Камаева Гузяль Райсиновна, Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа-интернат» г. Тарко-Сале Пуровского района, учитель русского языка и литературы. Урок по теме: Д.И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма в комедии «Недоросль».(Анализ I действия комедии)
Д.И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма в комедии «Недоросль».(Анализ I действия комедии).
Цели урока:
Познакомить учащихся с личностью Д.И. Фонвизина.
Повторить роды литературы и особенности драмы.
Создать условия для формирования первоначального понятия о различных направлениях в литературе.
Создать условия для выявления традиционных элементов классицизма и новаторства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
5. Выявить читательское восприятие комедии учащимися.
Вступительное слово учителя.
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
Что способствовало тому, что Пушкин так высоко оценил творчество Фонвизина, назвав его сатириком превосходным? Наверное, прежде всего то, что Фонвизин был мастером, который, используя традиции в творчестве, создал новаторское произведение. В чём новаторство драматурга и каких традиций он придерживался в своём творчестве, предстоит выяснить нам сегодня.
Знакомство с биографией Д.И. Фонвизина
Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 году. Русский поэт – сатирик. Служил переводчиком в Иностранной коллегии, затем при кабинет-министре «у приема челобитных». Он смело и гневно обличал самодержавно-крепостнический режим Екатерины II. Фонвизин принадлежал к прогрессивному и образованному кругу дворянской интеллигенции. Его литературная и общественная деятельность относится к 60 – 80 годам восемнадцатого столетия, когда исстрадавшееся крепостное крестьянство подняло под руководством Емельяна Пугачева восстание против поработителей.
Имя Фонвизина стало известно широкой публике после создания им комедии «Бригадир». Затем более десяти лет писатель занимался государственными делами. И только в 1781 г. им была завершена новая комедия — «Недоросль». Фонвизин не оставил свидетельств о создании «Недоросля». Единственный рассказ, посвященный созданию комедии, был записан много позже Вяземским. Речь идет о сцене, в которой Еремеевна защищает Митрофанушку от Скотинина. «Пересказывают со слов самого автора, что, приступая к упомянутому явлению, пошел он гулять, чтобы в прогулке обдумать его. У Мясницких Ворот набрел он на драку двух баб. Остановился и начал сторожить природу. Возвратясь домой с добычею наблюдений, начертал он явление свое и вместил в него слово зацепы, подслушанное им на поле битвы».
Связь творчества драматурга с исторической обстановкой, с общественной и художественной мыслью 70–80-х годов.
Правительство Екатерины, напуганное первой комедией Фонвизина, долгое время противилось постановке новой комедии писателя. Лишь в 1782 г. другу и покровителю Фонвизина Н.И. Панину через наследника престола, будущего Павла I, с большим трудом все же удалось добиться постановки «Недоросля». Комедия была разыграна в деревянном театре на Царицыном лугу силами актеров придворного театра. Фонвизин сам принимал участие в разучивании актерами ролей, входил во все детали постановки. И хотя успех спектакля был полный, вскоре после премьеры театр, на сцене которого впервые был поставлен «Недоросль», закрыли и расформировали. Отношение императрицы и правящих кругов к Фонвизину резко изменилось: до конца своей жизни автор «Недоросля» ощущал себя с этой поры опальным, гонимым писателем.
Что касается названия комедии, то само слово «недоросль» воспринимается сегодня не так, как задумано автором комедии. Во времена Фонвизина это было совершенно определенное понятие: так назывались дворяне, не получившие должного образования, которым поэтому запрещено было вступать в службу и жениться. Так что недорослю могло быть и двадцать с лишним лет, Митрофанушке же в комедии Фонвизина — шестнадцать лет. С появлением этого персонажа термин «недоросль» приобрел новое значение — «балбес, тупица, подросток с ограниченно порочными наклонностями». В комедии «Недоросль» Фонвизин одним из первых затронул тему крепостничества — основы современного ему социального строя. Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести дворянское государство «на самый край конечного разрушения и гибели».
Повторение пройденного материала.
Давайте вспомним особенности драматических произведений.
(Выяснение особенностей драматических произведений и их композиции (фронтальная беседа)).
– Какое произведение называется драматическим и что можно рассматривать в качестве его эпизода?
(Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене, поэтому особенностью его композиции является деление на действия, которые, в свою очередь, состоят из сцен (или явлений). Их-то и нужно рассматривать как эпизоды драматического произведения).
– Каким бы ни было анализируемое вами произведение, в нем обязательно будут такие элементы композиции, которые записаны на доске. Расставьте их в порядке следования в произведении.
(Экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка).
Каковы особенности драматического произведения эпохи классицизма?
(Особенности композиции пьес XVIII века — подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств).
Изучение нового материала.
Мы начнём с вами беседу, в которой, я надеюсь, вы примите активное участие. В процессе беседы вы будете работать на листах. На этих листах - таблица, которая будет вами заполняться в течение нескольких уроков в связи с поставленной целью. В конце урока сделанные вами записи помогут нам обобщить материал, о котором будет идти речь. Итак, начнём.
(Данная таблица помогает учащимся понять строение драматического произведения, дает возможность проверить выполнение домашнего задания (каждое явление необходимо озаглавить). Учащиеся могут по таблице определить экспозицию, завязку действия, развитие действия, кульминацию, развязку драматического произведения. С этой целью учитель заранее готовит для каждого ученика специальный лист. Лист-распечатка выглядит следующим образом:
Действующие лица | Действие | Действие | ||||||||||||||
Явления | Явления | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Отрица тельные герои |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Положи тельные герои |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Слуги
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Учите ля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Озаглавить сцены |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эвристическая беседа.
Что такое классицистическая комедия? Каким требованиям она должна была соответствовать?
КОМЕДИЯ — драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
Заполнение таблицы (Деление действия на явления)
Работа с афишей.
Комментированное чтение афиши. Говорящие фамилии.
Фонвизин использует "говорящие" фамилии, фразы-саморазоблачения. Давайте определим положительных и отрицательных героев комедии.
Заполнение таблицы
( Отрицательные – красным цветом, положительные герои – зеленым цветом, учителя и слуги – желтым цветом).
Где происходит действие комедии?
(События происходят в течение одних суток и в одном месте — захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой.
Какими способами автор раскрывает характер тех, кто оказывается предметом " его беспощадной иронии", чьи недостатки, говоря словами Н.В. Гоголя, «выставлены в очевидности беспощадной»?
Какова расстановка сил в пьесе?
Как и положено, комедия классицизма должна была не просто смешить, но и просвещать, поучать, утверждая разумное, положительное, выражать авторский идеал. Поэтому отрицательным героям обязательно противопоставлялись герои положительные. Приём прямого соотнесения характеров – одна из особенностей русской комедии классицизма. В комедии “Недоросль” четыре героя с одной стороны противопоставлены четырём с другой. Положительные герои лишь проясняли авторское отношение к происходящему. Они выдвигали разумный идеал в различных сферах человеческой жизни, жизни общества. Именно поэтому так близко было современникам Фонвизина всё то, о чём говорили Стародум, Милон, Правдин, Софья.
Каким, исходя из этого, вы представляете возникший между ними конфликт?
Комментированное чтение и анализ первого действия. ( Заполняется таблица по ходу анализа произведения)
Как раскрываются в первых сценах характеры супругов Простаковых, Митрофана, Скотинина? Как они ведут себя, какова их речь? Как можно озаглавить первое явление?
(«Примерка кафтана». Варварское отношение Простаковой к крепостным слугам, её властолюбие и деспотизм.)
Запишите название явления в таблицу. ( Аналогичная работа над 2-3 явлениями комедии).
Почему столько внимания уделено примерке кафтана и почему именно этой сценой начинается комедия?
Главная тема комедии обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой: “Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил” - вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола.
Сцена с кафтаном имеет иносказательное значение, связанное со сказкой Екатерины II о мужике, который вырос из кафтана. Императрица ставила своей целью при помощи аллегории раскрыть роль Комиссии 1767 года, бесплодно работающей над сводом законов. Д.И. Фонвизин же сатирически обыгрывает эту сказку: кафтан (свод законов), сшитый Тришкой (Комиссия), никак не подходит Митрофану (народу).)
Тема барского произвола — главная в пьесе.
«Митрофанушка... матушкин сынок, а не батюшкин» (явление 4).
Каким предстает Митрофанушка в 4 явлении?
Митрофанушка — избалованный и бессовестный «маменькин сынок». Он ни во что не ставит своего отца. Митрофан груб и жесток
«Замыслы Простаковой и Скотинина» (явление 5).
Что вы можете сказать о Скотинине?
Вырос в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет». Невежественен, умственно не развит, жаден. Это свирепый крепостник, который умеет «содрать» оброк со своих крепостных крестьян, и в этом занятии для него не существует препятствий. Главный интерес в жизни - скотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нем расположение и теплые чувства, только к ним он проявляет теплоту и заботу. Речь Скотинина - речь необразованного человека, часто употребляет грубые выражения, встречаются слова, заимствованные у дворовых. Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми их недостатками.
Диалог Простаковой и Скотинина характеризует их как жестоких крепостников. «С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!» (Простакова жалуется братцу.)
Корысть, стяжательство, нажива — им подчинено поведение Простаковых и Скотинина.
Крепостное право, считает Фонвизин, не только крестьян доводит до положения безропотных рабов, но и помещиков оглупляет.
Почему хочет жениться Скотинин? Ради возможности выгодно жениться (нужны её «деревеньки», в которых водятся свиньи: Скотинину до них «смертная охота»), он готов уничтожить своего соперника - родного племянника Митрофана.
Итак, ЭКСПОЗИЦИЯ пьесы — знакомство с героями состоялось.
Почему Простакова вначале ничего не имела против женитьбы брата на Софье? (Считала её бесприданницей.)
Письмо Стародума (явление 6)
Почему она меняет свои планы? (Узнаёт, что та наследница богатого дяди, Стародума.)
В чём комизм её поведения? (Несоответствие: свой вымысел желает считать правдой, правду представляет вымыслом.)
Что интересное узнаем мы о Простаковой в 7 явлении? Как можно озаглавить? (Простакова не умеет читать.) «Чтение письма».
Именно с этого события начинает развиваться драматический конфликт — это ЗАВЯЗКА пьесы. И кажется, что ничего уже не поможет Софье.
Какое событие помешало планам Простаковых–Скотинина? (явление 8).
(В деревню на постой пришли солдаты, во главе их офицер Милон, жених Софьи. Он приятель и единомышленник Правдина, убеждённого противника “злонравных невежд”.)
Сегодня мы познакомились с Д.И. Фонвизиным, сделали первую попытку проникнуть в тайны его бессмертной комедии «Недоросль». Разговор о её героях, о проблемах, поднятых автором, мы продолжим на следующих уроках. Ибо это произведение, высоко оцененное русской критикой, требует внимательного прочтения.
Как вы думаете, можно ли применить эту таблицу при изучении произведений, не относящихся к эпохе классицизма?
Нет. Классическая комедия строилась по определённым канонам. Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие лица обычно являлись носителями какой-либо одной черты (чёткое деление на положительных и отрицательных героев). Действующие лица четко подразделялись на носителей добра или зла. Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами. Одна идея и единство действия (в основе комедии должен лежать один конфликт).
Заключительное слово учителя
«Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого». Так высоко оценил творчество Фонвизина В.Г. Белинский в статье «Горе от ума». Попробуем постичь тайну бессмертного произведения Д.И. Фонвизина.
Домашнее задание. Читать второе действие, озаглавить каждое явление.