ГБПОУ «Лукояновский Губернский колледж»
Дальнеконстантиновский филиал
Урок – размышление по литературе на тему
«Почему Максим Горький не получил Нобелевскую премию».
Выполнил:
преподаватель
Вздыхалина С.А.
высшая квалификационная категория
Р.п. Дальнее Константиново
2017 год
Тема
«Почему Максим Горький не получил
Нобелевскую премию».
Цели урока:
познакомить обучающихся с малоизвестными фактами из биографии
Максима Горького;
развивать умение размышлять над прочитанным;
воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы.
Оборудование: фотоальбом М. Горького, презентация, мультипроектор.
Ход урока.
Вступительное слово преподавателя.
Нижний Новгород – город не только купеческий, но и литературный. В нашем городе жили и работали многие известные русские писатели –
А.М. Горький, П.И. Мельников-Печерский, Т.Г. Шевченко, В.И. Даль,
В.Г. Короленко, Н.А. Добролюбов. В Нижнем бывали поэты Пушкин и Жуковский. В разное время видами Стрелки с высоты Дятловых гор любовались А.Н. Островский, А.П. Чехов, Г.И. Успенский, В.А. Гиляровский. Сюда приезжали А. Дюма, Л. Кэрролл, А. Барбюс, Т. Драйзер. Но всё же более других с нашим городом были связаны жизнь и творчество Алексея Максимовича Горького (1868-1936). Он здесь родился, пошёл «в люди», занимался благотворительностью, а также литературной и общественной деятельностью. Даже его псевдоним, рождённый впечатлениями о тяжёлой жизни волгарей, на несколько десятилетий стал названием нашего города. И кажется, что про писателя-земляка мы знаем всё. Но я всё же рискну предположить, что многие из вас не знали, например, о том, что Горький пять раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе и , увы, безуспешно. О том, почему всемирно известный писатель Максим Горький не стал нобелевским лауреатом, мы и поразмышляем.
Давайте вспомним основные вехи жизни и творчества М. Горького.
2. Работа по группам.
I группа работала над вопросами : начало пути, быстрый успех, младший современник Толстого и Чехова, международная поддержка, заокеанская шумиха ( скандальные публикации о Горьком за рубежом).
II группа работала над вопросами : итальянское признание, арка между Россией и Западом (1918 год – Горький впервые номинирован на Нобелевскую премию по литературе), шведские академики «прокатили» («анархистские и часто совершенно сырые творения» Горького, «без сомнения, никоим образом не вписываются в рамки Нобелевской премии), попытка 1923 года.
III группа работала над вопросами : снова за границей ( 1921-1925);
в 1928 году победило норвежское средневековье; из советской России в Италию (1928-1929); Нобель бы одобрил…(1930).
IV группа работала над вопросами: непокорённая высота (начиная с 1918 года Максим Горький был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе – в 1918-м, 1923-м, 1928-м, 1930-м и, наконец, в 1933-м);
награду превратили в политический динамит.
3.Заключительное слово преподавателя.
Мы вспомнили основные вехи жизни и творчества М. Горького.
Как вы считаете достоин ли наш земляк Нобелевской премии по литературе?
Сколько гениев российской словесности даже не были заявлены в число номинантов! Чехов, Булгаков, Ахматова, Цветаева, Мандельштам…
Кому из русских писателей вы присудили бы Нобелевскую премию?
Продолжите этот блистательный ряд именами своих любимых писателей и поэтов.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Напишите сочинение-размышление по теме урока.