«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок с применением сингапурских технологий по химии в 10 классе по теме " Углеводороды"

Урок с применением сингапурских технологий.10 класс Тема "Углеводороды"

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок в 10А классе .Учитель Замчалкина О.А

Тема урока. Обобщение сведений об углеводородах.


Цель: обобщить сведения об углеводородах, проследить зависимость свойств вещества от строения. Применить структуры «Сингапурского обучения» при изучении данной темы. На уроке применяются следующие структуры сингапурского образования.

Мэнэдж мэт

Хай файв (сигнал тишины)

Пайс – имеется 4 принципа обучающей структуры, необходимых для успешной работы в команде. ( Позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие)

Позитивная взаимозависимость: успех одного означает успех других или « Мы вместе». Успех не может быть достигнуть без участия каждого. Ученики нуждаются друг в друге.

Индивидуальная ответственность: Каждый ученик должен выступить перед кем-то другим или «Меня видят». (как себя чувствуют ученики)

Равное участие – равный статус.

Одновременное взаимодействие – ситуация показывает визуальное и аудиальное взаимодействие. Как себя чувствуют ученики – вовлеченными.

1) Модель фрейер – обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое – либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры. ( то, что не может являться примером)

2) Раунд тэйбл– обучающая структура, в который учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду)листе бумаги.

3) Куиз – куиз - трэйд - «опроси- опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

Ход урока.

  1. Актуализация.

  2. Общая характеристика углеводородов.

Заполнение таблицы с опорой на знания учащихся с использованием модели фрейер.

Ребята, я вам предлагаю заполнить таблицу по данной теме, применяя

структуры обучения сингапурского образования.

И так, начнем. Какие классы углеводородов мы с вами изучили?.

Учащиеся перечисляют основные классы углеводородов.

-- Алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, арены.


Давайте названия этих классов запишем в таблицу по горизонтали. (Записывают) Тогда по вертикали будут «признаки сравнения». Подписать лист.

Сравнительная характеристика углеводородов


Признак сравнения


Алканы

Циклоалканы

Алкены

Алкадиены

Алкины

Арены

1

Общая формула.

CnH2n+2

п ≥ 1

CnH2n

п ≥ 3

CnH2n

п ≥ 2

CnH2n - 2

п ≥ 3

CnH2n – 2

п ≥ 2

CnH2n - 6

п ≥ 6

2

Особенности строения:

1 Химические связи




2 Цикличность


все связи сигма


--


все связи сигма



+


одна двойная связь.


--


две двойные связи.


--



одна тройная связь.


--


бензольное кольцо


+

3

Особенности номенклатуры


-ан

цикло…-ан

-ен

-диен

-ин

..бензол

4

Виды изомерии:

1.Углеродного скелета

2.Положения связи

3. Межклассовая

4.Геометрическая

5. Положения и структуры радикалов


+

--

--

---

--


+

--

+

+

--



+

+

+

+

--



+

+

+

+

--


+

+

+

--

--



--

--

--

--

+

5

Важнейшие химические свойства:

1.Горение

2.Замещение

3..Присоединение

4.Отщепление

5.Окисление



+

+

--

+

--



+

+

--

+

--



+

--

+

--

+



+

--

+

--

+



+

--

+

--

+


+

+

+

--

--



Ребята, берем листок А4 сложите пополам, еще раз пополам, загибаем один угол и раскрываем весь листок. Получили ромбик. Записываем на верхнем левом углу слово «обязательные характеристики», справа сверху «необязательные характеристики», слева снизу «примеры», справа снизу «антипримеры». В середину ромбика слово «Углеводороды».

Время вам даются на эту работу 5 минут.

Закончили. Теперь слушаем ваши ответы. Начинает стол № 2 участник под номером - 3.

Говорим «обязательные характеристики» и параллельно заполняем нашу таблицу.

1) общая формула. ( учащиеся вспоминают общие формулы и отвечают). Продолжает партнер по лицу

2) горючесть. ( вспоминают продукты горения и что поддерживает горение). Куда мы это запишем. (химические свойства).

Продолжает партнер по плечу

3) изомерия. (учащиеся вспоминают определение изомерии и изомеров также виды изомерии).

Продолжает партнер по лицу

4) химическая связь (вспоминают виды химической связи – простая (сигма-связь) и кратная (пи- связь) (Это признак «особенности строения»)

Продолжает партнер по плечу

5)номенклатура ( как правильно назвать вещество, как образуются названия углеводородов)

6) Качественный состав.

7) Валентность


Теперь называем необязательные характеристики. Начинает стол №2 участник под номером 1, продолжает партнер по плечу , далее партнер по лицу и тд.

1.Кратная связь. (заполняется признак « особенности строения»)

2.Циклическое строение (заполняется признак « особенности строения»)

3.Суффикс, окончание.

4.Изомерия углеродного скелета

5.Положения связи

6.Межклассовая изомерия

7.Реакции замещения

8.Реакции присоединения

9.Отщепление

10.Окисление



Примеры называем. (Общие формулы, типичные реакции, формулы изомеров)

Антипримеры называем. (Вещества других классов)

3.Многообразие углеводородов.

А теперь выполняем задание с использованием структуры раунд тэйбл.

К каким гомологическим рядам относятся вещества, молекулярные формулы которых приведены ниже.

C2 H 4, C 2H 2 , C 2H 6 , C 4H 10, C 4H 8, C 4H 6, C 6H 6, C 7H 8, C 6H 12,

C 6H 14

Из данного перечня участники под №1 выписывают, называют и составляют структурные формулы алканов (всего-3), партнеры по лицу формулы алкенов (всего-3), партнеры по плечу формулы алкинов (всего-2), партнеры по лицу формулы аренов (всего-Работу выполняете на одном листе бумаги. На выполнение этой работы время -5 минут.

-Обсуждение.

4.Закрепление знаний ( с использованием структуры куиз-куиз трэйд).

Придумайте и запишите ваши вопросы и ответы на отдельный лит бумаги и проверяйте знания друг у друга (в течение двух минут).

Учитель говорит ученикам: «Встаньте, поднимите руку и найдите пару» (ближайшую).

Ученик А спрашивает ученика В (задает вопрос)

Ученик В отвечает.

Ученик А помогает и хвалит. (если ответ неправильный, то задает наводящий вопрос)

Ученики меняются ролями.

Ученики меняются карточками и благодарят друг друга.

Ученики обмениваются вопросами 3 раза.

Примеры типичных вопросов.

  1. Какие реакции называются реакциями:

а) гидрирования;

б) гидратации;

в) галогенирования;

г) гидрогалогенирования;

2) Что такое «гибридизация электронных облаков»

3) Сущность правила Марковникова

4) Первое положение теории химического строения органических соединений.

5) Перечислить гомологический ряд метана и т.д.




Синквейн.(если успеем).

1 строка-имя существительное тема синквейна

2 строка –два прилагательных(раскрывающие тему синквейна)

3 строка –три глагола(описывают действие)

4 строка –фраза или предложение(высказывают отношение к теме)

5 строка –синоним(слово-резюме или предложение)

Домашнее задание. Решить задачи. Одна на «4»,две на «5»

1)При сжигании 2,1 г углеводорода образовался оксид углерода (IV) массой 6,6 г. и вода массой 2,7 гр. Плотность паров этого углеводорода по водороду равна 28. Определите молекулярную формулу вещества. (ответ С4 Н8).

2) Определите формулу вещества, плотность которого по кислороду равна 1,3125, а массовые доли элементов составляют (в %); углерода—85,71, водорода---14,29.

( Ответ С 3Н 6).

Билет на выход. 3-2-1

-Записать три важных момента урока

-Записать два интересных момента урока

-Один вопрос или пожелание учителю

Прощальная фраза: Отличного Вам дня! Я была рада встретиться с вами.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее