Тема урока: «Мир глазами историка»
Цели урока: познакомить учащихся с наукой историей и ее значением в жизни общества; развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; воспитывать интерес к истории, уважительное отношение к истории своего края и своей страны.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентации, словарь Ожегова С. И., учебник по окружающему миру.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Тест
География – это …
а) наука о Вселенной
б) наука о живой природе
в) наука о веществах
г) одна из наук о Земле
2. Первая географическая карта мира появилась:
а) в Древнем Египте
б) в Древней Греции
в) в Древнем Риме
3. К географическим объектам НЕ относятся:
а) материки
б) океаны
в) звезды
г) Солнце и Луна
д) острова
е) реки
Масштаб показывает:
а) каковы размеры карты
б) какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.
Какая часть земли получает от Солнца особенно много тепла:
а) район Северного полюса
б) район экватора
в) район Южного полюса
Что такое полярная ночь:
а) самая холодная ночь в году
б) темное время суток в полярном поясе
в) время, когда Солнце по нескольку месяцев не появляется над горизонтом.
Узнай по описанию:
Этот пояс Земли расположен по обе стороны от экватора. Здесь растут густые, влажные леса с богатейшим растительным и животным миром.
а) Умеренный пояс
б) Полярный пояс
в) Тропический пояс
Большая часть территории России лежит:
а) в полярном поясе
б) в умеренном поясе
в) в тропическом поясе
В районе экватора солнечные лучи падают на Землю…
а) отвесно
б) наклонно
Ответы: 1) г; 2) б; 3) в, г; 4) б; 5) б; 6) в; 7) в; 8) б; 9) б.
Изучение нового материала.
«История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
Эти слова принадлежат римскому писателю Цицерону.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Слайд 1)
(Об истории)
- В высказывании Цицерона есть такое выражение «вестник старины». Как вы понимаете эти слова?
(История рассказывает нам о прошлом)
- А как вы думаете, что такое история? Попробуйте сформулировать определение понятию «история»
(Ответы детей)
- А теперь давайте с вами посмотрим, как это слово трактует словарь Ожегова С. И..
Один ученик читает все значения слова «История»
- На каком толковании мы с вами остановимся?
(Мы остановимся на толковании под цифрой 2: История - совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества.)
(Слайд 2)
- Как вы думаете, для чего нам нужна история?
(Чтобы знать наше прошлое, ведь без прошлого нет настоящего и будущего)
- А откуда мы узнаем об истории?
(Из летописей, рукописей, книг, пословиц, поговорок, монет, развалин зданий)
- У истории есть свои помощники – это исторические источники. Все исторические источники можно разделить на группы.
Мы сейчас с вами попробуем определить, на какие же группы делятся все исторические источники.
- Рукописи, летописи, книги были написаны людьми. Подумайте и скажите, к какой группе исторических источников можно отнести эти объекты.
(Письменные)
- Пословицы, поговорки, сказки, мифы былины передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Какая это группа источников?
(Устные)
- Оружия, украшения, монеты – это что?
(Вещи)
- Тогда какую можно выделить третью группу исторических источников?
(Вещественные)
Таким образом, мы с вами выяснили, что все исторические источники делятся на 3 группы: вещественные, письменные и устные.
(Слайд 3)
(Один ученик читает слайд №3)
- Вы, наверное, замечали, что если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположилось село или город. Ученые сначала определяют места, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки. Этих ученых называют археологами, а науку о древности называют археологией.
(Слайд 4, 5, 6, 7, 8)
- А как вы думаете, где хранятся все эти исторические источники?
(В архивах, в музеях)
Учащиеся рассказываю сообщения об архивах и первом российском музее.
(Слайд 9, 10)
- Как вы думаете, что на улицах нашего города может рассказать нам о прошлом?
Краеведческий материал.
(Учащиеся называют памятник и небольшое сообщение о нем)
(Слайд 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17)
- А теперь послушайте следующие строки:
«История – сокровищница наших дней, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.
- Как вы думаете, какое значение имеет история для каждого человека?
4. Закрепление изученного материала.
а) Творческая работа (Слайд 18)
Задание: составить диалог человека из прошлого и настоящего.
б) Дидактическая игра «Исторические источники».
- Расположите исторические источники по группам.
(Монеты, украшения, домашняя утварь, оружие, развалины зданий, орудие труда, книги, деловые документы, письма, летописи, поговорки, мифы, сказки, пословицы, былины)
Подведение итогов.
- Что же такое история?
- Что называют историческими источниками?
- Какое значение они имеют в жизни каждого человека?
6. Домашнее задание.
С. 36- 40. Записать определения в словарь.