«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок-размышление на тему «В жизни есть только одно несомненное счастье-жить для других» (Л.Н. Толстой)

Урок-размышление на тему

«В жизни есть только одно несомненное счастье-жить для других»

(Л.Н. Толстой)

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Урок-размышление на тему

«В жизни есть только одно несомненное счастье-жить для других»

(Л.Н. Толстой)


Цели урока: Создать условия для правильного представления у обучающихся о смысле человеческой жизни и счастье; умения рассуждать на нравственные темы.

Задачи урока:

1.Поразмышлять о важнейших нравственных ценностях: о добре, уважении, любви, милосердии, о сложности нравственного выбора.

2.Развивать речь обучающихся, коммуникативные навыки;

3.Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей;

4.Воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, раздаточный материал для работы в парах и микрогруппах, памятные медали «Ты –  счастливый человек!»


Ход урока-размышления

 В жизни есть только одно несомненное счастье-жить для других»

Л.Н. Толстой


Вступительное слово преподавателя.

-Добрый день, студенты 2 и 3 курсов!

Сегодня мы собрались на урок-размышление. Чтобы узнать тему сегодняшней нашей встречи, давайте обратимся к фрагменту из фильма «Крик тишины(просмотр фрагмента).

-Как вы думаете, о чем поговорим на уроке?

Ведущий 1:

-Сейчас вы услышите притчу, постарайтесь определить, о чём эта притча.

Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму.

В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: —

Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат, наклонившись к яме, попросил: — Красивая женщина,  если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы

я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат, подойдя к яме, наклонился:

А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.

Что нужно Тебе? — переспросил брат.

Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

- Как вы думаете, о чём эта притча? (Эта притча о счастье)

Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

- На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (Что такое счастье и смысл жизни?)

- Сегодня мы попробуем ответить на вопрос, что такое счастье и в чём смысл жизни человека.

Ведущий 2:

-Посмотрите на слайд и скажите: какое состояние души отражают лица этих людей? (Счастливое, довольное, ласковое, улыбающееся)

-Как же  можно обобщить ваши высказывания, одним словом? (Они счастливы)

Чтение стихотворения (Каплина Олеся)

Э.Асадов “Что такое счастье”

Одни говорят, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, вниманье

И общность переживания.

Ещё есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

Ведущий 1:

– Как вы поняли строки этого стихотворения?

О чём оно? Какова главная мысль?(визуальный ряд – разное счастье, что это?)

– Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации.

-Счастье (праславянское; из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»— состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

-Послушайте, как раскрывается значение слова «счастье» в толковых словарях.

Обучающийся знакомит со словарными статьями

(В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д. Н. Ушакова:

Счастье – 1.Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, удовлетворение жизнью. 2.Успех, удача.

- В Словаре В. Даля:

1.Случайность, желанная неожиданность, талант, удача, успех. 2.Благоденствие, благополучие, желанная насущная жизнь, без горя, смуты, тревоги, покой и довольство.

- В Сборнике «Пословицы русского народа» В. И. Даля помещено 570 пословиц о счастье.

Вот некоторые из них:

Счастье в нас, а не вокруг да около.

Счастье мать, счастье мачеха, счастье бешеный бык).

Ведущий 2:

-Существует множество высказываний древних философов, ученых, писателей современного периода по поводу того, что такое счастье. А вы попробуйте выяснить, какой смысл вкладывали выдающиеся умы человечества в слово “Счастье”.

Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть счастливым. Хочешь жить для себя, живи для других”. (Сенека)

Неправильно заключать, что судьба сделала счастливым человека, пока его жизнь не закончилась”. (Софокл )

Счастлив тот, кто считает себя счастливым”. (Г. Филдинг)

Немножко философии, немножко здоровья и немножко хорошего расположения духа достаточно, чтобы сделать нас счастливыми. Большинство же ищет счастье подобно рассеянному человеку, ищущему свою шляпу, которая у него на голове или которую он держит в своих руках?”. (С. Шарп )

Здоровый нищий счастливее больного короля”. (А. Шопенгауэр )

Поверь мне - счастье только там, где любят нас, где верят нам”. (Лермонтов)

«В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого».

Лев Николаевич Толстой

«Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужным близким людям!»

Антон Павлович Чехов

-Согласны ли вы с этими утверждениями?

-Какое из этих высказываний кажется вам самым близким?

Ведущий 1:

-Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрение многих выдающихся мыслителей.

Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский философ Сенека: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других”.

Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист несчастлив. И. С. Тургенев писал: “Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево”. Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, отчаивается, страдает.

-Как вы считаете: правы ли известные философы и писатели в определении человеческого счастья?

Ведущий 2:

Обратите внимание, сколько людей - столько мнений. Счастье - это объемное слово. Но что общего я заметила в ваших ответах, что почти все считают счастьем, когда у вас полная семья, когда рядом есть надежные друзья, когда у человека нет серьезных материальных и других проблем, некоторые считают счастливым человека, у которого есть цель в жизни. Вообще чувство счастья субъективно. Один соотносит его с материальным достатком, другой - в приятном время провождении. Чувство счастья во многом определяется отношениями человека с другими людьми. Поэтому дружба, любовь также приносит человеку счастье.

Ведущий 1:

- Что есть счастье?

-Какие способы стать счастливым вы можете назвать?

(Помогать другим людям.

Любить своих близких.

Вносить в свою жизнь элементы новизны.

Не впадать в отчаяние, если чувствуете себя несчастными.

Уделять много сил любимой работе (учебе), какому – то делу.

Быть физически активным.)

-Назовите драгоценные качества, которые, на ваш взгляд, делают человека счастливым.

Ведущий 2:

-Отрадно заметить, что такие качества человека, как доброта, милосердие, человечность не забыты и сегодня

Часто приходится наблюдать, как человек, сам находящийся в тяжелом материальном положении, помогает другим.

-Знакома вам эта ситуация?

-Встречались ли вы с такими людьми?

-Почему эти люди так поступают?

-Все ли люди способны на это?

-С какой целью они это делают?

Ведущий 1:

- Счастье неразрывно связано со смыслом жизни.

-Подумайте, что такое смысл жизни?

-Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.

- Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.

- А как видел смысл жизни Л.Н.Толстой

- Обсудите в парах смысл их изречений.

- Зачем живёт человек?

- Каково его предназначение в мире?

Ведущий 2:

-Изменилось ли представление о счастье и смысле жизни после нашего разговора?

-Что нового вы поняли и осознали?

- Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.

Ведущий 1:

авершить наш урок-размышление хочется словами В.А.Сухомлинского: «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем вчера; добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям.»



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее