«Падежные окончания имен прилагательных»
Цель: Организовать деятельность обучающихся(совместную и самостоятельную), направленную на систематизацию знаний об имени прилагательном.
Задачи урока:
Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, как части речи, его изменении по падежам.
Совершенствовать навык правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского, среднего рода в единственном числе.
Развивать орфографическую зоркость учащихся.
Формировать навыки работы в коллективе, учить самостоятельно планировать свою деятельность.
Развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться.
Формируемые УУД:
Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности, воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению;
Метапредметные:
1.Познавательные: формировать умение искать и выделять необходимую информацию, учитывая поставленные задачи.
2.Регулятивные: а) формировать умения выделять и формулировать, то что усвоено и нужно усвоить;
б)определять качество и уровень усвоения
в)ставить цель и осуществлять пути достижения;
г) осуществлять самоконтроль и самооценку;
3.Коммуникативные: формировать умение проявлять активность во взаимоотношении с одноклассниками и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные: а) обобщить и систематизировать знания учащихся о падежных формах склоняемых частях речи;
Оборудование:
Карточки с заданиями
Алгоритм
Проектор, презентация
Лист самооценивания
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня необычный урок. Мы проведём его в форме игры «Знатоков одной части речи». Будет много заданий, которые потребуют от вас хороших знаний.
- Свои успехи и достижения на уроке будем отмечать в оценочных листах. +, если выполнили задание верно, - , если допустили ошибку.
Пусть этот урок принесет радость познания. Я желаю вам успехов.
Итак, начинаем!
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Чистописание
Запишем дату(на доске)
На минутке чистописания сегодня вы отрабатываете безотрывное написание следующих буквосочетаний.
ая, ие, ое, ее, ый, яя, ий, ые, ой (СЛАЙД)
- Что написано на доске?
- Где можно встретить такие буквосочетания?(окончания прилагательных)
- Выписать окончания имён прилагательных по рядам:
1 ряд – окончания м.р.
2 ряд – окончания с.р.
3 ряд – окончания ж.р.
Проверка на доске.
- Почему?Докажите.
- Продолжите написание буквосочетаний по образцу(на доске)
- Уважаемые знатоки, возьмите оценочный лист и оцените свою работу.
- Вы, наверное, уже догадались, что сегодня на уроке речь пройдёт о …?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
- Значит сегодня мы узнаем, кто является знатоком имени прилагательного.
- Над какой проблемой мы работали на последних уроках русского языка?(Безударные падежные окончания имен прилагательных.)
- Сформулируйте тему урока.
- Какие задачи мы поставим на уроке-закреплении?
- Определите их с помощью опорных слов.
СЛАЙД
(на доске)
- Сегодня мы повторим все об имени прилагательном, как части речи, закрепим навыки правильного написания окончаний прилагательных в единственном числе.
- Вспомним, что такое имя прилагательное.
Работа в паре.
- Перед вами схема( кластер). Советуясь друг с другом в паре, заполните опорную схему.
Напишите всё, что вы знаете о прилагательном, дайте его определение.
- Проверяем.
- А как связано имя прилагательное и следующие понятия: род, число, падеж?
- Можете ли вы сказать, что уже знатоки имени прилагательного? Докажите! Давайте узнаем кто же лучший знаток имени прилагательного.
- Оцените работу вашей пары.
-Поднимете руку, кто допустил ошибки.
- Будьте внимательны на уроке и вы сможете закрепить материал.
- Какую задачу урока выполнили?
3.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
Работа со словарными словами.
- Прочитайте слова на доске.
Стеклянная, чугунная, металлическая, керамическая
- К какой части речи они относятся? Докажите.
-Эти прилагательные, подходят к одному из словарных слов, раннее изученных. Догадайтесь, что это за слово.
ПОСУДА
-Сегодня на уроке узнаем слова на тему посуда.
- А что это за слова разгадайте ребусы.
Кастрюля тарелка СЛАЙД
- Запишите слова. Поставьте ударение, подчеркните безударный звук.
- Составьте словосочетание с данными словами.
- Могут ли ребусы помочь запомнить эти словарные слова?(образы)
Физкультминутка)
-Если прилагательное м.р. или ср.р. – делайте наклоны
Если ж.р. – приседайте
Ночной, волнистое, водяная, колючий, варёный, тяжелое, звериный, лесная, голодный, дождливая, весенний, морская, холодное.
- Давайте обратимся к первой задаче.
- Выполнили ли мы её?
-Что необходимо повторить для написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Что еще не повторил?(алгоритм)
- Давайте вспомним алгоритм написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Работа в паре
- Подумайте, какое задание вам нужно выполнить на карточках?
Вспомнить правило написания окончания имени прилагательного (Можно проверить себя по таблице-памятке.)
Определить, с каким существительным сочетается прилагательное.
Определить грамматические признаки прилагательного (род, число, падеж) по существительному, с которым оно сочетается
- Проверим. Зачитайте.
- Какие, ещё знаете способы проверки?(по вопросу прилагательного)
- Уважаемые знатоки, оцените свою работу.
4. Включение изученного в систему знаний.
Работа со словосочетаниями.
-Вставить окончания имён прилагательных , применив
алгоритм, определите падеж имён прилагательных.
По заячь… ( ) следу, над син… ( ) волной,
у волчь… ( ) логова, о павлинь… ( ) хвосте,
от большой ( ) собаки. СЛАЙД
Взаимопроверка.
- Сначала выполните задание каждый в своей тетради, затем проверьте работу у своего товарища по парте, подскажите, сделайте замечания, если нужно, исправьте ошибку, объясните.
Выполняют работу.
-. Что поможет нам проверить задание?(таблица)СЛАЙД
- Ещё раз проверим по эталону с проговариванием.
- Оцените свою работу.
«Творческий»
-Я приготовила для вас интересное задание, которое имеет три уровня сложности. Каждый выберите для себя задание по силам и выполните его самостоятельно.
1 уровень сложности
Определи падеж имён прилагательных, подбери верное окончание.
Чудесн…утро наступило в сказочн…лесу . По стволу толст…дерева скакала рыж…белка.
2 уровень сложности
Отредактируй предложения в тексте, укажи падеж прилагательных.
(Чудесный) утро наступило в (сказочный) лесу. По стволу (толстый)дерева скакала (рыжий)белка.
3 уровень сложности.
Запиши вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи падеж, выдели окончание.
…….утро наступило в ……….лесу . По стволу ……дерева скакала …….белка.
Каждый ученик выбирает свой уровень сложности и самостоятельно выполняет задание.
1,2 уровни сложностей проверяют по образцу на экране. (Слайд )
3 уровень сложности. Несколько учеников зачитывают свои тексты.
- Оцените свою работу.
5. Рефлексия учебной деятельности.
- Наш урок подошёл(подходит) к концу. Вы хорошо поработали, успешно повторили довольно сложный материал через игру «Знаток части речи»
- Все ли задачи мы выполнили на уроке?
- Зачитайте.
- Посмотрите оценочный лист. Встаньте те дети, у которых все плюсы в оценочном листе. Вы лучшие «Знатоки имени прилагательного».
- Кому сегодня удалось лучше понять изученную тему?
- У кого ещё остались вопросы? Какие?
-Вам поможет повторить материал кроссворд по нашей теме.(на столе учителя)
- Запишите
Домашнее задание.
Упр 76 стр.36
У кого встретились ошибки – по заданию учебника
Знатоки имени прилагательного выполнят задание по развитию речи из этого упражнения.
- Всем спасибо за работу на уроке.
1.-Я буду называть словосочетания, вы будете выписывать из каждой пары те, в которых прилагательное употреблено в переносном значении
золотое сердце, золотой перстень (злое, недоброе), ледяной взгляд, ледяной сугроб (добрый, ласковый, нежный), сладкая конфета, сладкая речь (справедливая, заслуженная)
2.Дополнение текста прилагательными. Запись предложений . ( Работа в группах по 4 человека)
Прекрасен (...) лес зимой.
(...) дерев..я покрыты (...) хлоп..ями снега.
Все ветки (...) инее.
(...) со..це освещ..ет верхушки деревьев.
Карточка № 2
В тексте подчеркните имена прилагательные.
Я проснулся серым утром. Комната была залита желтым светом, как будто от керосиновой лампы. Странный свет – неяркий и неподвижный – был похож на солнечный. Это светили осенние листья.
Карточка № 3
Допишите окончания имен прилагательных.
Осенн... листья, ветрен... ночь, над син... морем.
Жгуч... иней, ранн... утром, огромн... волны, добр... утра.
Карточка № 4
Определите род имен прилагательных.
Хорошее настроение, русская речь, аккуратный человек, глубокое озеро, соленая вода, легкий бриз, далекие берега, морская волна
Карточка № 5
Определите падеж имен прилагательных.
Под низким небом, в синем море, с любимым котенком, в теплую погоду, прощальный блеск, изумрудного цвета, алой зарей
– 1-й ряд камней под крышей: выделите окончания имен прилагательных мужского рода (ый, ий, ой).
– 2-й ряд камней: выделите окончания имени прилагательного в словосочетании зимним утром.
– Какой это падеж?
– 3-й ряд камней: выделите окончания имен прилагательных женского рода (ая, яя).
– 4-й ряд камней: выделите окончание имени прилагательного в словосочетании в синей воде.
– Определите падеж.
– 5-й ряд камней: выделите окончания имен прилагательных среднего рода (ое, ее).
7. Работа по группам.
1 группа:
Выпиши из текста 5 словосочетаний сущ. + прил., укажи род, число, падеж.
2 группа
Спиши предложения, вставь окончания имен прилагательных, определи род, число падеж имен прилагательных.
Вся земля покрыта мягк_____ снегом.
Зимн___ небо покрыто облаками.
Только проглядывает полоска голуб____ неба.
Деревья украшены прихотлив______ узорами.
Ели и сосны в зелён____ убранстве.
Ранн_____ утром друзья отправились в лес.
Проверка: Самопроверка по образцу на карточке.
Поставь себе оценку:
Нет ошибок – 5
1 ошибка – 4
2 ошибки - 3
3 группа
Вставь окончания имен прилагательных, пользуясь алгоритмом. Определи падеж.
О холодн___ погоде ( погоде как ой? холодной) П.п.
К бел____ полю
О трескуч____ морозе
Сильн___ метель
Ранн_____ зимой
Про холодн_____ зиму
За снежн____ пухом
VIII. Работа по редактированию текста
- А теперь отправимся в зимний лес.
На доске – картина с изображением зимнего леса, а у каждого учащегося карточка с текстом.
Прочитайте текст. Проставьте буквы на месте пропусков. Какой это текст: описание или повествование?
- Чего не хватает в тексте-описании?
- Давайте отредактируем текст.
- Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания трех уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.
На обратной стороне листа с текстом:
1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать, используя картинку, 2–3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.
2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.
3-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные, в первом предложении выделить грамматическую основу.
Работа в паре
- Сейчас вы возьмете карточку, на которой Незнайка, как всегда с ошибками, записал текст. Вы должны проверить его письмо и исправить ошибки.
С длиннай удочкой в руках я пробирался к реке на рыбную ловлю. Дорога шладальний узкой тропинкой. С трудом я раздвигал влажною траву. Она зеленайстеной преграждала путь. Вдруг я увидел у ног блестящею змею. Она с шипением уползла в высокую траву. Я пошел дальше, напевая веселою песню.
(Взаимопроверка).
Кто нашел 6 ошибок – “5”,
4-5 ошибок – “4”,
3 ошибки – “3”,
1-2 ошибки– должен повторить тему урока.
остров заданий по выбору и по степени сложности.
Самостоятельная работа с заданиями разного уровня сложности.
Задания напечатаны на карточках. На парте лежат задания всех трёх уровней сложности. Каждый ученик выбирает свой уровень сложности и самостоятельно выполняет задание.
Учитель: Весна приготовила для вас интересное задание, которое имеет три уровня сложности. Каждый выберите для себя задание по силам и выполните его самостоятельно.
1 уровень сложности
Определи род и число имён прилагательных, подбери верное окончание.
Чудесн… весна пришла в наш маленьк… городок. В голуб… небе засветило ярк… солнышко. На тёпл… земле показалась зелён… травка. Лёгк… ветерок заиграл ветками высок… деревьев.
2 уровень сложности
Отредактируй предложения в тексте, укажи род и число прилагательных.
(Чудесный) весна пришла в наш (маленькие) городок. В (голубой) небе засветило (яркий) солнышко. На (тёплый) земле показалась (зелёный) травка. (Лёгкие) ветерок заиграл ветками (высокие) деревьев.
3 уровень сложности.
Запиши вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи их род и число, выдели окончание.
………………… весна пришла в наш ……… городок. В …………… небе засветило …………… солнышко. На ……………… земле показалась ………………… травка. ……………… ветерок заиграл ветками ……………… деревьев.
Каждый ученик выбирает свой уровень сложности и самостоятельно выполняет задание.
1,2 уровни сложностей проверяют по образцу на экране. (Слайд )
3 уровень сложности. Несколько учеников зачитывают свои тексты. Учитель ставит оценки.
Игра «Четвертый лишний».
Розовый, красивый, фиолетовый, оранжевый;
Стеклянный, железный, золотой, интересный;
Высокая, умная, полная, темноволосая;
Добрые, вежливые, прилежные, снежные;
Соленое, кислое, волшебное, сладкое;
Круглый, овальный, большой, прямоугольный.
Смелый, трусливый, храбрый, отважный;
Стеклянный, хрупкий, деревянный
Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый
Добрый, умный, ласковый, нежный
Хороший, замечательный, прекрасный, молодой
Смелый, отважный, высокий, решительный
Задание. Согласуйте данные в скобках прилагательные с существительными, выделите окончания.
Наступила зима с ( трескучий) морозами, с ( глубокий) сугробами. Обрядила волшебница сосны и ели в ( тяжелый, снеговой) шубы. До самых бровей нахлобучила им ( белоснежный) шапки. ( Пуховый) варежки на ветки надела.
Самопроверка.
15 Игра «Найди свою пару»
Друзья познаются потех . час
Азбука – к мудрост . в бед .
Своя земля тен . боится
Делу время, ступенька
Трус своей и в горст . мила
Тест: выбери правильный ответ.
1.Имя прилагательное – часть речи, которая:
а) обозначает предмет;
б) обозначает признак предмета;
в) обозначает действие или состояние;
2. Указать имена прилагательные:
а) бледнеть;
б) бледноватый;
в) бледнота;
3. У прилагательного нет следующего признака:
а) времени;
б) числа;
в) рода;
4. Указать имена прилагательные с окончанием –ая:
а) дальн… дорога
б) осенн… грязь
в) лучш… ученица
5. Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:
а) у син… реки
б) свеж… карп
в) свеж… зеленью
6. Имена прилагательные во множественном числе не изменяются :
а) по падежам
б) родам
в) временам
Проверь себя: