Урок русского языка в 3 классе с использованием приемов технологии Критического мышления
Тема: «Тема и основная мысль текста»
Цель: Формирование понятий тема и основная мысль текста.
Ожидаемые результаты:
Знают что такое текст, признаки текста; правила работы в группе
умеют определять тему и основную мысль текста; сотрудничать друг с другом
понимают, что текст имеет основную мысль; важность уважения и проявление толерантности по отношению друг к другу.
Оборудование: интерактивная доска, слайды; сигнальные карточки (желтый, красный цвета), жетоны за активную работу и «Дерево успеха» (формат. оценивание)
Ход урока:
1. Орг. момент
Деление на группы по частям речи – им.сущ.,им.прил.,глаг.,мест.,предлог.
2. Психологический настрой
3. Актуализация знаний (разминка)
Прием «Корзина знаний»
ГР: Каждая группа совместно вспоминает и обсуждает все признаки своей части речи и записывает на стикерах, прочитывает и кладет в «Корзину знаний»
Прием «Согласен, не согласен» (показывают жетонами красный-согласен, зеленый –не согласен)
1) Наша речь состоит из предложений.
2) Предложения бывают только распространенными.
3) Ребята, больше читайте книг! Это предложение побудительное.
4) Тема текста - это то, о чем говорится в предложении.
5) В тексте бывают разные по цели высказывания предложения.
6) Словосочетание-это 2слова, не связанных между собой по смыслу.
4. Минутка чистописания
Посмотрите на данные слова и определите, какую букву мы будем прописывать? (буква Кк) Почему?
М | Я | Ч | И | К |
С | У | М | К | А |
К | Н | И | Г | А |
Ш | А | П | К | А |
М | Е | Ш | О | К |
1строка Кк Ккк Кккк
-Обратите внимание на закономерность, объясните.
2строка –Запишите открытые слоги с буквой К с гласными буквами, обозначающие твердость согласных.
Устно придумайте слова на эти слоги.
5. Словарная работа
ГР: К рисункам подбери загадки. Запиши отгадки. Составь с любыми словами 2 словосочетания (выдели главное слово) и одно предложение (синтакс. разбор). (Сн…гирь, ласт…чка, скв…рец, с…ва, цапля, в…рона).
Определи, чем отличается предложение от словосочетания
Консультанты проверяют и помогают.
Самопроверка по слайду.
Самооценивание по критериям ( В каждой группе небольшое «Дерево успеха» зел. листок – нет ошибок, желтый листок- 1ош., кр. листок-2,3 ошибки, отметить лучшую команду, в которой больше зеленых листочков)
Угадайте, что за птичка-
Темна да невеличка?
Беленька с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
Чернокрыл, красногруд
Здесь зимой найдет приют:
Не боится он простуд,
Первый снег –
Он тут как тут!
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
Станет светло,
Спать летит в дупло.
Чужие песни петь умеет,
Хоть голос собственный имеет.
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорунья,
На весь лес болтунья.
Встала на ходули-
Нипочем болото.
Лягушат найду ли?
Вот моя забота.
6. Работа над новым материалом
Постановка темы и целей урока
ГР: Разгадывание кроссворда (ключевое слово-текст)
На формате А-4 в группах и на интерактивной доске сам кроссворд
ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ Разгадывание кроссворда( ключевое слово – ТЕКСТ
1. Часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его (местоимение)
2. Общая часть родственных слов(корень)
3. Изменяемая часть в слове (окончание)
4. Слова близкие по смыслу, но разные по написанию (синонимы)
5. Падеж, отвечающий на вопросы кем? чем?(творительный)
-Какое ключевое слово у вас получилось?
- О чем мы сегодня будем говорить?
- Сегодня будем говорить о тексте, основной мысли текста и о других его признаках, научимся определять текст по его признакам, находить главную мысль текста, озаглавливать.
-Что такое текст?
-Что такое основная мысль текста?
Прием «Шкатулка знаний» - сбор информации по теме. В течение урока будем определять признаки текста и собирать в «Шкатулку знаний» (тема, основная мысль, тематическое единство- связность, последовательность развитие событий, завершенность)
ГР (групповая работа): На примере двух текстов выбрать текст.
- Как вы определили, что это текст? Докажите. По какому признаку? (ПРИЗНАК СВЯЗНОСТИ – тематическое единство, тема – в «Шкатулку знаний»)
А) Ходил верблюд по степи. Таскал на горбах тяжелые вьюки. Наконец привели его домой на отдых. Лежит в хлеву, солому жует. Ты только смотри его не дразни, а то он рассердится и в тебя плюнет.
Б) После дождя на небе появилась радуга. Мне купили электронную книгу. На картине изображены горы. Обычная книга никогда не уйдет из нашей жизни.
- Ребята, я могу похвастаться что умею, не читая текста предположить то, о чем говорится в тексте. Как я это делаю? Что мне помогает? (название – в шкатулку)
Например: «Мои любимые увлечения» - об увлечениях, «Моя школа» - о школе, в которой я учусь (слайд)
-Озаглавьте запись, которую посчитали текстом.
Работа с деформированным текстом (для определения других признаков текста)
Восстанови развитие событий, чтобы получился текст. Докажи что это текст. Сколько в тексте абзацев? Озаглавь его (Как собака спасла хозяина)
Так собака спасла своего хозяина и его маленькую дочку.
Вдруг собака рванулась к коляске. Она схватила девочку за рубашку и вынесла ее на улицу. Хозяин очень испугался. Он думал, что собака взбесилась. С ружьем он выскочил из дома. И тут затряслась. Рухнул дом. Началось землетрясение.
Была у одного хозяина собака. Однажды поздним вечером хозяин сидел у стола. Маленькая дочка спала в коляске. В углу дремала собака.
- О каком признаке текста вы узнали? (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ - в шкатулку)
- Что такое абзац?
–На что хотел обратить наше внимание автор?
-Как будет называться этот признак? (ОСН. МЫСЛЬ-в шкатулку)
Беседа об интуиции животных.
-ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ КАКИЕ ПРИЗНАКИ ТЕКСТА У НАС СОБРАЛИСЬ В НАШЕЙ «Шкатулке знаний»( тема, основная мысль, последовательность, связность-тематическое единство, название)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА ( прием «Добавь следующее» передают мяч друг другу и добавляют по одному слову, называя предыдущие, до тех пор пока будут помнить все слова в последовательности (ЖИВОТНЫЕ-…)
7. Работа по учебнику на закрепление
По учебнику на с. 124 упр.288
Прочитай. Объясни заголовок текста. Как ты думаешь, какую роль играют выделенные в тексте слова? Спиши, вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.
Воробей на часах
В с…ду прыгали м…лодые в...робушки. Старый в…робей уселся выс…ко на ветке дер…ва. Он зорко гл…дит, не покажется ли где хищная птица.
Вот л…тит ястреб-разбойник. Он все ближе и ближе. Воробей заметил зл…дея. И закричал маленький дозорный.
Тут же все воробышки разом скрылись в кусты.
(По Л. Толстому)
Одаренные дети в роли консультантов.
8. Обобщение знаний
ГР: Выбрать из всех предложенных признаки, являющиеся признаками текста.
Составить схему признаков текста (на формате А3)
Склонение
Тема
Род
Связность
Число
Время
Осн. мысль
Последовательность
Заголовок
Лицо
Составить текст из 4,5 предложений, используя все признаки текста
на темы «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы» или свободная тема
Заслушивание нескольких работ
9. Д/з: Составить текст на тему: «В зоопарке»
10. Рефлексия
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |