«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок-проект "Мир басен"

Разработка урока литературы по ФГОС в 5 классе по теме "Мир басен". Помогает учащимся более полно осмыслить басни разных баснописцев.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Юрлинская средняя общеобразовательная школа им. Л. Барышева»















Тема: МИР БАСЕН

(урок литературы в 5 классе по учебнику под ред. Г.С. Меркина)









Составила:

Черемных Алла Ивановна

Учитель русского языка

и литературы











2017

Тема: Мир басен.

Цель: расширить представление обучающихся о жанре «басня».

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  • Учить проверять себя и товарищей по эталону;

  • Давать четкую оценку своим действиям;

  • Учить работать в группе, нести ответственность за свои действия.

Метапредметные:

  • Учить читать текст и сравнивать;

  • Уметь выстраивать цепочку действий и алгоритм.

Предметные:

  • Вспомнить понятия «басня» и «мораль»

  • Дать основные характеристики жанра «басня».

  • Учить находить мораль, либо выявлять ее самим.

  • Познакомить с баснописцами и учить сравнивать между собой похожие по сюжету басни.

Дидактические средства: учебник, карточки с планом анализа для каждой группы.

Оборудование: мультимедиа, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте. В этот чудесный осенний день сразу вспоминается жаркое солнечное лето. Давайте на секундочку заглянем в это яркое время года и зарядимся энергией на весь урок.

  1. Мотивация.

Перед вами видеоряд различных иллюстрации. (смотрят).

  • Какие ассоциации у вас возникли?

  • Знакомы ли мы с этим жанром?

  1. Целеполагание.

  • О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

  • Все ли мы знаем из видеоряда?

  1. Работа над темой урока.

-Действительно, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с жанром «басня», познакомимся с новыми баснописцами.

Слово учителя: басня берет свое начало еще с древнейших времен. В 6 веке до н.э. жил удивительный человек Эзоп(слайд).

  • Что необычного в его внешности?

  • Можно ли по внешности судить о способностях человека?

Этот человек был рабом. Его хозяин самосц Иадмон был необразованный, некультурный человек. И как гласят легенды, чтобы высмеять недостатки своего хозяина Эзоп и придумал иносказание (аллегорию). Сам Иадмон смеялся над глупыми животными, которые действовали в историях Эзопа.

Сюжеты Эзопа использовали в своих баснях большинство баснописцев.

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней Эзопа «Лисица и виноград», а так же с басней Ивана Андреевича Крылова «Лисица и виноград». А к концу урока Вам нужно заполнить сравнительную таблицу по плану, который у вас на партах.

  • Как вы думаете, одинаковые ли эти басни?

(ну что ж, в конце урока узнаем кто прав).

Давайте познакомимся с басней Эзопа. (чтение в учебнике)

  • Обсудите в парах, какие слова непонятны?

Давайте, вместе их разберем.

Лоза-побег вьющегося растения, Гроздья –кисть ягод, «винить обстоятельства»- винить условия, из-за которых случилось что-то.

  • Удалось ли лисице попробовать виноград?

  • Почему? Как она про него сказала, зачитать?

  • Кого обманывает лисица, говоря, что виноград зелен? (саму себя)

  • (Лиса не смогла достать виноград, а причину неудачи нашла в другом, обвинив виноград, что он зелен)
    Докажите, что это басня! (разные версии) (есть сюжет, герои-животные, мораль)

  • Найдите мораль в басне. Объясните ее.

А можно ли из этой басни вынести другой нравственный вывод? (работа в группах. Пытаются составить свою мораль)

Давайте, познакомимся с басней И. А. Крылова «Лисица и виноград».

Чтение басни в учебнике.

  • Обсудите в парах незнакомые слова. Попытайтесь дать им характеристику.

(око-глаз, рдеет-краснеет, яхонт-драгоценный камень, зуб неймет-не попробует, оскомину набьешь-приедаться)

  • Похожи ли басни Эзопа и Крылова?

  • Какую из басен проще читать?

  • В какой басня больше красочных описаний? Помогает ли нам это понять басню?

  • Найдите мораль в басне Крылова. (ее нет)

Работа в группах.

Обсудите и напишите мораль для басни Крылова.

Теперь по плану заполните сравнительную таблицу.

  1. Итог урока

Мы с вами выяснили, что общий сюжет – это еще не одинаковые произведения. Басня Эзопа – серьезная нравоучительная, а Крылов в своей басне использует шутливый тон, иронию, что делает ее легкой для чтения и понимания.

  1. Рефлексия

Дайте каждому пальчику на правой руке понятие из темы «Мир басен». Хочется ли вам добавить что-то свое?

  1. Домашняя работа (по выбору)

А) выучить наизусть;

Б) сочинить свою басню

В) создать картинную галерею басен.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее