Тема урока:
Употребление слов с суффиксами.
3 класс
УМК «Планета знаний»
Учебник: Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина «Русский язык 3 класс» ,
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Мальченко С.А.
Тема: Употребление слов с суффиксами.
Цель: учить распознавать суффиксы в словах.
Задачи: - актуализировать знания учащихся о частях слова;
- повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит
за корнем;
-способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания,
умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;
-создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.
Формирование УУД:
- способствовать развитию аналитического мышления ( умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);
- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
- способствовать формированию коммуникативных умений.
Оборудование и материалы:
- Учебник:
-Раздаточный материал
Памятка разбора слова по составу ( для слабоуспешных учащихся).
Карточки для работы в группах
Карточки для дифференцированной работы
«Волшебная палочка»
- Проектор, компьютер
-Презентация Microsoft Power Point
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП):, кластер, рефлексия.
Ход урока
Этапы урока | учитель | учащиеся | формирование УУД |
Организационный этап
| - Я приветствую вас на уроке русского языка. Желаю вам совершить интересное и полезное открытие. Пусть у вас будет хорошее настроение и интересная работа. Повернитесь лицом друг к другу и пожелайте хорошей работы. Я хочу начать урок со слов Ж.Ж.Руссо, «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой ставить новые цели, стремиться к их достижению.» |
|
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | - Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы. Вызвать на орфограммы. Я желаю всем классного урока. А что это значит вы сейчас сами поймете, если подберете к слову «классный» синонимы. -Какие слова называются синонимами? (Синонимы – это слова близкие по смыслу) -Так какие же синонимы вы придумали к слову «классный»?
А для этого мы продолжим путешествие по стране Русского языка продолжим знакомство с морфемами, их ролью в нашей речи. Но чтобы путешествовать, надо вспомнить правила путешественников.
| Шестнадцатое февраля. Классная работа.
(Особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, удивительный).
Всегда быть вместе, помогать друг другу. Соблюдать правила безопасности. Быть внимательными и наблюдательными, чтобы путешествие надолго запомнилось, и вы могли рассказать о нем своим друзьям.
| Познавательные УУД (логические): - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков |
Актуализация знаний | «Красиво писать – красоту творить» гласит народная мудрость. Внимательно посмотрите на данную запись: большой - маленький К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву? К этой букве минутку чистописания мы пригласим буквы л,о(показать на ленте букв) Определите порядок следования букв в этом ряду:
Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности. Букву м мы повторим при написании следующих слов.
Марк Мария Мирон Майя Майкоп Найти слово, которое подбросила кукушка. Почему? Как назвать ряд этих существительных? Самое длинное в мире имя состоит из 1478 букв. Чтобы его прочитать, требуется не менее десяти минут. Оно представляет собой ряд слитых воедино названий исторических мест, имена известных дипломатов, теологов, ученых и еще Бог знает чего. Это имя пока никто не берется прочитать. В Швеции живёт больше 300.000 человек по фамилии Карлсон. Корнея Чуковского на самом деле звали Николай Васильевич Корнейчуков. Самое популярное в мире женское имя - Анна. Его носят почти 100 миллионов женщин.
Интересные факты об именах. Наш исследователь новых слов сегодня. За исследовательскую работу смайлик Дополни предложение по вопросу. Мы любим наш Какой? класс. Используя памятку №4 дайте характеристику предложению.
Проверка.
На полях оцените свою работу по критериям «правильно», «красиво», «аккуратно» |
Значит, мы будем писать букву м.
Последняя буква в каждой ячейке ставится первой)
Наклон. Ширину элементов букв. Высоту. Ширину соединений между буквами. Расстояние между словами. Майкоп
Имена собственные.
| Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; предметные: соблюдать единый орфографический режим
|
| Условия: один ученик становится лицом к классу, другой записывает на доске словарное слово. (Класс видит записанное слово, называет как можно больше подсказок, по которым вышедший ученик должен догадаться, какое слово записано у него за спиной). |
| Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.
Коммуникативные: работа в группах.
|
| Проведем разминку для ума. Зачем? Главная часть слова. Опасное место в слове. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием) Третья буква алфавита. Буква, обозначающая последний звук в слове «парад» Буква, следующая за буквой «к» С этой буквы начинается третий слог слова «» Как называется последний месяц осени…(ноябрь) Что находится между городом и селом? Назовите слово, противоположное слову враг…(друг) Сколько гласных букв в алфавите? (10
Оцените себя и подведите результат | Повторить ранее изученное и подготовиться к новой теме.
|
|
Первичное усвоение новых знаний | Ребята, мы продолжаем путешествие по стране «Морфемика». Какие мы посетили города? Посмотрим на карту, заглянем в «маршрутный лист» и подумаем, куда отправимся сегодня. (В поселок суффиксов). Почему именно в поселок? (Жителей там гораздо меньше). Определите тему урока, ответьте на вопросы, знакомые вам, и наметьте цели урока. Какие поставите цели для себя? Суффикс - Это новая тема для вас? Какие цели и задачи вы перед собой поставите? Кластер. В поселке суффиксов жителей много, около 500. Давайте узнавать их поближе. Давайте понаблюдаем, какие оттенки вносят суффиксы в слово. Проведем наблюдение над словами: Рыба-рыбка, гриб-грибок, лента-ленточка. Как можно назвать эти слова? Это однокоренные слова с общим корнем Выделим в них окончания и основу. Из чего состоит основа первого слова? (только из корня) А в остальных словах входят разные суффиксы. Какие оттенки значения придали суффиксы этим словам? Напрашивается вывод….. |
Над темой: «Словообразование»
Словообразование – это раздел науки, изучающий состав слова
Уточнять и расширять наши представления о понятии «суффиксы».
|
|
Осмысление (получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации) | У Суффикса есть «волшебная палочка». Представьте, что Суффикс отдает вам свою палочку, вы становитесь волшебниками. В упражнении №78 понаблюдайте, какие оттенки значения придают словам суффиксы. Образуйте имена существительные с данными в упражнении суффиксами и запишите по два слова из каждого ряда. Проверка: Зачитайте получившиеся слова. - С помощью какого суффикса образовали новые слова? -Какой оттенок значения он придает новым словам? -Проанализируйте весь список слов и сделайте вывод. Как пишется буквосочетание чк?
(На уроке мы продолжим учиться красиво и грамотно писать, будем думать и рассуждать). | Не. Мы уже знаем, суффикс …..Кластер.
Уменьшительно ласкательный | Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков |
| Заполните технологическую карту суффиксов и их значений.
|
|
|
Применение знаний и умений в новой ситуации | Послушайте сказку. Живут в нашем поселке суффиксы Ок, Ек, Ик, Очк, Еньк, Ушк, Юшк, Ышк. Они такие же работящие, как и все другие суффиксы страны русского языка. Но эти суффиксы очень добрые и тепло отзываются обо всём, что их окружает. Как к маленьким, относятся они к окружающим их предметам. «Ах, какой колосок!» - восторгается Ок. «Мне нужны ключик, гвоздик, кирпичик!» - требует Ик. Веточка сломалась». «Листочки желтеют», - сообщает друзьям Очк. «Ноченька ушла, зоренька появилась», - радуется Еньк. «Полюшко, моё полюшко», - напевает Юшк. «Хлебушка хочу!» - заявляет Ушк. «Солнышко на небе! Ура! Перышко летит! Зёрнышко нашёл!» - смеётся Ышк. Эти суффиксы особенные. Имеют уменьшительно-ласкательное значение.
|
|
|
| А теперь мы немножко поиграем и отдохнем на «полянке суффиксов» Предлагаю вам образовать новые слова с суффиксами оньк еньк . Обратите внимание на слайд. Эти слова вы можете найти в упражнении №79. Задание выпишите наиболее понравившиеся образованные слова, выделите суффиксы. Можно использовать слова на доске, можно составить самостоятельно.
|
| Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).
|
| На странице нашего учебника есть информация на которую надо обратить внимание. |
|
|
| Чаще всего слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами встречаются в фольклоре. Они придают речи русский колорит, напевность, выражают отношение автора к изображаемому. Особенно часто их используют поэты в своих произведениях, чтобы подчеркнуть своё отношение к тем предметам, о которых они пишут. |
|
|
Первичная проверка понимания | Проведем эксперимент: уберем все суффиксы в словах Лисицы. Что получится? - Зачем Лисе понадобились слова с добрыми суффиксами? Урок подходит к завершению. В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его польза. Вспомните, что ожидали, что хотели узнать в начале урока, чего достигли? - Какую цель ставили перед собой? - Как вы думаете, нам удалось достичь её? - Где можно применить новые знания? |
|
|
| Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.
|
|
|
| Давайте применим полученные при исследовании знания на практике. Это задание выполните, пожалуйста в парах, наш девиз – «Помогая другим, учимся сами» . Работа в парах. Упражнение «Ласковые слова». На карточке записаны 3 столбика существительных, от основ которых нужно образовать ласковые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. дуб-... яблоня-... ель-.. лиса-... заяц-... коза-... сестра - ... брат - ... мама - ... солнце-... дорога-... зерно-... яблоко - ... ягода-... шапка - ... |
|
|
| Когда мы говорим с детьми или близкими родственниками, мы постоянно используем уменьшительно-ласкательную форму: вместо нейтрального слова «сын», мы предпочитаем использовать «сынуля» или «сыночек», вместо сухого слова «дочь», мы скажем «доченька», «дочурка», на «маму» скажем «мамочка», на «бабушку» - «бабуля» . |
|
|
| С готовой, с красивой душой навек Отнюдь не рождается человек, Ничто ведь само не строится, Уверен, что скромником и бойцом, Отзывчивым, умницей, храбрецом – Учатся и становятся. |
|
|
Создание условий: - для развития умения делать выводы;. -для актуализации полученных знаний.
| Дети находят листок: Телеграмма. Ты сегодня__________________! У. Слушайте задание: у слова молодой возьмите корень и запишите его. У слова храбрец возьмите суффикс, запишите его. Прочитайте телеграмму. Вы сегодня действительно молодцы!
|
|
|
Итог урока Рефлексия
| - Какую цель ставили перед собой? - Как вы думаете, нам удалось достичь её? - Где можно применить новые знания? -Какие смысловые оттенки они вносят? -Кто остался доволен своей работой? -Напишите мне смс, а я прочитаю и приму к сведению. Я считаю нашу работу сегодня актуальной, так как в жизни, сталкиваясь с уменьшительно-ласкательными суффиксами, многие люди даже не замечают этого. Они все реже и реже используют их в речи, потому что не знают их значений или просто перестали быть ласковыми, уважительными и внимательными друг к другу. Давайте будем больше использовать уменьшительно-ласкательных слов в своей речи и показывать любовное, уважительное, внимательное отношение друг к другу. |
| Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; Личностные: - умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности.
|