«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка в 3 классе по теме "Употребление слов с суффиксами"

Цель данного урока: распознавать суффиксы в словах. Урок проходит в форме путешествия по "Стране Русского языка", на котором обучающиеся знакомятся с суффиксами в игровой форме.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки






Тема урока:

Употребление слов с суффиксами.


3 класс


УМК «Планета знаний»


Учебник: Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина «Русский язык 3 класс» ,



Автор-составитель:

учитель начальных классов

Мальченко С.А.




















Тема: Употребление слов с суффиксами.


Цель: учить распознавать суффиксы в словах.


Задачи: - актуализировать знания учащихся о частях слова;

- повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит

за корнем;

-способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания,

умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;

-создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.


Формирование УУД:

- способствовать развитию аналитического мышления ( умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);

- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

- способствовать формированию коммуникативных умений.


Оборудование и материалы:

- Учебник:

-Раздаточный материал

  • Памятка разбора слова по составу ( для слабоуспешных учащихся).

  • Карточки для работы в группах

  • Карточки для дифференцированной работы

  • «Волшебная палочка»

- Проектор, компьютер

-Презентация Microsoft Power Point

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП):, кластер, рефлексия.








Ход урока


Этапы урока

учитель

учащиеся

формирование УУД

Организационный этап








- Я приветствую вас на уроке русского языка. Желаю вам совершить интересное и полезное открытие. Пусть у вас будет хорошее настроение и интересная работа. Повернитесь лицом друг к другу и пожелайте хорошей работы.

Я хочу начать урок со слов Ж.Ж.Руссо,

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой ставить новые цели, стремиться к их достижению.»










Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы. Вызвать на орфограммы.

Я желаю всем классного урока. А что это значит вы сейчас сами поймете, если подберете к слову «классный» синонимы.

-Какие слова называются синонимами? (Синонимы – это слова близкие по смыслу)

-Так какие же синонимы вы придумали к слову «классный»?


А для этого мы продолжим путешествие по стране Русского языка продолжим знакомство с морфемами, их ролью в нашей речи. Но чтобы путешествовать, надо вспомнить правила путешественников.




Шестнадцатое февраля.

Классная работа.


(Особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, удивительный).


Всегда быть вместе, помогать друг другу.

Соблюдать правила безопасности.

Быть внимательными и наблюдательными, чтобы путешествие надолго запомнилось, и вы могли рассказать о нем своим друзьям.


Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Актуализация знаний

«Красиво писать – красоту творить» гласит народная мудрость.

Внимательно посмотрите на данную запись:

большой - маленький
сухой - ? (мокрый)
твердый - ? (мягкий)
глубокий - ? (мелкий)
война - ? (мир) –

К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву?

К этой букве минутку чистописания мы пригласим буквы л,о(показать на ленте букв)

Определите порядок следования букв в этом ряду:
мло омл лом…….
Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания?


Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности. Букву м мы повторим при написании следующих слов.


Марк Мария Мирон Майя Майкоп

Найти слово, которое подбросила кукушка.

Почему?

Как назвать ряд этих существительных? Самое длинное в мире имя состоит из 1478 букв. Чтобы его прочитать, требуется не менее десяти минут. Оно представляет собой ряд слитых воедино названий исторических мест, имена известных дипломатов, теологов, ученых и еще Бог знает чего. Это имя пока никто не берется прочитать. В Швеции живёт больше 300.000 человек по фамилии Карлсон. Корнея Чуковского на самом деле звали Николай Васильевич Корнейчуков. Самое популярное в мире женское имя - Анна. Его носят почти 100 миллионов женщин.


Интересные факты об именах.

Наш исследователь новых слов сегодня. За исследовательскую работу смайлик

Дополни предложение по вопросу.

Мы любим наш Какой? класс.

Используя памятку №4 дайте характеристику предложению.


Проверка.


На полях оцените свою работу по критериям «правильно», «красиво», «аккуратно»













Значит, мы будем писать букву м.


Последняя буква в каждой ячейке ставится первой)


Наклон. Ширину элементов букв. Высоту. Ширину соединений между буквами. Расстояние между словами.

Майкоп


Имена собственные.




Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

предметные:

соблюдать единый орфографический режим


Условия: один ученик становится лицом к классу, другой записывает на доске словарное слово. (Класс видит записанное слово, называет как можно больше подсказок, по которым вышедший ученик должен догадаться, какое слово записано у него за спиной).


Личностные УУД:

самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.


Коммуникативные: работа в группах.


















Проведем разминку для ума. Зачем?

  1. Главная часть слова.

  2. Опасное место в слове.

  3. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)

  4. Третья буква алфавита.

  5. Буква, обозначающая последний звук в слове «парад»

  6. Буква, следующая за буквой «к»

  7. С этой буквы начинается третий слог слова «»

  8. Как называется последний месяц осени…(ноябрь)

  9. Что находится между городом и селом? Назовите слово, противоположное слову враг…(друг)

  10. Сколько гласных букв в алфавите? (10


Оцените себя и подведите результат

Повторить ранее изученное и подготовиться к новой теме.


























Первичное усвоение новых знаний

Ребята, мы продолжаем путешествие по стране «Морфемика».

Какие мы посетили города? Посмотрим на карту, заглянем в «маршрутный лист» и подумаем, куда отправимся сегодня. (В поселок суффиксов).

Почему именно в поселок? (Жителей там гораздо меньше). Определите тему урока, ответьте на вопросы, знакомые вам, и наметьте цели урока.

Какие поставите цели для себя? Суффикс - Это новая тема для вас? Какие цели и задачи вы перед собой поставите? 

Кластер.

В поселке суффиксов жителей много, около 500. Давайте узнавать их поближе.

Давайте понаблюдаем, какие оттенки вносят суффиксы в слово.

Проведем наблюдение над словами:

Рыба-рыбка, гриб-грибок, лента-ленточка.

Как можно назвать эти слова? Это однокоренные слова с общим корнем

Выделим в них окончания и основу. Из чего состоит основа первого слова? (только из корня)

А в остальных словах входят разные суффиксы. Какие оттенки значения придали суффиксы этим словам?

Напрашивается вывод…..


Над темой: «Словообразование»


Словообразование – это раздел науки, изучающий состав слова





Уточнять  и расширять наши представления о понятии «суффиксы».





Осмысление

(получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации)

У Суффикса есть «волшебная палочка». Представьте, что Суффикс отдает вам свою палочку, вы становитесь волшебниками. В упражнении №78 понаблюдайте, какие оттенки значения придают словам суффиксы. Образуйте имена существительные с данными в упражнении суффиксами и запишите по два слова из каждого ряда.

Проверка: Зачитайте получившиеся слова.

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой оттенок значения он придает новым словам?

-Проанализируйте весь список слов и сделайте вывод.

Как пишется буквосочетание чк?

(На уроке мы продолжим учиться красиво и грамотно писать, будем думать и рассуждать).

Не. Мы уже знаем, суффикс …..Кластер.









Уменьшительно ласкательный

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков


Заполните технологическую карту суффиксов и их значений.



  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

Послушайте сказку. Живут в нашем поселке суффиксы Ок, Ек, Ик, Очк, Еньк, Ушк, Юшк, Ышк. Они такие же работящие, как и все другие суффиксы страны русского языка. Но эти суффиксы очень добрые и тепло отзываются обо всём, что их окружает. Как к маленьким, относятся они к окружающим их предметам.

«Ах, какой колосок!» - восторгается Ок. «Мне нужны ключик, гвоздик, кирпичик!» - требует Ик. Веточка сломалась». «Листочки желтеют», - сообщает друзьям Очк.

«Ноченька ушла, зоренька появилась», - радуется Еньк.

«Полюшко, моё полюшко», - напевает Юшк.

«Хлебушка хочу!» - заявляет Ушк. «Солнышко на небе! Ура! Перышко летит! Зёрнышко нашёл!» - смеётся Ышк.

Эти суффиксы особенные. Имеют уменьшительно-ласкательное значение.




А теперь мы немножко поиграем и отдохнем на «полянке суффиксов» Предлагаю вам образовать новые слова с суффиксами оньк еньк . Обратите внимание на слайд.

Эти слова вы можете найти в упражнении №79. Задание выпишите наиболее понравившиеся образованные слова, выделите суффиксы. Можно использовать слова на доске, можно составить самостоятельно.



Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах).


На странице нашего учебника есть информация на которую надо обратить внимание.



Чаще всего слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами встречаются в фольклоре. Они придают речи русский колорит, напевность, выражают отношение автора к изображаемому. Особенно часто их используют поэты в своих произведениях, чтобы подчеркнуть своё отношение к тем предметам, о которых они пишут.



  1. Первичная проверка понимания

Проведем эксперимент: уберем все суффиксы в словах Лисицы. Что получится? - Зачем Лисе понадобились слова с добрыми суффиксами? Урок подходит к завершению. В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его польза. Вспомните, что ожидали, что хотели узнать в начале урока, чего достигли?

 - Какую цель ставили перед собой?

 - Как вы думаете, нам удалось достичь её?

- Где можно применить новые знания?




Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы.





Давайте применим полученные при исследовании знания на практике. Это задание выполните, пожалуйста в парах, наш девиз – «Помогая другим, учимся сами» . Работа в парах. Упражнение «Ласковые слова». На карточке записаны 3 столбика су­ществительных, от основ которых нужно образовать ласковые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. дуб-... яблоня-... ель-.. лиса-... заяц-... коза-... сестра - ... брат - ... мама - ... солнце-... дорога-... зерно-... яблоко - ... ягода-... шапка - ...




Когда мы говорим с детьми или близкими родственниками, мы постоянно используем уменьшительно-ласкательную форму: вместо нейтрального слова «сын», мы предпочитаем использовать «сынуля» или «сыночек», вместо сухого слова «дочь», мы скажем «доченька», «дочурка», на «маму» скажем «мамочка», на «бабушку» - «бабуля» .
Передача добра, красоты и ласки в речи также необходимы как и хорошие добрые поступки,
осуществляемые в жизни. 




С готовой, с красивой душой навек

     Отнюдь не рождается человек,

     Ничто ведь само не строится,

     Уверен, что скромником и бойцом,

     Отзывчивым, умницей, храбрецом –

     Учатся и становятся.



Создание условий:

- для развития умения делать выводы;.

-для актуализации полученных знаний.


Дети находят листок: Телеграмма.

Ты сегодня__________________!
У. Последнее слово телеграммы зашифровано. Хотите расшифровать его? 

У. Слушайте задание: у слова молодой возьмите корень и запишите его.

У слова храбрец возьмите суффикс, запишите его. Прочитайте телеграмму.

Вы сегодня действительно молодцы!




Итог урока

Рефлексия


- Какую цель ставили перед собой?

- Как вы думаете, нам удалось достичь её?

- Где можно применить новые знания?


-С какими новыми суффиксами познакомились?

-Какие смысловые оттенки они вносят?

-Кто остался доволен своей работой?

-Напишите мне смс, а я прочитаю и приму к сведению.

Я считаю нашу работу сегодня актуальной, так как в жизни, сталкиваясь с уменьшительно-ласкательными суффиксами, многие люди даже не замечают этого. Они все реже и реже используют их в речи, потому что не знают их значений или просто перестали быть ласковыми, уважительными и внимательными друг к другу.

Давайте будем больше использовать уменьшительно-ласкательных слов в своей речи и показывать любовное, уважительное, внимательное отношение друг к другу.


Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Личностные:

- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее