Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Учитель Кузьмина Людмила Николаевна
Тема: «Спряжение глаголов»
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.
Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.
Коррекционные: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении
Оборудование: картинки сказочных героев, таблицы
Форма урока: путешествие по сказке.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Разминка, повторение знаний учащихся о глаголе. Задание «Найди лишнее слово» ГРАМОТА УЧЕНЬЕ НАУКА ЗНАТЬ ШКОЛА Лишнее слово – ЗНАТЬ. -Почему? -Что мы знаем о глаголе? - А теперь, скажите, какое общее слово можно подобрать к этим словам в задании? (Процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков – ОБРАЗОВАНИЕ) 3. Словарная работа. ОБРАЗОВАНИЕ(ЧТО?) – СУЩ. (Мнемотехнический приём запоминания безударной А во втором слоге и безудурной О в третьем слоге - вставляем как в кроссворде по вертикали в слово ОБРАЗОВАНИЕ слова знАть и шкОла.) Родственные слова: ОБРАЗОВАННЫЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ, ОБРАЗОВАТЬ (исторически – ДАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ), САМООБРАЗОВАНИЕ. Издавна люди стремились к знаниям и всегда отмечали образованный человек или нет. Подмеченные факты складывались в пословицы и поговорки. Например: УЧЕНЬЕ ЛУЧШЕ БОГАТСТВА. Другие пословицы об учении, образовании и т. д. мы рассмотрим, выполняя следующее задание.
– Ребята, мы на предыдущих уроках учились отличать глаголы 1 и 2 спряжения. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы с вами попадём в сказку, где нас ждёт много испытаний.
– Вы готовы к путешествию по сказке? Тогда сказка начинается.
II. Минутка чистописания
АОЛГЛГ СРПЯЕЖИНЕ
– Как будет звучать тема нашего урока?
– Открылся мост, идет по нему Иван-Царевич, а на нём записано... Прочтём хором:
– Поставим ударение в слове «двадцатое»
– Назовите с безударную гласную
– Что нужно сделать, чтобы проверить, правильно ли мы записали это слово?
– Подберите проверочное слово. (Двадцать)
– Какую безударную гласную мы проверили?
– Пропишем ее в соединении каллиграфически правильно: заглавную со строчной Аа.
– С вашей помощью Иван-Царевич миновал реку.
III. Повторение.
Словарная работа
А за ней лес. Лесная тропинка привела Ивана-Царевича к избушке на курьих ножках. Вошёл он в избу – видит – сидит Баба Яга на лавке с учебником русского языка в руках. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришёл, но сначала помоги мне разобраться с заданием – разгадать слова словарные и записать их грамотно.
- Что такое «спряжение глаголов»? Маленький тест: выберите правильное утверждение.
Ребенок выходит к доске, произносит правило, с которым знакомились на прошлом уроке и выбирает правильный, по его мнению, ответ.
- Итак, спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.
- Мы продолжаем изучать особенности спряжений глаголов.
– Вот теперь, – говорит Баба Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею.
– Нет, – говорит Иван-Царевич, мне надо скорее. Дай мне лучше ступу, на которой ты летаешь.
– Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на «особом ускорителе». Если проспрягаешь глагол правильно, то сможешь взлететь.
ΙV. Новая тема.
- Проспрягайте рядом глагол «лететь» . Выделите окончания (для проверки – щелчок). Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что замечаете?
(в первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)
- Выпишите ниже только окончания глаголов, кроме первого лица ед.ч., в два столбика
- Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (у них получились разные окончания)
IV. Закрепление.
- А теперь задание для закрепления Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение)
- Приступайте к работе, можете пользоваться своими схемами-опорами.
- Проверим, правильно ли вы справились с работой (по щелчку слова делятся на два столбика).
- Похвалите себя, кто выполнил все правильно.
V. Физминутка
- А теперь отдохнем немного! Какого спряжения слово «Отдохнем»? (1 спряжение, окончание –ём)
Помогли вы Ивану-Царевичу найти нужную дорогу. Но подул ветер, засыпал дорогу Ивану-Царевичу, преградил путь к Кощею. Давайте поможем очистить путь. Вы должны будете самостоятельно подобрать слова по картинкам Прочитайте задание. Есть вопросы по содержанию? Рассмотрите картинки, всё понятно?
- Приступайте к работе, помогайте друг другу, будьте внимательны. Если возникнут сомнения правописании слов, поднимите руку. Когда закончите, проверьте друг друга.
VII . Итог
Оценивание.
– Вы сегодня на уроке старательно работали. И каждый заслужил положительной оценки.
Комментирование оценок.
VIII. Домашнее задание вы получите у героев сказки.