В начале педагогического пути.
Профессию учителя считаю самой главной на свете. Учительство это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Д.С. Лихачев.
Путь к профессии моет быть разным: случайным или осознанным, трудным или легким, удачным или ошибочным. Выпускник педагогического вуза или колледжа, придя работать по специальности, начинает в своем повседневном труде применять знания и практические навыки, полученные во время обучения . Однако на этом пути его дет множество проблем.
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, часто теряется. Тех теоретических знаний, полученных в вузе, часто не хватает. На практике зачастую эти знания применить очень сложно, так как молодой специалист сталкивается с непривычными для него ситуациями, а от недостатка педагогического опыта ему сложно справиться с трудностями.
Самыми распространенными проблемами молодого специалиста являются:
- Необходимость организовать урок так, чтобы он способствовал усвоению учебного материала, способствовал самостоятельной познавательной деятельности и умственному развитию всех учащихся. Здесь возникают проблемы в подготовке учебного материала, а также с выбором соответствующих методов обучения.
- Подбор дидактического материала и нахождение способов и приемов создания таких учебных ситуаций, которые обеспечивали бы наиболее эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.
- Необходимость комплексного применения различных средств обучения, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала .
- Сложность формирования мотивов учения, активизация познавательного интереса учащихся на уроке, повышения их эмоционального настроения и обеспечение единства обучения, воспитания и развития.
- Адаптация в новом коллективе, трудности в общении с учащимися.
- Установление психологического контакта с учениками, в особенности с
трудными детьми.
- Установление контакта с родителями.
- Проблема дисциплины.
Если говорить о школе, то там должен царить свободный, открытый обмен мнениями опытом. Квалифицированный педагог долен помогать менее опытному. В школе важна благоприятная, дружелюбная атмосфера, очень важно чувствовать поддержку и понимание в новом коллективе.
Учителю важно любить всех детей одинаково: шалуна и послушного, сообразительного и тугодума, ленивого и примерного, а многим помочь стать лучше. Надо делить доброту души поровну между своими воспитанниками. Доброта и любовь к детям должны быть главным стимулом педагогической деятельности, общения с ребёнком. Доброе отношение к детям не должно ущемлять самолюбие и достоинство детей, оно помогает учителю вовремя прийти на помощь ученику.
Учитель должен быть человеком большого сердца, огромного трудолюбия, неиссякаемой энергии. К каждому из детей он должен найти подход: одному дать добрый совет, с другого строго спросить, к третьему подойти по-матерински ласково. Прикоснуться, обнять, поправить взъерошенные волосы, застегнуть туго набитый портфель, дать совет, выслушать секрет и называть детей только по именам. Все это занимает какие-то секунды, но это важно в жизни каждого человека. В учителе должно сливаться воедино и доброта, и простота, и строгость, и требовательность. Не только детям, но и всем людям, учитель должен дарить частички своей дущи. В нём должно уживаться терпение, мудрость, сила воли, оптимизм.
Чтобы научить детей учиться, надо хорошо знать своих учеников, быть внимательным к ним, уметь вовремя заметить усталость, знать физическое состояние ребёнка на момент урока, уметь переключить их внимание, чтобы сохранить работоспособность.
Добрая улыбка, негромкий мягкий голос завораживает детей. Доброжелательный тон, педагогический такт, эмоциональность, загадочность, неожиданность - вот творчество учителя. Стремление к творчеству может зажечь в детях лишь тот учитель, который работает сам творчески.
У учителя не должно быть уроков главных и второстепенных. Все задания на уроках должны носить не только обучающий, но и развивающий характер. Любой вопрос на уроке - почему, дети воспринимают как игру, но на самой деле учатся рассуждать, доказывать Работа должна строиться с учётом личности ребёнка, его потенциалов и возможностей. Учитель начальных классов не только должен учить письму и счёту, но и добру, отзывчивости, сопереживанию, сотрудничеству, потому что « кто не познал науку добра, тому всякая иная наука будет во вред». Учить детей быть людьми, учить любить и понимать родную природу, учить уважать старших, учить быть хорошим товарищем.
Безусловно, неотъемлемой частью успеха молодого специалиста является самообразование. Он просто обязан постоянно совершенствовать свои знания, личные качества.
Как много всего! Как этому соответствовать? Но все еще впереди! Я смогу , я в начале пути!
Учитель начальных классов Гордеева Ю. С.