«Зимний фестиваль знаний 2025»

Утренник в начальной школе "Золотая осень"

Утренник «Золотая осень» предназначен для учащихся начальных классов. Проведению мероприятия предшествовала большая подготовительная работа:

- проведена экскурсия на Херсоновку с целью наблюдения за изменениями в природе с наступлением осени;

- по итогам наблюдений дано задание написать сочинение на тему «Золотая осень», нарисовать рисунок;

- класс разделён на 3 группы (с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей) и каждая группа получила задание собрать материал, как в старину назывались осенние месяцы и народные приметы; подбор и запись загадок об осени и осенних явлениях

- составление аппликаций из осенних листьев;

- разучивание стихотворений об осени.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Утренник «Золотая осень»

Цель: Познакомить учащихся с красотой осенней природы, воспетой поэтами, художниками, композиторами во взаимосвязи с природой нашего края.

Задачи:

1. Формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;

2. Развивать познавательный интерес и прививать любовь к природе.

3. Расширить кругозор учащихся, развивать творческие способности

4.Закрепить правила друзей природы.

5. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

6. Раскрыть красоту и показать многообразие осенних красок.

Оборудование: компьютер, мультимедиа установка; диск «Шедевры изобразительного искусства»;

картина И.И. Левитана «Золотая осень», И.С. Остроухова «Золотая осень»; музыка П.И. Чайковского «Осень»; выставка поделок, рисунков и сочинений на тему «Золотая осень».

Класс украшен осенними листьями, ветками, колосьями, цветами.

На экране чередуются слайды.

На доске высказывания: «Сохраним родную природу!», обращение Пришвина; обращение М. Горького; плакат «Растения и животные, занесённые в Красную книгу Оренбургской области».


Учитель: Наш утренник начну с обращения писателя М.М. Пришвина к вам, школьникам:

«Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы.


В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

И действительно, наше государство постоянно и неустанно заботится о сохранности и приумножении наших природных богатств. В нашей стране ведется работа по озеленению дворов, улиц, скверов, бульваров. Зеленые насаждения – это украшение нашей планеты. Мы должны беречь природу (беседа о растениях и животных, занесённые в Красную книгу Оренбургской области).

Природа хороша по-своему во все времена года. Но особенными, волшебными красками украшает мир растений художница-осень!

Сегодня мы собрались на праздник золотой осени.




(Выходят ученики и читают стихи об осени.)

Осень! Осыпается весь наш бедный сад

Листья пожелтевшие по ветру летят

Лишь вдали красуются – там, на дне долин

Кисти ярко – красные вянущих рябин.


Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно – синий.

На листочках белый иней. Е. Головин.

(исполняется песня «Падают листья»)


Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса А.С. Пушкин.


Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит,

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит,

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер. Н.А. Некрасов.


Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой. И. Бунин.

На сцену выходит Осень.

Осень:

Здравствуйте, ребята! Очень много хорошего я услышала о себе, а теперь порадуйте меня своими знаниями. Отгадайте мои загадки:


1.Чем радует золотая осень человека? (хлебом, овощами, фруктами, ягодами, грибами, золотом лесов.)

2. Пришел сентябрь – осенний месяц, начинается…(учебный год)

3. Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (осенью)


4. Боится зверь ветвей моих.

Гнезд не построят птицы в них.

В ветвях краса и мощь моя

Скажите быстро – кто же я? (олень)

5. Без рук, без ног, в дверь стучится, в избу просится. (ветер)

6. Сидит зеленеет, падает желтеет, лежит чернеет. (лист)

7. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (птицы)

- Молодцы, ребята! Все загадки отгадали правильно.


Улетают, улетели. (Е. Благинина)

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще:

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет-

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи

Улетают, улетели, улетели и грачи.

(Песня «Скворушка прощается»)


Собрались и полетели. Е. Головина

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетерке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне – снегири.

(Песня «Листопад»)


ОСЕНЬ: Ребята, вам было дано задание узнать, как в старину назывались осенние месяцы, собрать народные приметы. (Группы ребят рассказывают о каждом осеннем месяце. См. приложение)

Сентябрь называли «жовтень» - за жёлтый цвет листвы, «рюин» - за рёв оленей, «хмурень» - за частое ненастье.

Октябрь – предзимье, первый суровый месяц осени; «грязник»- ни колеса, ни полоза не любит; «листобой», «зазимник».

Ноябрь называли «студень», « грудень», «полузимник».

Однажды ребята отправились в лес за грибами. Угадайте,

каких грибов они насобирали.

(Выходит группа ребят в костюмах различных грибов)

Подосиновик

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту

Зовусь я……(подосиновик)

Подберезовик

Не спорю, не белый,

Я братцы, попроще…

Расту я обычно в березовой роще.

Боровик

И под старою сосною,

Где склонился пень – старик,

Окружен своей семьею

Первый найден …(боровик)

Опята

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети-

На пеньках растем в лесу,

Как веснушки на носу.

Лисички

Очень дружные сестрички.

Ходим в рыженьких беретах.

Осень в лес приносим летом

Золотистые…(лисички)


Сценка:

Выходит мальчик – грибник

-Послушайте, ребята, какая забавная история приключилась со мной однажды в лесу:

Доброй летней порой

Бродим по лесу с сестрой.

Хоть устали от ходьбы-

В кузовках у нас грибы.

Вдруг мне крикнула сестричка:

- Глянь, под елкою лисичка!

Я от елки без оглядки,

Заблестели только пятки.

Я от страха онемел

В стороне за пень присел.

Громко сердце бьется,

А сестра смеется:

-Нас не съест она, поверь,

То грибок такой,

Не зверь.


ОСЕНЬ: Молодцы, ребята, хорошие стихи вы читали обо мне, все загадки отгадали верно, а многие из вас написали обо мне свои сочинения (учитель зачитывает 2 сочинения), нарисовали картины (обращает внимание на стенд с рисунками ребят), сделали аппликации из осенних листьев, поделки из природного материала. Молодцы! Порадовали вы меня!

Композитор П.И. Чайковский написал замечательную пьесу «Осень» (прослушивание записи)

УЧИТЕЛЬ: О дивной по своей красоте золотой осени рассказывали в своих произведениях не только писатели и поэты, передавали в музыке композиторы, но и изображали в своих картинах русские художники. (Беседа по картинам: И.И Левитана «Золотая осень», И.С. Остроухова «Золотая осень». Картины и портреты художников на экране.)

Русская природа – это основная тема произведений художника И.И. Левитана. Здесь изображён простой русский пейзаж, который вы встречаете в жизни не раз, но не останавливаете внимания на нём. А Левитан сумел подметить русское раздолье, простор лесов и полей. От картины веет спокойствием – течёт спокойная неширокая речка, трава уже пожелтела, краснеют кусты у самого берега. А слева парами стоят стройные деревья – две осинки, две берёзки. В траве между ними виден желтовато-красный ковёр осенней травы. Вдали голубеет небо, оно отражается в реке и делает её голубой. На правом берегу видна пышная берёза, а слева берёзовая роща. Вдали зеленеют озимые поля.

Художник использовал золотые, жёлтые, красноватые, голубые, тёмно-зелёные цвета красок. Он хотел показать нам русские просторы в осеннюю пору, передать величие и ширь наших лесов.


На картине И.С. Остроухова прекрасно показан праздник золотой осени. Правдиво и поэтично передан уголок старого парка. Ветви деревьев и кустарников с пожелтевшими листьями максимально приближены к зрителю. Мы можем долго рассматривать золотое кружево липы и разных листьев клена. В густой траве справа стоят два больших дерева. Золотая листва, среди которой выделяются светло-оранжевые листья клена, свешивается до земли. Из травы поднимаются многочисленные, уже начавшие желтеть побеги; слева видна дорожка, а за ней вдали группа деревьев с корявыми стволами и большими кронами. Симметрично расположенные стволы деревьев слева и справа от центра композиции подчеркивают покой, тишину в осеннем парке. Так мастерски описал золотую осень красками художник И.С. Остроухов.

ОСЕНЬ: Ребята, давайте вспомним правила друзей природы. (Смотри приложение).

На прощание я хочу проверить, наблюдательны ли вы.

1. Кто собирает яблоки спиной? (еж)

2. У кого щека вместо мешка? (у бурундука)

3. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (белка)

4. Листья каких деревьев осенью краснеют? (осины, черемухи, рябины)

5. У какого зверя в листопад появляются детеныши? (у зайца)

6. Куда на зиму прячутся лягушки? (в тину, под мох, в погреб)

7. А как называется цветок, который цветет осенью и украшает наши клумбы и квартиры? (астры)


Астра. Вс. Рождественский.


Осень под парком тенистым ложится

Золото кленов на воды пруда.

Кружатся листья… Умолкнули птицы

В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра – звезда.


Астру, с прямыми ее лепестками

С древних времен называли «звездой»

Так же ее вы называли и сами,

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки совсем золотой.


Близятся сумерки. Тонкий и острый

В небе созвездий колышется свет.

Астра на клумбе, душистой и пестрой

Смотрит, как светят далекие сестры

И посылает с земли им привет.

ИТОГ: Учитель.

Наш праздник, ребята, я закончу письмом А.М. Горького к своему сыну: «Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе, легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя нужным всем людям, и это чувство сделало бы тебя богатым душой.

Знай, что всегда приятней отдать, чем взять».

(Песня «Наш край»)


ПРИЛОЖЕНИЯ





И.И. Левитан «Золотая осень»









И.С. Остроухов «Золотая осень»











Илья Семёнович Остроухов






Сочинения учащихся


Передо мной картина И.Левитана “Золотая осень”. Мне эта картина очень нравится. Чувствуется, что художник любит русскую природу.

От картины веет спокойствием – течёт спокойная неширокая речка, трава уже пожелтела, краснеют кусты у самого берега. А слева парами стоят стройные деревья – две осинки, две берёзки. В траве между ними виден желтовато-красный ковёр осенней травы. Вдали голубеет небо, оно отражается в реке и делает её голубой. На правом берегу видна пышная берёза, а слева берёзовая роща. На заднем плане мы видим домики, так как предметы вдали кажутся дальше, меньше. Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть всю красоту, великолепной, увядающей природы. Вдали зеленеют озимые поля.

Картина вызывает у меня чувство радости и немного грусти. Исаак Левитан – один из самых душевных художников




На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью.

Пейзаж "Золотая осень" изображает самое лирическое из времен года. "Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", — так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повторял про себя Исаак Левитан, работая над своими знаменитыми пейзажами. Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.

Глядя на картину "Золотая осень", зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.





ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ:



  1. Не срывай цветов! Пусть красивые растения остаются в природе!


  1. Не ломай ветки деревьев и кустарников!


  1. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!


  1. Не убивай лягушек и жаб!


  1. Не лови диких животных и не уноси их домой!


  1. Не пугай птиц!


  1. Не разоряй муравейники!


  1. Не повреждай кору деревьев!


  1. Не сбивай грибы!



«Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы.

В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».


М.М. Пришвин.








«Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе, легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя нужным всем людям, и это чувство сделало бы тебя богатым душой.

Знай, что всегда приятней отдать, чем взять».

М. Горький







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее