МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Юрлинская средняя общеобразовательная школа им. Л. Барышева»
Тема: МИР БАСЕН
(урок литературы в 5 классе по учебнику под ред. Г.С. Меркина)
Составила:
Черемных Алла Ивановна
Учитель русского языка
и литературы
2017
Тема: Мир басен.
Цель: расширить представление обучающихся о жанре «басня».
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
Учить проверять себя и товарищей по эталону;
Давать четкую оценку своим действиям;
Учить работать в группе, нести ответственность за свои действия.
Метапредметные:
Учить читать текст и сравнивать;
Уметь выстраивать цепочку действий и алгоритм.
Предметные:
Вспомнить понятия «басня» и «мораль»
Дать основные характеристики жанра «басня».
Учить находить мораль, либо выявлять ее самим.
Познакомить с баснописцами и учить сравнивать между собой похожие по сюжету басни.
Дидактические средства: учебник, карточки с планом анализа для каждой группы.
Оборудование: мультимедиа, презентация.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте. В этот чудесный осенний день сразу вспоминается жаркое солнечное лето. Давайте на секундочку заглянем в это яркое время года и зарядимся энергией на весь урок.
Мотивация.
Перед вами видеоряд различных иллюстрации. (смотрят).
Какие ассоциации у вас возникли?
Знакомы ли мы с этим жанром?
Целеполагание.
О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Все ли мы знаем из видеоряда?
Работа над темой урока.
-Действительно, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с жанром «басня», познакомимся с новыми баснописцами.
Слово учителя: басня берет свое начало еще с древнейших времен. В 6 веке до н.э. жил удивительный человек Эзоп(слайд).
Что необычного в его внешности?
Можно ли по внешности судить о способностях человека?
Этот человек был рабом. Его хозяин самосц Иадмон был необразованный, некультурный человек. И как гласят легенды, чтобы высмеять недостатки своего хозяина Эзоп и придумал иносказание (аллегорию). Сам Иадмон смеялся над глупыми животными, которые действовали в историях Эзопа.
Сюжеты Эзопа использовали в своих баснях большинство баснописцев.
Сегодня на уроке мы познакомимся с басней Эзопа «Лисица и виноград», а так же с басней Ивана Андреевича Крылова «Лисица и виноград». А к концу урока Вам нужно заполнить сравнительную таблицу по плану, который у вас на партах.
Как вы думаете, одинаковые ли эти басни?
(ну что ж, в конце урока узнаем кто прав).
Давайте познакомимся с басней Эзопа. (чтение в учебнике)
Обсудите в парах, какие слова непонятны?
Давайте, вместе их разберем.
Лоза-побег вьющегося растения, Гроздья –кисть ягод, «винить обстоятельства»- винить условия, из-за которых случилось что-то.
Удалось ли лисице попробовать виноград?
Почему? Как она про него сказала, зачитать?
Кого обманывает лисица, говоря, что виноград зелен? (саму себя)
(Лиса не смогла достать виноград, а причину неудачи нашла в другом, обвинив виноград, что он зелен)
Докажите, что это басня! (разные версии) (есть сюжет, герои-животные, мораль)Найдите мораль в басне. Объясните ее.
А можно ли из этой басни вынести другой нравственный вывод? (работа в группах. Пытаются составить свою мораль)
Давайте, познакомимся с басней И. А. Крылова «Лисица и виноград».
Чтение басни в учебнике.
Обсудите в парах незнакомые слова. Попытайтесь дать им характеристику.
(око-глаз, рдеет-краснеет, яхонт-драгоценный камень, зуб неймет-не попробует, оскомину набьешь-приедаться)
Похожи ли басни Эзопа и Крылова?
Какую из басен проще читать?
В какой басня больше красочных описаний? Помогает ли нам это понять басню?
Найдите мораль в басне Крылова. (ее нет)
Работа в группах.
Обсудите и напишите мораль для басни Крылова.
Теперь по плану заполните сравнительную таблицу.
Итог урока
Мы с вами выяснили, что общий сюжет – это еще не одинаковые произведения. Басня Эзопа – серьезная нравоучительная, а Крылов в своей басне использует шутливый тон, иронию, что делает ее легкой для чтения и понимания.
Рефлексия
Дайте каждому пальчику на правой руке понятие из темы «Мир басен». Хочется ли вам добавить что-то свое?
Домашняя работа (по выбору)
А) выучить наизусть;
Б) сочинить свою басню
В) создать картинную галерею басен.