«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по теме Наглядные формы представления информации 5 класс

Разработка урока в соответствии с ФГОС. УМК по информатике для основной школы JI. JI. Босовой, А. Ю. Босовой

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Задания в группах (3 группы)

  1. Представьте информацию в наглядной форме

Сколько на ёлочке

Шариков цветных,

Розовых пряников,

Шишек золотых!





  1. Представьте информацию в наглядной форме

Продолжительность жизни крокодила 40 лет, продолжительность жизни верблюда 30 лет, лошади — 25 лет, а слона — 60 лет.





  1. Представьте информацию в наглядной форме

Вася живет на улице Шоссейной д. 1. Чтобы дойти до школы ему необходимо перейти улицу Гагарина по пешеходному переходу около остановки «Чайка», пройти мимо магазина, свернуть на улицу Пушкина, пройти дом №3 и перейти улицу Пушкина по пешеходному переходу к школе.



Содержимое разработки

Задание на компьютере



С помощью текстового редактора создайте схему устройства компьютера























Инструкция к заданию:

  1. Откройте текстовый редактор MS-Word.

  2. Выполните команду Вставка-Фигуры.

  3. С помощью мышки нарисуйте схему, используя фигуры Прямоугольник и Фигурные стрелки.

  4. Для добавления надписи в прямоугольник, необходимо:

    1. Вызвать контекстное меню правой кнопкой мыши на фигуре;

    2. Выбрать команду Добавить текст.

Содержимое разработки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата

Класс 5

Название предмета Информатика

Фамилия, имя, отчество учителя Краюшкина Наталья Александровна

Тема урока

Разнообразие наглядных форм представления информации


Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Оценить значимость наглядных форм представления информации в окружающей действительности

Задача образовательная

1) расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации;

2) изучить средства текстового редактора для составления схем.

Задача развивающая

Развивать умение преодолевать трудности в учении используя для этого проблемные ситуации, наблюдения в окружающей

действительности, настойчивости при решении задач. Развитие логического и интуитивного мышления. Развитие познавательного интереса к предмету через решения информационных задач.

Задача воспитательная

Воспитание культуры поведения, аккуратности, ответственного отношения к порученному делу

Планируемые результаты

Личностные

Формирование активности при решении задач, умений ясно и точно излагать свои мысли. Обеспечение значимости решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями

Метапредметные


  • Познавательные

Формирование умений осуществлять отбор и структурирование необходимой информации, моделировать содержание изучаемого материала

  • коммуникативные

Формирование умений слышать, слушать и понимать одноклассников, умение вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками

  • регулятивные

Формирование умений строить логические рассуждения, умозаключения. Оценка своих результатов и результатов одноклассников

Предметные

Умение представлять информацию в наглядной форме

Средства обучения

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал для учащихся

УМК Учебно-методический комплект по информатике для основной школы JI. JI. Босовой, А. Ю. Босовой:

  • Информатика. Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова.:М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • сайт методической поддержки УМК http://metodist.lbz.ru




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнения которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Организационный момент (2 мин)

Включаются в деловой ритм урока.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию



Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Формулирование темы урока, постановка цели

(6 мин)










Отвечают на вопросы. (Актуализация знаний и способов дейсвий).

Корректировка ответов учащихся. Формулирование наводящих вопросов ученикам.

Вопросы на слайдах №1-3

  1. Какие формы представления информации вам известны?

  2. Когда удобно представлять информацию в виде таблицы?

  3. Сравни текстовое и табличное представление информации. Сделай вывод.

Знание различных форм представления информации

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

Самостоятельное выделение – формулирование поставленной цели

Регулятивные:

Целеполагание

  1. Изучение нового материала

(5 мин)















Учащиеся составляют конспект по прослушанной лекции.

Взаимопроверка паре

  1. Определение основных понятий (видеолекция слайд №6-7)


Записать наглядные формы представления информации


Умение выделять главное и составлять конспект

Коммуникативные:

Постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные:

Построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

  1. Отработка умений работать с наглядной информацией (5 мин)

Решают задачи на слайдах и сверяют ответы в паре

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию.

Задачи №8 -10 на слайдах:

1. Из двух городов, расстояние между которыми 1220 км, навстречу друг другу движутся поезда. Скорость одного из них 65 км/ч. Найти скорость другого, если поезда встретились через 10 ч.

2. Определите в каком классе больше всего мальчиков.

Найдите сколько девочек в каждом классе,

если известно что в 5а, 5б, 5в, 5г по 25 человек

Формирование умений решать задачи по схемам м диаграммам

Личностные:

Формирование активности при решении задач, умений ясно и точно излагать свои мысли.

Регулятивные:

Контроль, оценка партнера в парах коррекция.

Познавательные:

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения заданий,

  1. Закрепление нового материала

(10 мин)

(практическая работа в группах по карточкам)


- подготовительный этап



- работа в группах






Разделяются на 3 группы по 4 человека


Выполняют задания по карточкам, определяя наиболее удобную форму представления информации.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.


Оценивает учащихся




Задания группах: Представьте информацию в наглядной форме

1 группа: Сколько на ёлочке

Шариков цветных,

Розовых пряников,

Шишек золотых!

  1. Группа: Продолжительность жизни крокодила 40 лет, продолжительность жизни верблюда 30 лет, лошади — 25 лет, а слона — 60 лет.

3 группа: Вася живет на улице Шоссейной д. 1. Чтобы дойти до школы ему необходимо перейти улицу Гагарина по пешеходному переходу около остановки «Чайка», пройти мимо магазина, свернуть на улицу Пушкина, пройти дом №3 и перейти улицу Пушкина по пешеходному переходу к школе.

Формирование умений представлять информацию в наглядной форме (диаграммы, схемы, таблицы и т.д.)

Личностные:

Формирование активности при решении задач, умений ясно и точно излагать свои мысли.

Познавательные:

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения заданий, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные:

Управление поведение партнера, умение работать в группе; оценка действий обучающихся в группе.

Регулятивные:

Контроль, оценка партнера в группе, коррекция.

  1. Обобщение и повторение по темам «Работа с текстовым редактором. Устройство компьютера» Практическая работа за компьютерами»

(10 мин)


Выполняют задания на компьютерах с использованием инструкции к практической работе

Корректирует работу учащихся.

Оценивает работу учащихся

Создание схемы устройства компьютера средствами программы MS Word

Формирование умений использовать средства программы MS Word для представления информации в наглядной форме

Личностные:

Обеспечение значимости решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями

Познавательные:

Умение выбирать наиболее эффективных способов решения заданий, моделировать содержание изучаемого материала

Коммуникативные:

Умение контролировать свои действия.

Регулятивные:

Контроль и коррекция своих действий


  1. Подведение итогов

(Рефлексия)

(2 мин)

Оценка деятельности учащихся (заполнение карточек с самооценкой на каждом этапе урока)

Корректировка оценки учащихся



Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательная:

рефлексия



Содержимое разработки

Фамилия, имя

Этапы урока

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

Вопросы на слайде




Составление конспекта урока




Решение задач на слайде




Работа в группах




Практическая работа на компьютере




Итого




Фамилия, имя

Этапы урока

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

Вопросы на слайде




Составление конспекта урока




Решение задач на слайде




Работа в группах




Практическая работа на компьютере




Итого




Фамилия, имя

Этапы урока

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

Вопросы на слайде




Составление конспекта урока




Решение задач на слайде




Работа в группах




Практическая работа на компьютере




Итого




Фамилия, имя

Этапы урока

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

Вопросы на слайде




Составление конспекта урока




Решение задач на слайде




Работа в группах




Практическая работа на компьютере




Итого






Содержимое разработки

Повторение: 1.  Какие формы представления информации вам известны?  У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по математике оценка за год – «5». У Дроздова по природоведению оценка за год – «5». У Галкина по природоведению оценка за год – « 5». У Прозоровой оценка по литературе за год - «5». У Радугиной по математике оценка за год «4». У Алексеевой по природоведению оценка за год – «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год – «3». 1 балл

Повторение:

1. Какие формы представления информации вам известны?

У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по математике оценка за год – «5». У Дроздова по природоведению оценка за год – «5». У Галкина по природоведению оценка за год – « 5». У Прозоровой оценка по литературе за год - «5». У Радугиной по математике оценка за год «4». У Алексеевой по природоведению оценка за год – «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год – «3».

1 балл

Повторение: Расскажи, в каких случаях удобно использовать таблицы? 1 балл

Повторение:

Расскажи, в каких случаях удобно использовать таблицы?

1 балл

Повторение: 2. Сравни текстовое и табличное представление информации. Сделай вывод. У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по математике оценка за год – «5». У Дроздова по природоведению оценка за год – «5». У Галкина по природоведению оценка за год – « 5». У Прозоровой оценка по литературе за год - «5». У Радугиной по математике оценка за год «4». У Алексеевой по природоведению оценка за год – «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год – «3». 1 балл

Повторение:

2. Сравни текстовое и табличное представление информации. Сделай вывод.

У Мухина по литературе оценка за год – «3». У Алексеевой по математике оценка за год – «5». У Дроздова по природоведению оценка за год – «5». У Галкина по природоведению оценка за год – « 5». У Прозоровой оценка по литературе за год - «5». У Радугиной по математике оценка за год «4». У Алексеевой по природоведению оценка за год – «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год – «3».

1 балл

Тема урока: «Разнообразие наглядных форм представления информации»

Тема урока:

«Разнообразие наглядных форм представления информации»

Запишите в тетради наглядные формы представления информации «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Запишите в тетради наглядные формы представления информации

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

наглядные формы представления информации Рисунки, фотографии создают представления об объекте Диаграммы используют для  наглядности числовых данных Условные знаки помогают сделать информацию интуитивно понятной Схемы показывают устройство объекта и связь между объектами «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» 4 балла

наглядные формы представления информации

  • Рисунки, фотографии создают представления об объекте
  • Диаграммы используют для наглядности числовых данных
  • Условные знаки помогают сделать информацию интуитивно понятной
  • Схемы показывают устройство объекта и связь между объектами

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

4 балла

Задача №1 Из двух городов, расстояние между которыми 1220 км, навстречу друг другу движутся поезда. Скорость одного из них 65 км/ч. Найти скорость другого, если поезда встретились через 10 ч.

Задача №1

Из двух городов, расстояние между которыми 1220 км, навстречу друг другу движутся поезда. Скорость одного из них 65 км/ч. Найти скорость другого, если поезда встретились через 10 ч.

1220км  65 км/ч t встр = 10ч  ?  Из двух городов, расстояние между которыми 1220 км, навстречу друг другу движутся поезда. Скорость одного из них 65 км/ч. Найти скорость другого, если поезда встретились через 10 ч. А В

1220км

65 км/ч

t встр = 10ч

?

Из двух городов, расстояние между которыми 1220 км, навстречу друг другу движутся поезда. Скорость одного из них 65 км/ч. Найти скорость другого, если поезда встретились через 10 ч.

А

В

Решение: 1)1220 - 65*10=570(км) – путь второго поезда;  2) 570:10=57(км/ч) – скорость второго поезда.   Ответ: 57 км/ч 1 балл

Решение:

1)1220 - 65*10=570(км) – путь второго поезда;

2) 570:10=57(км/ч) – скорость второго поезда.

Ответ: 57 км/ч

1 балл

Задача №2   Определите в каком классе больше всего мальчиков. Найдите сколько девочек в каждом классе, если известно что в 5а, 5б, 5в, 5г по 25 человек . 1 балл 5а класс: 10 мальчиков и 15 девочек 5в класс: 12 мальчиков и 13 девочек 5б класс: 15 мальчиков и 10 девочек 5б класс: 6 мальчиков и 19 девочек

Задача №2

Определите в каком классе больше всего мальчиков.

Найдите сколько девочек в каждом классе,

если известно что в 5а, 5б, 5в, 5г по 25 человек .

1 балл

5а класс: 10 мальчиков и 15 девочек

5в класс: 12 мальчиков и 13 девочек

5б класс: 15 мальчиков и 10 девочек

5б класс: 6 мальчиков и 19 девочек

Задание в группах по карточкам Представьте информацию на карточках в наглядной форме. Объясните, почему вы выбрали именно эту форму представления информации 2 балла

Задание в группах по карточкам

  • Представьте информацию на карточках в наглядной форме.
  • Объясните, почему вы выбрали именно эту форму представления информации

2 балла

Задание на компьютере  С помощью текстового редактора изобрази схему устройства компьютера 2 балла

Задание на компьютере

С помощью текстового редактора изобрази схему устройства компьютера

2 балла

Итог урока 0 - 3 оценка «2» 4 - 6 оценка «3» 7- 9 баллов «4» 10 -13 баллов «5»

Итог урока

0 - 3 оценка «2»

4 - 6 оценка «3»

7- 9 баллов «4»

10 -13 баллов «5»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее