Конспект
урока по русскому языку
в 5 классе
Арзамасцева Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы
2017-2018 уч.г.
Тема урока: «Правописание букв и, у, а после шипящих»
Цель урока: формировать навык правильного написания слов с этой орфограммой и слов-исключений.
Задачи:
обучающая: познакомить с правилом написания и, у, а после шипящих;
развивающая: способствовать овладению культурой устной речи, формировать умение высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения; развивать навык пользования орфографическим словарем;
воспитательная: воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в группе.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Упражнение 48 проверка непроизносимых согласных.
Работа по теме урока.
Чтение стихотворения, записанного на доске.
Жили два медвежонка в чащобе глухой.
И один был хороший, другой был плохой,
И хороший твердил свое: «Дважды один»,
А плохой все немытый ходил.
Найти в тексте всегда твердые и всегда мягкие шипящие согласные и записать их
в [ ]. Подчеркнуть всегда твердые согласные одной чертой, а всегда мягкие – двумя. (Всегда твердые - [ж], [ш], [ц]; всегда мягкие - [ч], [щ]).
Знакомство с орфограммой №5 и правилом на стр. 27. запись в словарик слова жюри, брошюра, парашют. Выяснение их значения по толковому словарю учебника. (стр.301) составление и запись предложений с этими словами.
Брошюра- брошь- игла (франц.)
Жюри-жюри-клятва, присяга на верность.
Парашют-пара- против (греч.)
шют- падение (франц.)
Брошюра- небольшая книжка, где листы скреплены металлическими скрепками.
Жюри- собрание судей (в спорте, конкурсах)
Парашют- устройство для спуска по воздуху в виде купола со стропами, изготовлено из высококачественного шелка.
Упражнение 51 составить предложения с этими словами.
Выполнить упражнение 50 разбить слова на два столбика с гласной и после шипящих, в правый – с гласной а.
Тренировочные упражнения.
1. Списать стихотворение, вставить пропущенные буквы, орфограмму №5 обозначить.
Садись на камень под сосну,
Лесную слушай тиш..ну.
Ж..рчит, л..печет ручеек
О том, что путь д..лек, д..лек.
Упала ш..шка, скрипнул сук,
Ж..жжит, ж..жжит т..желый жук.
2. Упр.53. составить с данными словами пять предложений или связный текст на тему «Летом в лесу».
Работа с таблицей.
Вид орфограммы в корне | Примеры |
Буквы и, у, а после шипящих |
|
Учащиеся должны заполнить таблицу примерами.
V. Подведение итогов.
- С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились?
- Расскажите о правописании букв и, у, а после шипящих.
- С какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение урока?
VI. Домашнее задание. Выучить правило на странице 27, выполнить упражнение №52