«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок по теме: "Политические режимы"

Разработка урока- политические режимы! собран материал по теме урока; изложена схема политического режима. данный материал поможет учащимся изложить самостоятельную точку зрения! как бы ты хотел жить. твой политический режим

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Сабақтың технологиялық картасы

Технологическая карта занятия


Пәні/дисциплина : Основы политологии и социологии

Сабақ тақырыбы/Тема урока: Политические режимы

Сабақтың мақсаты/ Цель занятия:

Білімділік /Образовательная: Раскрыть сущность и основные черты политических режимов.

Дамытушылық/ развивающая: Развивать умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.

Воспитателная/тәрбиелік: формировать у учащихся отношение к политическим системам.

Сабақтың типі/ тип занятие : комбинированный.

Пәнаралық байланыс /Междисциплинарная связь: культурология, всемирная история

Көрнекі-құралдар /Средства обучения: презентация «Политический режим», тесты

Қолданылған әдебиеттер / Литература:

Ход урока

1.Ұйымдастыру кезеңі / Организационный момент. (инструктаж)

Приветствие , проверка уч-ся

ІІ. Оқушылардың біліктілігі мен дағдысын тексеру/

Проверка знаний и умений обучающихся

По карточкам (тестам 4 человека)

ІІІ. Жаңа тақырыптың мазмұны мен жүйесі/

Содержание и последовательность изложение новой темы

1. Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, цели урока, актуальность данной темы. Актуализация опорных знаний.

Добрый день! Присаживайтесь! Итак, мы с вами продолжаем изучать политическую сферу жизни общества. И сегодня мы с вами изучим еще одну основу политической жизни любого государства. Эта основа является методом осуществления государственной власти. И для начала я вам предлагаю послушать небольшую притчу.

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал её рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

- Вы так убиваетесь, похоже, что скорбите не впервой?

- Так оно и есть, - ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор, после от них же погиб мой муж, а теперь вот от них погиб и мой сын.

- Отчего же вы не покинете эти места? – спросил ученик.

- Здесь нет жестокой власти, - ответила женщина.

После услышанного ученик вернулся к Конфуцию и, рассказав о том, что он услышал от женщины и спросил Конфуция: «Почему женщина сравнила власть с тигром?» Конфуций ответил: «Запомни, ученик, жестокая власть свирепее тигра».

И, действительно, во все времена с самого начала проявления признаков государства общество искало самую идеальную форму государственной власти, ведь именно от того каким способом осуществляется власть в обществе, зависит многое. Исходя из этого сегодняшнего нашего урока «Политические режимы» (слайд 1).

Но для начала давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках. У вас на партах находятся маршрутные листы для опроса домашнего задания. Возьмите их, ответы на задания записываем в таблицы на ваших листах.

Задание № 1 (слайд 2).

- Установите соответствие между понятиями и их конкретизацией, ответы запишите в таблице у вас на партах.

Табличка с ответами к заданию № 1.

Задание № 2. (слайд 3)

- Составьте схему из представленных обществоведческих понятий. Данные запишите в заготовку в вашем маршрутном листе.














Задание № 3. (слайд 5).

- Определите форму государства из приведенных ниже положений.

  1. Во главе государства А. находится единоличный правитель, получивший власть по наследству (монархия).

2. На территории государства В. действует единая центральная власть, отсутствуют территории, обладающие политической автономией (унитарное государство).

3. Государство Д. состоит из нескольких частей, каждая из которых обладает определенной степенью самостоятельности (федеративное государство).

4. В государстве Т власть принадлежит выборным органам (республика).

- Давайте подведем итоги опроса домашнего задания. Поднимите руки те, кто ответил на все вопросы правильно. Поднимите руки те, кто допустил одну ошибку, две ошибки. Молодцы те учащиеся, которые не допустили ошибок совсем или допустили одну ошибку. Остальным ребятам необходимо еще раз повторить материал прошлых уроков.

2. Изучение основных идей и понятий подтемы.

- А теперь вернемся к теме нашего урока. И начнем мы с основного понятия, что такое политический режим. Но данное понятие вы попробуете сформулировать самостоятельно. Обратите внимание на доску: на слайде перечислены отдельные слова, которые необходимо соединить и создать из них единое целое – понятие «политический режим» (слайд № 6).

- Итак, получилось понятие «политический режим» - совокупность средств и методов осуществления политической власти (слайд № 7).

- Давайте запишем это понятие в тетрадь. Открываем тетради, записываем число. Тема урока «Политические режимы». Понятие «политический режим».

- Как и любое обществоведческое понятие, политические режимы классифицируются и имеют типовой состав. Политические режим бывают двух типов: демократические (демократия) и антидемократические (тоталитаризм, авторитаризм) (слайд № 8).

- Запишите понятия авторитарного режима – это политический режим, при котором власть осуществляется одной силой (личность, семья, партия, класс) при минимальном участии народа (слайд № 10). Тоталитарный режим - политический режим, стремящийся установить полный (тотальный) контроль над каждым человеком и обществом в целом (слайд № 13).

Демократия:

- характерно равенство, свобода всех людей. Это подкреплено правовыми возможностями. Характерны референдумы, народные инициативы, митинги, демонстрации. Управление производится по воле большинства, но с учетом мнений меньшинства.

Авторитарный режим.

Государственная власть не контролируется народом. Существующие представительные органы не играют никакой роли в жизни общества. У власти выделяется лидер, а оппозиция не допускается. Используют не судебные методы расправы с людьми. Иногда права провозглашаются формально, но личность не может ими воспользоваться. В народе культивируется фактическая преданность власти

Тоталитарный режим.

Характеризуется:

- наличие единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором.

- системой террористического полицейского контроля.

- официально господствующей в обществе идеологией.

- монополией на вооруженные силы.

- монополией над СМИ.

Тоталитарные режимы возникают в конкретных исторических обстоятельствах, когда решение стоящих перед страной задач требует объединения усилий всего общества.

В 20в. выделяются два типа тоталитарного режима: праворадикальный (фашизм, национализм) и леворадикальный (советско-сталинский, маоистский).

Вопросы:

Согласны ли вы с позицией, что тоталитарный режим крайне необходим на определенном этапе развития общества, ибо он позволяет, быстро навести порядок?

К какому политическому режиму относят осуществление политической власти партийным руководством?

Может ли демократическая модель общества трансформироваться в диктатуру. Ответ пояснить.

Чем отличается тоталитарный режим от авторитарного? Пояснить на основе конкретных примеров.

Вывод. Система мер осуществления государственной власти составляет политический режим.

Задание. Групповые задания по информационным сообщениям из газет, журналов, телевизионных программ, для анализа особенностей политического режима в той или иной стране.


ІҮ.Сабақты бекіту /Закрепление: диспут (размышления. выводы)

При каком политическом режиме вы хотели бы жить и почему?

Ү..Үй тапсырмасы / Домашнее задание:

Пдготовить презентацию «Политические режимы»



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее