Урок математики по теме "Действия с десятичными дробями". 5-й класс
Учитель математики
МБОУ «СОШ№1»
ХМАО-Югра г.Нижневартовск
Якоби Зинаида Фёдоровна
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
Вид урока: урок – путешествие.
Цели урока:
Образовательные: обобщение и систематизация знаний по теме, проверка умений и навыков учащихся по применению правил действий с дробями.
Развивающие: развитие логического, творческого мышления учащихся, способности к самоконтролю;
Воспитательные: развитие самостоятельности, организованности, интереса к предмету; развитие коммуникативных способностей, трудолюбия, ответственного отношения кучебе, познавательный интерес
Ход урока
I. Организационный момент: “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Ж.Ж. Руссо
Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в этих словах.
Сегодня на уроке мы отправимся с вами в необычное путешествие по вершинам знаний, полученных на предыдущих уроках. Каждый для себя сделает новое открытие и "дойдет" до своего пика математических достижений "Я попробую решить!", " У меня все получится!", "Я все могу сам!", "Я готов к новым достижениям!".(лист достижений)
Вспомните какие темы мы изучали, связанные с десятичными дробями?
Всегда ли у вас все получалось при выполнении действий с десятичными дробями?
Каждый из вас отметьте на своем листке достижений тот уровень, к которому вы сегодня хотели бы покорить или хотя бы приблизиться.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело.
В мир загадок и сложных задач.
Заполните свои данные на листе достижений.
II. Этап систематизации ЗУН учащихся по теме.
1. Математический диктант
Задание маршрута: покорение вершины “ Я попробую решить!”
Исправь ошибки:
За каждый правильный ответ 1 балл, подсчитываем и выставляем в лист достижений |
|
2. Фронтальный опрос: цветик - семицветик
правило сложения и вычитания десятичных дробей
правило умножения десятичных дробей на 0,1...
правило умножения десятичных дробей на 10, 100..
правило умножения десятичных дробей на десятичную дробь
правило деления десятичных дробей на 0,1,0,01..
правило деления десятичных дробей на 10,100...
правило деления десятичных дробей на десятичную дробь
3. Вычислительный марафон
Задание маршрута: покорение вершины "У меня все получится!".
Выставляем набранные баллы в лист достижений
Молодцы, покоряем следующую вершину знаний!
|
|
4. Работа в парах.
Задание маршрута: покорение вершины "Я все могу сам!"
Решите уравнения:
3,5х+х=10,35
4,2y-y=5,12
5. Уровневая самостоятельная работа: покорение вершины "Я готов к новым достижениям!"
Ученики получают задание для выполнения разноуровневой самостоятельной работы по номинациям: "Я попробую решить!" " У меня все получится! "Я все могу сам!" "Я готов к новым достижениям!". Учащиеся сами выбирают уровень сложности и выполняют самостоятельную работу.
Выполните задания. Выберите верный ответ. Ниже дана таблица ответов. Впишите в строку "Буква" этой таблицы букву выбранного вами правильного варианта. Из полученных букв составьте имя известного ученого, который внес большой вклад в развитие математики.
№ | Задание | Вариант ответа | Буква |
1 | Вычислите:6,24 * 12 | 74,88 | К |
7488 | Л | ||
84,88 | М | ||
2 | Найдите значение выражения:1,76у + 2,38у при у=1000 | 4,14000 | Д |
4140 | А | ||
414 | Ж | ||
3 | Решите уравнение: х : 0,008 = 63 | 504 | Г |
0.507 | З | ||
0,504 | Ш | ||
4 | Решите задачу:Турист шел 0,3 ч со скоростью 4 км/ч и проехал на автобусе 2 ч со скоростью 42,5 км/ч. Какой путь проделал турист за все это время? | 86,2 км |
И |
8,7 км | Р | ||
862 км | О |
Таблица ответов:
№ | №1 | №2 | №3 | №4 |
Буква | К | А | Ш | И |
Выполняя данное задание каждый из вас преодолел или приблизился к тому уровню знаний, на сколько хватило ваших умений и навыков.
6. Слово учителя. Из истории математики.
В 1427 г. узбекский ученый аль-Каши закончил книгу “Ключ к арифметике”. В этой книге он впервые в мире употребил десятичные дроби, дал правила действия с ними, пояснил эти правила на примерах, подробно описал новую, открытую им систему записи дробей. Для обозначения разрядов он использовал разные варианты: отделял их вертикальной чертой, писал разными чернилами, иногда выписывал название разряда полностью словами.
В Европе впервые подробно описал десятичные дроби талантливый фламандский инженер и ученый Стевин (1548–1620). В книге “О десятой” изданной в 1585 г., Стевин подробно описал правила действий и преимущества открытых им десятичных дробей. Стевин не был знаком с трудами ал-Каши и действительно открыл десятичные дроби. Но он открыл открытое. Первенство принадлежит Джемшиду ал-Каши, опередившему Стевина на полтора века.
Теперь относительно запятой в десятичных дробях. Ставить запятую после целой части десятичной дроби предложил знаменитый немецкий ученый Кеплер (1571–1630). До Кеплера после целой части ставили нуль в скобках, например, 3,7 писали как 3(0)7, отделяли вертикальной чертой 3 7 или писали разными чернилами, например, целую часть числа – черными, а дробную – красными.
III. Домашнее задание.
Составить кроссворд по теме: «Десятичные дроби»,
№ 1527, 1528
IV. Подведение итогов.
Подсчитать средний балл и озвучить свою оценку
V. Рефлексия: Вернемся к словам Ж.Ж.Руссо:
“Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...”
Приятно ли вам было ощущать как много вы знаете и умеете свои знания применять?
Согласны ли вы с тем, что нужно постоянно работать над собой, ставить новые цели, чтобы достичь желаемого результата?
Достигли ли вы желаемого уровня достижения?
Вы считаете себя талантливыми детьми?
Готовы ли вы к покорению новых вершин?