагая вместо него высадку в западной части Северной Африки. Правильность британской позиции подтвердила попытка высадиться в районе Дьепа в Северной Франции 19 августа 1942 года. Она не была столь масштабной, чтобы претендовать на открытие

6. Дайте характеристику решениям Ялтинской конференции. Сравните их с решениями конференции в Тегеране.

Ответ. Во время Тегеранской конференции основной упор был сделан на дальнейших планах боевых действий, послевоенное устройство обсуждалось меньше (в основном это был польских Вопрос). К моменту проведения Ялтинской конференции было в целом понятно, как дальше действовать в военном отношении, зато Вопросам послевоенного устройства было уделено гораздо больше внимания. В целом 4-11 февраля 1945 года решалось:

1) какими будут послевоенные границы европейских государств;

2) какое будет соотношение влияния Запада и СССР после войны в разных странах Европы;

3) послевоенное устройство Германии, зоны оккупации;

4) основные принципы формирования ООН.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее