«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок русского языка в 6 классе по теме "Изъявительное наклонение"

Разработка урока по русскому языку по теме "Изъявительное наклонение" с презентацией по программе Т.А.Ладыженской

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. 6 класс
Цель: 1. Дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических признаках.
2. Выработка умений и навыков по различию наклонений глагола.
3. Повторение и закрепление навыков правописания корней с чередованием –бер- - бир-, -пер- -пир-, и т.д..
4. Развитие аналитического мышления учащихся.

Знать: об изменении глаголов в изъявительном наклонении.

Уметь: правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении.

Ход урока:
1. Орг. момент.
 
2. Повторение.

Вопросбол:

1. Какая часть речи называется глаголом? ( Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)

2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)

3. Сколько существует глагольных времён? (три)

4. Какие это времена? ( Настоящее, прошедшее, будущее)

5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам;1и2 спр.)

6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)

Задание 1. Переходные глаголы.

Учитель диктует глаголы. Учащиеся должны записать только переходные глаголы, проявляя корни..

Прочитать записанные слова, выделяя голосом корень.

Гулять, одевать, читать, любить, мешать, водить, иметь, хотеть, кормить.

Задание 2. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Работа с сигнальными карточками

Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.

Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов.

Итак, если пишется -е (Iспряжение) – красная карточка, -и (II спряжение) – зеленая.

ХодИм по городу, ездИм на автобусе, автобус отправляЕтся, держИт курс, пересекаЕт улицу, грохочЕт грузовик, уезжаЕт пустой, тянЕтся колонна машин.

3. Изучение нового материала.

Работа с текстом.

Учитель читает текст.

Наблюдал я вчера картину. После дождя на асфальте осталась большая лужа. Около неё сидели несколько воробьёв. Птичек пять – шесть, не больше. Сидели они тихо, грелись на солнышке. Временами залезали в эту лужу, купались, плескались. Потом выходили из неё и подставляли свои пёрышки к солнышку, чтобы те сохли. И вдруг проходивший мимо мальчик кинул на асфальт маленький кусочек булки. Воробьи тут же забыли про свои прежние занятия и начали драться из –за этого кусочка. Такой шум подняли!

- Как вы думаете, то, о чём рассказывается в этом тексте? Могло ли это произойти на самом деле?

- Выпишите глаголы из этого текста и ответьте на следующий вопрос. Перечисленные вами глаголы (наблюдал, сидели, грелись, залезали, плескались, сохли, выходили, подставляли, кинул, купались, дрались, забыли, подняли ) могут обозначать реальные действия?

- А теперь сформулируем правило: Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле – это глаголы в изъявительном наклонении.

- Прочитать выписанные слова, выделяя голосом морфемы.

4. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упр. 482.

Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

-СИД- или -СЕД-?


Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно

поС...Деть у телевизора! поС...Деть.


1.Как-то в лесу мы ночку поС...Дели

и от страха чуть не по С...Дели.


2. Под обстрелом поС...Дели.

Было страшно – поС...Дели.


3. Мы на грядках поС...Дели –

родители увидели, чуть не поС...Дели.


4. Бабушка немножко с внуком поС...Дела,

но за это время чуть не поС...Дела.


5. На фильме ужасов поС...Дел.

За полтора часа я чуть не поС...Дел.


  1. Диктант с грамматическим заданием.

Запишите текст под диктовку. Подчеркните грамматические основы. Определите время и наклонение глаголов-сказуемых

Мне очень нравился этот ласковый, приветливый зверь. Бывало, еще издали увидит он меня или услышит мой голос, сразу бросается к клетке. Прижмется лбом к прутьям и следит за мной. Наступило лето, и вот, когда я уже надеялась, что гепард останется в зоопарке, за ним приехали из цирка.

(В. Чаплина)


6. Итог урока. Объявление оценок.


7. Домашнее задание.

Упр.483. с.202



Содержимое разработки

Изъявительное наклонение  6 класс. 5klass.net

Изъявительное наклонение

6 класс.

5klass.net

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ЦЕЛИ УРОКА     Цели урока : в процессе работы над учебными элементами вы должны: получить знания о том, что такое наклонение глагола, о видах наклонения глагола, уметь определять глаголы в форме изъявительного наклонения, отработать навык правописания глаголов в форме изъявительного наклонения.

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ЦЕЛИ УРОКА

Цели урока : в процессе работы над учебными элементами вы должны: получить знания о том, что такое наклонение глагола, о видах наклонения глагола, уметь определять глаголы в форме изъявительного наклонения, отработать навык правописания глаголов в форме изъявительного наклонения.

Работа в тетради самостоятельно 2. Закончите начатые утверждения: Глагол – это… Глагол как часть речи обозначает … Морфологические признаки глагола: Разноспрягаемые глаголы – это… Переходные глаголы сочетаются с … Непереходные глаголы – это… Работайте самостоятельно. Взаимопроверка.

Работа в тетради самостоятельно

2. Закончите начатые утверждения:

  • Глагол – это…
  • Глагол как часть речи обозначает …
  • Морфологические признаки глагола:
  • Разноспрягаемые глаголы – это…
  • Переходные глаголы сочетаются с …
  • Непереходные глаголы – это…

Работайте самостоятельно. Взаимопроверка.

Цель: знакомство с новым материалом  1. Знакомство по учебнику с теоретическим материалом & 83. Прочитайте информацию в учебнике 2. Заполните таблицу.  Начните заполнять таблицу     Наклонение глагола Что обозначает Как образуется Как изменяется Пример глагола

Цель: знакомство с новым материалом

1. Знакомство по учебнику с теоретическим материалом & 83.

Прочитайте информацию в учебнике

2. Заполните таблицу.

Начните заполнять таблицу

Наклонение глагола

Что обозначает

Как образуется

Как изменяется

Пример глагола

Цель: закрепление изученного материала  1. Выпишите из предложений глаголы в изъявительном наклонении. Догорает холодный пасмурный день. Редко проглянет холодный луч солнца. Поставил задачу – выполни! Увидел, что обижают слабого, заступись! Ты решишь эту задачу? Ученики во время работы сосредоточили внимание на главном персонаже. Совершил проступок, оступился – сознайся, не трусь, не унижайся до лжи ! Работайте самостоятельно, письменно. Взаимопроверка.     

Цель: закрепление изученного материала

1. Выпишите из предложений глаголы в изъявительном наклонении.

  • Догорает холодный пасмурный день.
  • Редко проглянет холодный луч солнца.
  • Поставил задачу – выполни!
  • Увидел, что обижают слабого, заступись!
  • Ты решишь эту задачу?
  • Ученики во время работы сосредоточили внимание на главном персонаже.
  • Совершил проступок, оступился – сознайся, не трусь, не унижайся до лжи !

Работайте самостоятельно, письменно. Взаимопроверка.

 

 

3. Спишите текст, подчеркните глаголы изъявительного наклонения будущего времени.  Сигналами животные многое сообщают друг другу. Вот, скажем, летят над полем вороны и каркают. И вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это она заметила добычу и оповестила стаю. Сигналы тревоги, опасности совсем другие. Услышит их стая, поднимется и полетит прочь. Работайте самостоятельно, письменно. Взаимопроверка.  Всё правильно – 4б. Одна ошибка - 3б. Две ошибки -1б.  

3. Спишите текст, подчеркните глаголы изъявительного наклонения будущего времени.

Сигналами животные многое сообщают друг другу. Вот, скажем, летят над полем вороны и каркают. И вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это она заметила добычу и оповестила стаю. Сигналы тревоги, опасности совсем другие. Услышит их стая, поднимется и полетит прочь.

Работайте самостоятельно, письменно. Взаимопроверка.

Всё правильно – 4б.

Одна ошибка - 3б.

Две ошибки -1б.

 

4. Прочитайте фрагменты 2 стихотворений Есенина и вставьте пропущенное слово, используя для этого подходящее по смыслу и размеру слово из справки (глагол в изъявительном наклонении).  Работайте устно. За каждое правильно вставленное слово – Ночь. Вокруг тишина. 1 балл.  Ручеек лишь _ _ _ _ _ _.  Своим блеском луна  Все вокруг серебрит. 2) А рядом у проталинки,  В траве, между корней,  Бежит, _ _ _ _ _ _ _ _ маленький  Серебряный ручей. Справка: вьется, шепчет, клокочи, струится, несся, протекает, играл бы, льется, журчал бы, клокочет, журчит.

4. Прочитайте фрагменты 2 стихотворений Есенина и вставьте пропущенное слово, используя для этого подходящее по смыслу и размеру слово из справки (глагол в изъявительном наклонении).

Работайте устно. За каждое правильно вставленное слово –

  • Ночь. Вокруг тишина.

1 балл.

Ручеек лишь _ _ _ _ _ _.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

2) А рядом у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, _ _ _ _ _ _ _ _ маленький

Серебряный ручей.

Справка: вьется, шепчет, клокочи, струится, несся, протекает, играл бы, льется, журчал бы, клокочет, журчит.

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ      Цель: проверить уровень усвоения нового материала.  Выполните тест самостоятельно в тетрадях. Самопроверка. За каждый верный ответ – 1 балл

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

Цель: проверить уровень усвоения нового материала.

Выполните тест самостоятельно в тетрадях. Самопроверка. За каждый верный ответ – 1 балл

1. В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения? Спал, говорите, уходи, сказал бы; Ответил, смотрел, смотри, смотрю; Плакала, ответил, говорю, буду молчать; Ушел бы, повернись-ка, не слышу, ухожу. 2. В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения?  Угостит, вышлите, решил бы, бегите; Полюбил, произнес, прибьёшь, караулим; Сознавайся, выйдите, выйдете, кусал; Привел бы, бейте, сознавайтесь, прочитал бы.

1. В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения?

  • Спал, говорите, уходи, сказал бы;
  • Ответил, смотрел, смотри, смотрю;
  • Плакала, ответил, говорю, буду молчать;
  • Ушел бы, повернись-ка, не слышу, ухожу.

2. В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения?

  • Угостит, вышлите, решил бы, бегите;
  • Полюбил, произнес, прибьёшь, караулим;
  • Сознавайся, выйдите, выйдете, кусал;
  • Привел бы, бейте, сознавайтесь, прочитал бы.

3. Какие пословицы «лишние»? Слово жжет хуже огня. Слово не стрела, а пуще стрелы. Малое слово большую беду творит. Сначала подумай, потом говори. Доброе слово режет сталь. 4. Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении? Действия, желаемые или возможные при определенных условиях. Действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле. Действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

3. Какие пословицы «лишние»?

  • Слово жжет хуже огня.
  • Слово не стрела, а пуще стрелы.
  • Малое слово большую беду творит.
  • Сначала подумай, потом говори.
  • Доброе слово режет сталь.

4. Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

  • Действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
  • Действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.
  • Действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ  Цель: формирование навыка самооценки. Внимательно перечитайте цели урока. Всех ли целей вы достигли? Подсчитайте количество баллов, набранное за урок. Ответьте на вопрос. Подсчитайте количество баллов. «5» - 28-24 балла. «4» - 23-20 баллов. «3» - 19-17 баллов. «2» - 16 баллов и менее.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Цель: формирование навыка самооценки.

  • Внимательно перечитайте цели урока.
  • Всех ли целей вы достигли?
  • Подсчитайте количество баллов, набранное за урок.

Ответьте на вопрос. Подсчитайте количество баллов.

«5» - 28-24 балла.

«4» - 23-20 баллов.

«3» - 19-17 баллов.

«2» - 16 баллов и менее.

УЭ – 6 Дифференцированное домашнее задание (2 мин.) Цель: закрепление усвоенного материала.  Всем – выучить правило на стр. 114. П. 91. Упр.540. Запишите домашнее задание

УЭ – 6 Дифференцированное домашнее задание (2 мин.)

Цель: закрепление усвоенного материала.

  • Всем – выучить правило на стр. 114.
  • П. 91. Упр.540.

Запишите домашнее задание

Приложение Оценочный лист Фамилия Имя Этапы 1. Задания 2. Повторение изученного Количество баллов Изучение нового материала 3. Закрепление изученного 4. Проверочная работа Итоговое количество баллов Оценка

Приложение

Оценочный лист

Фамилия

Имя

Этапы

1.

Задания

2.

Повторение изученного

Количество баллов

Изучение нового материала

3.

Закрепление изученного

4.

Проверочная работа

Итоговое количество баллов

Оценка

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее