«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок по окружающему миру "Мир глазами историка" 4 класс

Цели урока: познакомить учащихся с наукой историей и ее значением в жизни общества; развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; воспитывать интерес к истории, уважительное отношение к истории своего края и своей страны.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентации, словарь Ожегова С. И., учебник по окружающему миру.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: «Мир глазами историка»

Цели урока: познакомить учащихся с наукой историей и ее значением в жизни общества; развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы; воспитывать интерес к истории, уважительное отношение к истории своего края и своей страны.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентации, словарь Ожегова С. И., учебник по окружающему миру.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Тест

    1. География – это …

а) наука о Вселенной

б) наука о живой природе

в) наука о веществах

г) одна из наук о Земле

2. Первая географическая карта мира появилась:

а) в Древнем Египте

б) в Древней Греции

в) в Древнем Риме


3. К географическим объектам НЕ относятся:

а) материки

б) океаны

в) звезды

г) Солнце и Луна

д) острова

е) реки


  1. Масштаб показывает:

а) каковы размеры карты

б) какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.


  1. Какая часть земли получает от Солнца особенно много тепла:

а) район Северного полюса

б) район экватора

в) район Южного полюса


  1. Что такое полярная ночь:

а) самая холодная ночь в году

б) темное время суток в полярном поясе

в) время, когда Солнце по нескольку месяцев не появляется над горизонтом.


  1. Узнай по описанию:

Этот пояс Земли расположен по обе стороны от экватора. Здесь растут густые, влажные леса с богатейшим растительным и животным миром.

а) Умеренный пояс

б) Полярный пояс

в) Тропический пояс


  1. Большая часть территории России лежит:

а) в полярном поясе

б) в умеренном поясе

в) в тропическом поясе


  1. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю…

а) отвесно

б) наклонно


Ответы: 1) г; 2) б; 3) в, г; 4) б; 5) б; 6) в; 7) в; 8) б; 9) б.


  1. Изучение нового материала.

«История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

Эти слова принадлежат римскому писателю Цицерону.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Слайд 1)

(Об истории)

- В высказывании Цицерона есть такое выражение «вестник старины». Как вы понимаете эти слова?

(История рассказывает нам о прошлом)

- А как вы думаете, что такое история? Попробуйте сформулировать определение понятию «история»

(Ответы детей)

- А теперь давайте с вами посмотрим, как это слово трактует словарь Ожегова С. И..

Один ученик читает все значения слова «История»

- На каком толковании мы с вами остановимся?

(Мы остановимся на толковании под цифрой 2: История - совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества.)

(Слайд 2)

- Как вы думаете, для чего нам нужна история?

(Чтобы знать наше прошлое, ведь без прошлого нет настоящего и будущего)

- А откуда мы узнаем об истории?

(Из летописей, рукописей, книг, пословиц, поговорок, монет, развалин зданий)

- У истории есть свои помощники – это исторические источники. Все исторические источники можно разделить на группы.

Мы сейчас с вами попробуем определить, на какие же группы делятся все исторические источники.

- Рукописи, летописи, книги были написаны людьми. Подумайте и скажите, к какой группе исторических источников можно отнести эти объекты.

(Письменные)

- Пословицы, поговорки, сказки, мифы былины передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Какая это группа источников?

(Устные)

- Оружия, украшения, монеты – это что?

(Вещи)

- Тогда какую можно выделить третью группу исторических источников?

(Вещественные)

Таким образом, мы с вами выяснили, что все исторические источники делятся на 3 группы: вещественные, письменные и устные.

(Слайд 3)

(Один ученик читает слайд №3)

- Вы, наверное, замечали, что если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположилось село или город. Ученые сначала определяют места, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки. Этих ученых называют археологами, а науку о древности называют археологией.

(Слайд 4, 5, 6, 7, 8)

- А как вы думаете, где хранятся все эти исторические источники?

(В архивах, в музеях)

Учащиеся рассказываю сообщения об архивах и первом российском музее.

(Слайд 9, 10)

- Как вы думаете, что на улицах нашего города может рассказать нам о прошлом?

Краеведческий материал.

(Учащиеся называют памятник и небольшое сообщение о нем)

(Слайд 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17)

- А теперь послушайте следующие строки:

«История – сокровищница наших дней, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

- Как вы думаете, какое значение имеет история для каждого человека?

4. Закрепление изученного материала.

а) Творческая работа (Слайд 18)

Задание: составить диалог человека из прошлого и настоящего.

б) Дидактическая игра «Исторические источники».

- Расположите исторические источники по группам.

(Монеты, украшения, домашняя утварь, оружие, развалины зданий, орудие труда, книги, деловые документы, письма, летописи, поговорки, мифы, сказки, пословицы, былины)

  1. Подведение итогов.

- Что же такое история?

- Что называют историческими источниками?

- Какое значение они имеют в жизни каждого человека?

6. Домашнее задание.

С. 36- 40. Записать определения в словарь.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее