Как переносить слова с одной строки на другую
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, доска, компьютер, карточки.
Тема | Как переносить слова с одной строки на другую |
Цели
| Образовательные: - развивать умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую, учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать. - Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе,индивидуальной работе. - Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: Развивать умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую, учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 1; рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» для 2 класса;
|
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. |
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
- Прозвенел звонок. Начинается урок.
- Садитесь. Поднимите руку тот, кто хотел бы сегодня на уроке русского языка получить новые знания. А теперь сядьте правильно и красиво тот, кто готов начать работу.
Откройте тетрадь, положите её правильно, запишите
число и Классная работа.
II. Актуализация знаний, Словарная работа. -Запишите слова- отгадки (родина, ветер, береза, яблоко, сахар, дорога, ,) Один человек выполняет задание на доске.
1. Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
2.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его (ветер).
3.Ствол белеет, шапочка зеленеет (береза).
4. Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки. (яблоко)
5. Белый камень
В воде тает (сахар).
6. Куда бежит – сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? … (дорога).
Подчеркните гласные. Разделите слова на слоги, как узнать сколько в слове слогов?
Знакомство с новым словом.
- Сейчас на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Посмотрите на листок. Какого он цвета? А где можно встретить этот цвет в окружающем мире?
На доске карточка со словом :Жёлтый .Запишите.
- Посмотрите на слово и скажите, Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ё на месте звука О.)
Подберите однокоренные слова. (Желток, желторотик, желтизна, желтуха, пожелтели.)
- Какие буквы чередуются в корне? (Ё-е.)
Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)
- Поставьте в слове ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить. Ребенок у доски.
Первичное усвоение учебного материала.
Мы записали словарные слова. Всем ли хватило места на одной строке? Как вы вышли из положения?
Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова».
На слайде № 1. Хорошо читающие дети читают стихотворение.
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва
Я перенёс:
Е-ДВА
Как получил за это «ДВА».
Укол
Я перенёс:
У-КОЛ
И получил
За это «КОЛ».
Опять
Я перенёс:
О-ПЯТЬ
Теперь,
Наверно,
Будет «ПЯТЬ».
-Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.) Почему? (Он не знает правила переноса.)
-Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)
Мы сегодня повторим правила переноса слов с одной строки на другую. .
Выполнение заданий (учебник с 71 , упр. 107.
- Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую?) Какие цели поставим ?
Упр. 107 (с. 71).
Чтение правил, обобщение.
- Как переносят слово? (По слогам.)
-Чего нельзя делать?
(Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы Й, Ь и Ъ от буквы, стоящей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слога.)
Осознание и осмысление учебного материала.
Работа в группах: каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса.
Задача– сформулировать и озвучить правило переноса слов.
После выполнения задания выслушивается ответ каждой группы . Карточки опоры – схемы вывешиваются на магнитной доске.
1 карточка | 2 карточка | 3 карточка | 4 карточка | 5 карточка |
ма-шина маши на | зай-ка чай - ник | день-ки, подъ-езд. | кас-са, Ван на | укол, крот |
Вывод: слова переносятся по слогам | Вывод: буква й остается в предыдущем слоге. | Вывод: ь и ъ не переносятся на следующую строку. | Вывод: удвоенные согласные буквы разделяются при переносе. | Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву. |
Проверка , кто из вашей группы пойдет к доске два человека, сделает обобщение
Упражнение №108 с 72. Разделите на 2 столбика в 1-й, которые можно переносить , во 2й, которые не переносятся. Дети по очереди работают у доски и обосновывают свой выбор.
Закрепление изученного материала.
Упр. 109 (с. 72).
- Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?
Придумайте заголовок. (Осень.)
- Какие слова употреблены в переносном значении? (Заглянула, желтые метели.)
- Спишите стихотворение, соблюдая стихотворную строку. (Значок «Работа в паре»). Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. Ошибки исправляем простым карандашом. Верните тетради обратно.
- Подчеркните слова, которые нельзя перенести.
- Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.)
VI. Проверка уровня обученности. Резерв.
(на доске запись)
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
-Спишите скороговорку и разделите слова для переноса
(Проверка заданий у детей с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора»)
VII. Домашнее задание. с 72 упр 111.
VIII. Рефлексия (итог урока)
-Над какой темой урока мы работали?
-Какие правила переноса слов с одной строки на другую вы запомнили?
-Какие трудности у вас возникли?
Выберите и нарисуйте в тетради смайлик:
Я хорошо понял(а) тему, у меня все получалось, Мне все понятно, но у меня не все получалось
Мне надо ещё постараться, я не всегда успевал(а) за классом