Тема урока"Умножение одночлена на многочлен".
Цели урока:
Методическая:
-
организовать работу класса по обобщению распределительного свойства.
Образовательная:
-
применение распределительного свойства к умножению одночлена на многочлен;
-
геометрический смысл умножения одночлена на многочлен;
-
применение алгоритма на практике.
Развивающая:
-
формирование приемов логического мышления, умения анализировать;
-
развитие наблюдательности.
Воспитательные:
-
воспитание аккуратности;
-
воспитание привычки - доводить начатое до конца.
Предметные результаты: научаться: умножать одночлен на многочлен; формулировать алгоритм умножения одночлена на многочлен; приводить многочлен к стандартному виду.
Метапредметные результаты: - представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
- обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
-речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической и иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения в ходе усвоения новых умственных действий и понятий);
- поиск и выделение необходимой информации;
-умение структурировать знания;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
-умение наблюдать;
-умение обобщать полученные данные;
-умение формулировать познавательную цель;
- осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия;
-осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат;
-сличают свой способ действия с эталоном;
-понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Личностные результаты: -проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-умение бескорыстно оказывать помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
-
Иоганну Гёте принадлежат слова:
-
Как вы понимаете эту фразу? (Ответы детей.)
-
Эти слова великого немецкого поэта и естествоиспытателя Гёте могут стать эпиграфом нашего урока, потому что сегодня вам предстоит, используя уже накопленные вами знания, применять для получения новых знаний. И не только я, сегодня на уроке, буду учителем, в роли учителей выступите и вы сами.
-
Вспомните, что вы узнали на прошлых уроках? (одночлен, многочлен, сложение, вычитание многочленов)
-
А всё мы узнали про одночлен и многочлен? (наверно нет)
-
Значит, сегодня вы откроете новые знания. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новые знания.)
-
С чего начнете работу? (С повторения необходимого материала)
-
Для чего? То, что мы будем повторять, нам поможет самостоятельно открыть новые знания.
-
У вас на столах карточки с заданиями и оценочные листы. Подпишите их.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.(карта заданий)
Все эталоны с прошлых уроков висят на доске.
Задание №1 Представьте в виде степени (индивидуальное выполнение, самопроверка по образцу, заполнение оценочного листа)
а) bb2b4= b7
б) (х5)3= x15
в) (-3mn)3= -27m3n3
Рефлексия
а) a2 а3а7= a12
б) (у2)7= y14
в) (2ab)2= 4a2b2
Задание №2 Представьте выражение в виде одночлена стандартного вида:
а) (х3)4· (х5)2= x22
б) (-2а3)3·ab= - 8a10b
а) (y3)3· (y3)2= y15
б) (-2а3b)2·ab2 = 4a7b4
Задание №3 Представьте многочлен в стандартном виде:
-2а2+5а3-7а2+а+10а = 5а3-9а2+11а
-3n3+5n3-7n2+2n+11n = 2n3-7n2+13n
Какие эталоны вы использовали при ответе на данные вопросы? (Ответы детей.)
А теперь я предлагаю задание на пробное действие
Задание №4 (на слайде)
-
(0,5х+13) + (2,5х+7) = 0,5х +13 +2,5х+7 = 3x +20
-
5m - (2m- 7) =3m+7
-
- 3x2 · (2x3-5x+7)
− Что вы не можете сделать? (Я не могу выполнить умножение, не уверен, что правильно выполнил)
− Что необходимо сделать дальше? (Надо выяснить причину, возникшего затруднения.)
3. Выявление причин затруднения
-
Какое задание вы должны были выполнить? (Умножить многочлен на одночлен)
-
А почему вы не можете выполнить? (не знаем правила)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Какова тема нашего урока? ("Умножение одночлена на многочлен" ) Тема записывается на доске.
Какую цель вы перед собой поставите? (вывести алгоритм умножения одночлена на многочлен, научиться умножать одночлен на многочлен)
План достижения цели вывешивается на доске:
-
Вспомнить что мы уже знаем об умножении (распределительное свойство умножения).
-
Рассмотреть его на примере.
-
Выработать алгоритм умножения одночлена на многочлен (Эталон).
Открывать новые знания вам поможет умение использовать информацию, наблюдать, анализировать, делать вывод.
5. Реализация построенного проекта (в группах) каждому ряду предлагается работать с определенными заданиями, обсуждают и выполняют задание, формулируют правило.
Задание №5
Информация (результаты на доске)
1. Вспомнить распределительное свойство умножения: a · (b + c) = ab + ac
2. Рассмотреть пример:
2а · (7-3а2+а3)=2а· 7+2а· (-3а2)+2а· а3=14а-6а3+2а4
3. Выполнить действие: 8 (a2 + 2а + 5) = 8а2 +16а+40
к (6 - 2к - 3к2 ) =6k – 2k2 – 3k3
2n (2n2 + 4n - 5) = 4n3+8n2 -10n
Эталон: Чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно
-
умножить этот одночлен на каждый член многочлена,
-
полученные произведения сложить.
(Сверяем с учебником на стр. 124)
6. Первичное закрепление во внешней речи. (работаем в парах, проговариваем вслух, у доски)
Вернемся к пробному действию
-
- 3x2 · (2x3-5x+7) = - 6x5 + 15x3 – 21x2
Задание №6 Выполнить умножение одночлена на многочлен.
-
а) – 2a2· (a3+3a-11) =
Проверка
– 2a5- 6a3 + 22a2
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно, чтобы вы могли проверить себя с использованием эталона .
Задание №7 Преобразуйте выражение:
-
1в. 3n4· (n2 + 2n – 4) = 3n7+6n5-12n4
-
2в. - 2m3· (3m - 2m2 + m3 ) = - 6m4+4m5-2m6
-
У кого задание вызвало затруднение?
-
Почему у вас возникли затруднения?
-
Что вам необходимо сделать, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок?
-
Кому удалось справиться с заданием без ошибок?
8. Включение в систему знаний и повторение
-
Сможете ли вы в дальнейшем использовать открытые знания?
-
Где могут пригодиться полученные знания?
Задание №8:
-
12c3 + 4c2· (3c2 –3c +6) = 12c3 + 12c4 -12c3 +24=12c4 +24
-
4a3 – 3a·(a2 – 6a - 5) =4a3 -3a3+18a2+15a= a3+18a2+15a
при упрощении выражений;
при решении уравнений;
при доказательстве тождеств;
при решении задач на составление уравнений.
9. Рефлексия деятельности на уроке.
– Итак вернемся к эпиграфу урока.
- Совершили ли вы открытие на уроке? (Умножение…
– Что использовали для «открытия» неизвестного? (Известные знания…эпиграф к уроку…
– Вы достигли поставленной цели? Проанализируйте свою работу на уроке.
9. Домашнее задание
-
П.20. Преобразование произведения одночлена и многочлена. Стр.124
-
Для тех у кого есть вопросы – повторить свойства степеней, приведение одночлена и многочлена к стандартному виду.
-
Выполнить: № 318 (1-4), 319 (1-4) (кто допустил ошибки)
-
№ 318 (5-8), 319 (5-8) (кто не допустил ошибок)