«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок зарубежной литературы в 11 классе. Очерк жизни и творчества М.А.Булгакова. Связь писателя с Украиной

Цели урока: познакомить с основными этапами жизни и творчества писателя, рассказать о связи М.А.Булгакова с Украиной; развивать умения выступать с докладами перед аудиторией одноклассников, умения выразительного чтения художественных произведений, делать обобщения и выводы, строить логические схемы; воспитывать гуманистические идеалы, чувства патриотизма, интереса к истории нашей Родины.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок зарубежной литературы в 11 классе

Тема: Очерк жизни и творчества М.А.Булгакова. Связь писателя с Украиной

Цели: познакомить с основными этапами жизни и творчества писателя, рассказать о связи М.А.Булгакова с Украиной; развивать умения выступать с докладами перед аудиторией одноклассников, умения выразительного чтения художественных произведений, делать обобщения и выводы, строить логические схемы; воспитывать гуманистические идеалы, чувства патриотизма, интереса к истории нашей Родины.

Оборудование: портрет М.А.Булгакова; мультимедийные презентации «Доктор Михаил Булгаков», «Киевские адреса М.А.Булгакова», «Фельетон М.А.Булгакова «Киев-город», «Музей М.А.Булгакова в Киеве», «Памятники героям произведений М.А.Булгакова в Украине»; плакат «М.А.Булгаков в Украине»; схема «Михаил Булгаков и Украина».

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

І Организационный момент

ІІ Проверка домашнего задания (осуществляется в ходе урока).

ІІІ Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Среди известных имён зарубежных писателей, связанных с историей украинской культуры, особое место принадлежит Михаилу Афанасьевичу Булгакову. Известный классик русской литературы своими корнями и душой тесно связан с Украиной.

Умер и похоронен писатель в Москве.

Писательский талант раскрылся там же, где и были написаны наиболее значимые произведения.

В качестве врача Красноо Креста он работал в Каменец-Подольском (Хмельницкая область) и Черновцах (Буковина), в Смоленской губернии (Россия), во Владикавказе (Северный Кавказ, Россия).

Образование получил в Киеве.

Каждый город хранит память о писателе. Каждому городу он чем-то обязан…

Но есть земля у каждого человека, где он впервые увидел солнце и небо. Это родная земля, где родтлся и сделал первые шаги. Земля, которая подарила первые впечатления и оказала первые влияния, которые в детстве особенно сильны. Это прошлое человека всегда живёт в нём, так как именно оно сделало его тем и таким, кем и каким он стал в жизни…

Для М.А.Булгакова родной землёй была щедрая украинская земля с её яркой природой и славной историей. Связь со своей родиной стала для писателя и импульсом, и источником творчества.

Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока: «Очерк жизни и творчества М.А.Булгакова. Связь писателя с Украиной» (учащиеся делают запись в тетради, учитель – на доске).

Слушая излагаемый на уроке материал, мы сотавим логическую схему, которая поможет нам представить информацию в сжатом и обобщённом виде.

(Учитель помещет в центре доски центральную часть схемы «М.А.Булгаков в Украине»).

Мы познакомимся с некоторыми этапами жизни и творчества писателя, узнаем о связи М.А.Булгакова с Украиной; будем развивать умения выступать с докладами перед аудиторией одноклассников, умения выразительного чтения художественных произведений, делать обобщения и выводы, строить логические схемы. Блок-схемы 1 уровня мы определим сообща. Их будет пять. Блок-схемы 2 уровня, которые будут конкретизировать содержание блок-схем 1 уровня, вы должны будете определить самостоятельно, сделав соответствующие записи в тетрадях.

IV Восприятие нового материала

Слово учителя. (В процессе представления выступающих учитель поэтапно составляет логическую схему на доске (блок-схемы 1 уровня), учащиеся – в тетради, добавляя блок- схемы 2 уровня).

Дома все вы познакомились с биографией писателя, некоторые же ученики получили индивидуальные задания. Слушая их сообщения, делайте необходимые записи в тетради (логической схемы). В конце урока вам будет предложен тест по изученному на уроке материалу.

Место, где родился человек, — самое дорогое для него. С ним он чувствует кровную связь, к нему возвращается в воспоминаниях на протяжении всей жизни. М. Булгаков родился в 1891 году в Киеве.

О киевских адресах писателя наш первый рассказ. Слово предоставляется учащемуся, подготовившему выступление «Киевские адреса Михаила Афанасьевича Булгакова» (учитель дополняет схему блоком «Киев».

Затем учитель объясняет, какими блок-схемами 2 уровня можно дополнить блок «Киев»: музей, памятник, гимназия, университет, мемориальные доски, церковь).



Выступление учащегося с сообщением «Киевские адреса Михаила Афанасьевича Булгакова» (составление логической схемы учащимся на доске в процессе выступления).



Слово учителя

Особое место в жизни и творчестве М. Булгакова занимает дом № 13 на Андреевском спуске. Этот дом фигурирует в романах «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», пьесе «Дни Турбиных». Сейчас здесь расположен музей писателя. Об этом наш следующий рассказ.



Выступление учащегося с сообщением «Музей М.А.Булгакова в Киеве».



Слово учителя

Любовь к родине может проявляться по-разному. У М.Булгакова она выражается прежде всего в лирических, пропитанных любовью пейзажных картинах. Живя в Москве, писатель любил возвращаться в свой родной город. Каким он видел его, какие воспоминания в нём оживали? Об этом в следующем сообщении.

Выступление учащегося с сообщением «Фельетон М.А.Булгакова «Киев-город».

Слово учителя

Киев был с писателем всегда. Писатель любил свой родной город глубоко и нежно. Это чувство не смогли затмить самые прекрасные города и экзотические уголки мира. «Ах, какие звезды на Украине. Вот семь лет почти живу в Москве, а все-таки тянет меня на родину... Нет красивее города на свете, чем Киев. Эх, жемчужина — Киев!» — писал М. Булгаков . В его творчество Киев войдёт как Город (роман «Белая гвардия») и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи и родины. Давайте послушаем, каким же предстаёт в романе «Белая гвардия» Город.

Выступление учащегося (чтение отрывков из романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»).

Слово учителя

По образованию М.А.Булгаков был врачом. О том, как и где будущий писатель начал свою врачебную практику, наш следующий рассказ. (Учитель дополняет схему блоками «Каменец-Подольский», «Черновцы»).



Выступление учащегося с сообщением «Доктор Михаил Булгаков».

Слово учителя

Как мы уже сказали, в Украине много памятных мест, связанных с именем М.А.Булгакова. Однако надо отметить, что почитатели творчества писателя в Украине хранят память также и о любимых героях произведений писателя. Именно об этом следующее сообщение. (Учитель дополняет схему блоками «Житомир», «Харьков»).



Выступление учащегося с сообщением «Памятники героям произведений Булгакова в Украине».



Слово учителя

Благодарю всех выступавших сегодня.



V Применение знаний , умений , навыков

Задание.

- А сейчас давайте посмотрим, какие у нас получились логические схемы. (Учащиеся, выходя к доске, дополняют блок-схемы 1 уровня самостоятельно составленными блок-схемами 2 уровня.)

Тестовые задания (работа в парах)

  1. Где родился М.А.Булгаков?

  • Житомир

  • Киев

  • Черновцы

  1. Какой факультет киевского университета закончил будущий писатель?

  • Философский

  • Юридический

  • Медицинский

  1. В каком произведении писатель, описывая Киев, не называет его и пишет слово «Город» с большой буквы?

  • «Мастер и Маргарита»

  • «Собачье сердце»

  • «Белая гвардия»

  1. Город в Хмельницкой области, в котором будущий писатель работал в качестве добровольца Красного Креста в госпитале летом 1916 года.

  • Каменец-Подольский

  • Новоград-Волынский

  • Красилов

  1. Город, где находится памятник Лариосику, герою романа «Белая гвардия».

  • Хмельницкий

  • Киев

  • Житомир

  1. Город на Буковине, в котором будущий писатель работал в качестве добровольца Красного Креста в госпитале после Брусиловского прорыва в 1916 году.

  • Житомир

  • Черновцы

  • Хмельницкий

  1. Памятник какому герою романа «Мастер и Маргарита» находится на Андреевском спуске в Киеве?

  • Воланду

  • Мастеру

  • Коту

  1. Название улицы в Киеве, где находился дом, в котором родился будущий писатель.

  • Андреевский спуск

  • Воздвиженская

  • Кудрявская

  1. Название улицы в Киеве, где ныне находится музей писателя.

  • Воздвиженская

  • Кудрявская

  • Андреевский спуск

  1. Церковь в Киеве, в которой М.Булгаков венчался со своей первой женой.

  • Воздвиженская

  • Николы Доброго

  • Андреевская

  1. Улица в Харькове, где расположен Сад скульптур, в котором находится памятник М.А.Булгакову.

  • Сумская

  • Ольминского

  • Пушкинская

  1. Название, которое закрепилось за музеем писателя в Киеве.

  • Дом Булгаковых

  • Дом Турбиных

  • Дом Бородиных



Проверка выполнения тестовых заданий

Заключительное слово учителя

Место, где родился человек, — самое дорогое для него. Будь это город, село или деревня, они навсегда останутся в сердце человека. Ведь это маленькая родина, где прошли самые счастливые дни жизни. Всегда с любовью и нежностью мы вспоминаем этот милый сердцу уголок. Узы, связывающие человека с родиной, могут лишь ослабевать, но они никогда не рвутся. Вот и Михаил Афанасьевич Булгаков был тем человеком, который всем сердцем любил свою родину – Украину. Такой чистой и беззаветной любви к своей Родине мы должны с вами у него учиться.

Объявление домашнего задания

- Используя логические схемы, подготовить сообщения:

  • Особенности мировоззрения писателя. Его художественные и нравственные принципы





Или



  • История создания романа «Мастер и Маргарита»

Рефлексия

- Выскажите своё мнение об услышанном сегодня, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.







6


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее