«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок окружающего мира по теме: "Как построить дом"

Урок построен по всем требованиям ФГОС

Цель урока:создать условия для формирования у учащихся представления о видах домов, формирование умения выявлять характерные особенности возведения деревянных, кирпичных и панельных домов.

Задачи по достижению результатов:

Личностные:

формирование ценностного отношения к одноклассникам через признание иных мнений, повышение культуры речевого общения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные УУД – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализируют информацию, строят рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД – умение работать в парах, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Предметные: способствовать формированию умения выявлять характерные особенности возведения деревянных, кирпичных и панельных домов, использования личных наблюдений в решении учебных задач.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тип урока: комбинированный

УМК: программа «Школа России», Плешаков А.А., Окружающий мир. 2 класс.



Тема

Как построить дом.

Цель

создать условия для формирования у учащихся представления о видах домов, формирование умения выявлять характерные особенности возведения деревянных, кирпичных и панельных домов.

Задачи

по достижению результатов


Личностные:

формирование ценностного отношения к одноклассникам через признание иных мнений, повышение культуры речевого общения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные УУД – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализируют информацию, строят рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД – умение работать в парах, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Предметные: способствовать формированию умения выявлять характерные особенности возведения деревянных, кирпичных и панельных домов, использования личных наблюдений в решении учебных задач.


Основные понятия

одноэтажные дома, многоэтажные, деревянный, кирпичный, панельный

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/А.А. Плешаков. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2012.

мультимедийное оборудование, карточки с иллюстрацией строительства домов, карточки с названием материалов, техники, строителей

Организация пространства

Работа фронтальная, самостоятельная, работа в парах


Этап урока

Содержание заданий (для учащихся)

Виды деятельности, формы организации работы

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (формирование УУД)

1.Самоопределение к учебной деятельности.

- Прозвенел друзья, звонок

Начинается урок.

Сегодня, мы, будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок!

- Чем будем заниматься на уроке?

(Будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.)

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.


- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме при определении того, чем они будут заниматься на уроке (фронтальная работа)

Знать:



Уметь:

Личностные УУД:

- формированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при самоопределении учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при ответе на вопрос.

2.Актуализация знаний


1)Предлагаю посмотреть на картинки.

Внимательно посмотрите на картинки.

(на слайде иллюстрации различных домов: иглу, шалаш, землянка, дом на ходулях, вигвам, чум, юрта, мазанка, коттедж).

- Как можно одним словом назвать эти строения? (Учитель принимает ответы детей, делая микровывод.)

2)-Я предлагаю вам внимательно посмотреть небольшой отрывок из мультфильма «Три поросенка» и ответить на вопрос:

- Почему волку удалось сломать дома поросят Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа?



Просмотр мультфильма.

- Выскажите своё мнение, каким должен быть дом?

-Как вы думаете, что нужно для того, чтобы построить прочный дом?


Выслушивает мнения учеников, корректирует ответы. Вносит дополнение.



- участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении изображений на слайде (фронтальная работа.)


- структурирует знания при определении названий жилища

(фронтальная работа.)


- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме при ответе на вопросы учителя

(фронтальная работа)


- анализирует, синтезирует, сравнивает, классифицирует при просмотре мультфильма

(фронтальная работа)


- участвует в выдвижении гипотез, их обосновании, доказательстве (фронтальная работа.)





Знать: виды жилищ, их названия



Уметь: строить речевое высказывание, соотносить иллюстрацию с представлениями об окружающем мире


Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при обсуждении ответов на вопросы учителя по содержанию просмотренного видеоролика;

- формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при обсуждении ответов на вопросы учителя по содержанию просмотренного видеоролика;

Регулятивные УУД:

- составление алгоритма решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при ответе на вопросы.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации при просмотре мультфильма, иллюстраций;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответе на поставленные вопросы;

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при рассмотрении иллюстрациий;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при обсуждении содержания мультфильма;

- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при обсуждении содержания мультфильма.

Коммуникативные УУД:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при ответе на вопросы

  • умение договариваться, находить общее решение при формулировке ответов на поставленные вопросы;

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при выборе правильного ответа

3. Постановка проблемы

На слайде записана пословица

«Мой дом – моя крепость».

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Ребята в чем у вас возникло затруднение?

- Почему оно возникло?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока и определить цель.



- участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении пословицы (фронтальная работа.)


- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме при ответе на вопросы учителя

(фронтальная работа)


- участвует в выдвижении гипотез, их обосновании, доказательстве (фронтальная работа.)





Знать:

какие бывают дома



Уметь:

формулировать тему урока и определять цель

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при обсуждении пословицы;

- сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при формулировке темы и цели урока;


Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при возникших разногласиях;

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при обсуждении смысла пословицы;

- постановка и формулирование проблем при анализе возникших затруднений;

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение при формулировке темы и определении цели урока;

Коммуникативные УУД:

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при обсуждении проблемы;

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при построении высказываний.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Предлагаю посмотреть иллюстрации на доске

- Посмотрите и скажите: все ли дома одинаковы?

- Верно, дома бывают разные: кирпичные, деревянные, панельные.

- А почему же мы их так называем: деревянные, кирпичные, панельные?

- Правильно, на строительство каждого дома идут определённые строительные материалы.

- Итак, у нас возник вопрос:

-Как построить прочный дом? В ходе работы над этим вопросом мы заполним таблицу, которая и поможет нам сформулировать вывод.


Название дома

Строительный материал

Способ соединения

Время построения














Слова: деревянный, панельный, кирпичный, дерево, кирпич, панели, раствор, выемка-паз, долгосрочное, краткосрочное, тепло зимой, прохладно летом.


Весь класс делится на 3 группы:

1группа готовит вывод о кирпичных домах, 2 группа - вывод о панельных домах, 3 группа - вывод о деревянных домах. В каждой группе есть капитан помощник. Дети работают с карточками.

1 группа:

Деревянный дом – это крепость для каждого семьянина, а деревянный – это еще экологически чистое, «дышащее» жилье. Многие века люди выбирали дерево в качестве строительного материала, а все потому, что такие конструкции прочные, теплопроводные, уютные и привлекательные. В доме будет тепло и уютно зимой, прохладно и освежающее летом, так что комфорт владельцам гарантирован в любое время года. Начиная строить, планировали, куда встанет фундамент печи, а постройку возводили вокруг этого места. Отсюда выражение –  «плясать от печки», значит, начинать сначала. В основание дома клали монетку – к богатству. Брёвна соединяли с помощью специальных выемок – пазов. Один ряд брёвен назывался «венец». Строительство дома напоминало плетение венка. Конец – делу венец. Венчали дом крышей. Окна защищали ставнями, украшали росписью, резными наличниками. В старину деревянные дома строили всем селом, поэтому дом возводили за считанные дни. Неудобство было лишь в том, что дерево легко воспламенялось, но сейчас для обработки дерева используют специальные негорючие материалы.

2 группа:

Дом из кирпича

В наше время практика доказывает, что самые желаемыми при строительстве, считаются дома из кирпича. Стены из кирпича «дышат», к тому же в кирпичном доме с такими стенами создается благоприятный для владельца микроклимат. Они огнеупорны, прочны, не подвержены гниению и действиям насекомых вредителей, долговечны и капитальны. Это не соломенный домик Нуф-Нуфа, кирпичный дом, создает ощущение защиты и надежности. Ведь как говорят в старой пословице — «мой дом — моя крепость». Кирпичные дома возводят из различных видов кирпича, которые соединяют между собой при помощи раствора песка, цемента и воды.

3 группа:

Панельные дома

Строительство многоэтажного жилого дома сегодня является основным вариантом решения жилищной проблемы. Достоинство технологии – заселение в дом не одной, а нескольких семей, даже если возведение ведется на малом участке земельного надела. Популярность имеют несколько разновидностей строительства: панельная, кирпичная, монолитная. Выбор типа застройки осуществляется в соответствии с показаниями грунтов, сейсмологической обстановкой, климатических особенностей, наличия материалов, средств и возможностей. Раньше чтобы построить панельный дом уходили года, но с нашей современной техникой и новыми технологиями дома возводят за несколько месяцев. Панельные дома имеют плохую теплоизоляцию, чем кирпичные и деревянные.


Название дома

Строительный материал

Способ соединения

Время построения

деревянный

дерево

выемка- паз

краткосрочное

панельный

панели

раствор

долгосрочное

кирпичный

кирпич

раствор

долгосрочное


- осознанно озвучивают общее мнение группы (вывод).

(групповая)

- участвуют в учебном диалоге с одноклассниками и с учителем при обсуждении выводов.

(фронтальная)

- участвуют в работе по исправлению ошибок и корректировке групповых выводов.

(фронтальная)


Знать:
название строительных материалов, виды домов.


Уметь:

осознанно читать текст и выбирать нужную информацию.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при сравнении различных видов домов;

- сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при заполнении таблицы;

- установка на здоровый образ жизни при выборе строительных материалов;

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе в группе.

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками в ходе групповой работы при заполнении таблицы;

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с одноклассниками при заполнении таблицы в группе;

- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при выборе слов-опор;

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при анализе результатов работы.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- построение знаково-символических моделей при работе над таблицей;

- умение структурировать знания при помощи опорных слов;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при анализе текста.

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с таблицей;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при представлении результата работы каждой группы;


Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем при распределении обязанностей в группе;

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при совместном обсуждении содержания предложенных текстов;

  • умение договариваться, находить общее решение при работе в группе;

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь на данном этапе;

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при ответе на вопросы.


5. Решение проблемы


- На основании заполненной таблицы, сформулируйте вывод: какой дом является самым крепким и надежным.

Вывод: Каждый из предложенных вариантов домов может быть крепким и надежным, если при его строительстве будут соблюдены все строительные технологии и использованы качественные строительные материалы.




- устанавливают причинно-следственную связь и строят логическую цепь рассуждений при формулировании вывода.

(фронтальная)

- осознанно, произвольно формулируют вывод

(индивидуальная)


Знать:
название строительных материалов, виды домов.

Уметь:

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при обсуждении вариантов вывода, предложенных учащимися;

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности при формулировании общего вывода;

- самооценка успешности или неуспешности учебной деятельности при выполнении заданий по подготовке общегруппового вывода по результатам работы с таблицей.

Регулятивные УУД:

- контроль и коррекция при подготовке общегруппового вывода по результатам работы с таблицей;

- самооценка успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при озвучивании общегруппового вывода по вопросу «Какой дом является самым крепким и надежным?».

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при озвучивании вывода;

- Логические УУД:

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при озвучивании вывода общегрупповой работы;

- подведение под понятие о том, какой дом является самым крепким и надежным при групповой работе.

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества и взаимодействия с одноклассниками при обосновании и озвучивании общегруппового вывода;

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению с одноклассниками при обосновании и озвучивании общегруппового вывода;

- понимание возможности различных позиций и точек зрения одноклассников при обосновании и озвучивании ответов на поставленный вопрос;

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при обосновании своего мнения;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь при ответе на поставленный вопрос.

6.Первичное закрепление

Самостоятельное чтение текста учебника с.114-115

Работа в парах

- Придумайте вопросы к рассказу и задайте их классу.

Дети формулируют вопросы в парах и задают их своим одноклассникам.

- участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении текста учебника (фронтальная работа.)


- осуществляет поиск и выделение необходимой информации при чтении текста в учебнике (индивидуальная работа);


- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме при ответе на составленные вопросы (фронтальная работа)


- осуществляет смысловое чтение при работе с текстом учебника (индивидуальная работа)


- анализирует, синтезирует, сравнивает, классифицирует при анализе содержания текста учебника (индивидуальная работа)




Знать: виды строительной техники, строительные профессии



Уметь: вычленять необходимую информацию

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе стекстовой информацией;

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при ответе на вопросы.

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе с научно-познавательным текстом;

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при правильной формулировке вопросов.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации в различных источниках при работе с текстовой информацией;

- умение структурировать знания при формулировке вопросов;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответе на составленные одноклассниками вопросы;

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с текстом

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем при обсуждении ответов на поставленные вопросы;

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения при ответе на какой-либо вопрос;

  • умение договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при ответе на вопросы;

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при выборе ответов.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

- У меня есть для вас интересное задание: из геометрических фигур сконструировать модель дома.

- Посмотрите, какие красивые дома вы построили.


- Рассматривают предложенные геометрические фигуры

(Индивидуальная работа.)



- структурирует знания при конструировании дома (Индивидуальная работа.)



- осуществляет выбор наиболее эффективных способов при составлении плана действий

(Индивидуальная работа.)



Знать:
названия геометрических фигур


Уметь: конструировать модель дома из геометрических фигур

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при конструирования дома из геометрических фигур

- сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при конструирования дома

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при анализе выполненной аппликации

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе с геометрическими фигурами

- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно при выполнении работы

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при показе выполненных работ

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач при выполнении аппликации

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками при работе

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания на данную тему

8. Включение в систему знаний и повторение

Работа в рабочей тетради

Проверь себя на «Страничках для самопроверки в рабочей тетради».

- Читают задания в рабочей тетради

(Индивидуальная работа.)


- осуществляет поиск и выделение необходимой информации, в рабочей тетради при выполнении задания

(Индивидуальная работа.)


- структурирует знания при выборе ответа на вопросы

((Индивидуальная работа.)


- анализирует, синтезирует, сравнивает, классифицирует при выполнении заданий самопроверки

((Индивидуальная работа.)




Знать: названия домов, виды и назначения строительных материалов, названия строительных профессий



Уметь:

Структурировать знания при выборе ответа на вопросы

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе на страничках самопроверки

- сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при выполнении самостоятельной работы

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при выполнении работы в рабочей тетради

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно при выполнении работы

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации в различных источниках при работе на страничках самопроверки

- умение структурировать знания при выполнении самостоятельной работы

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация при выборе правильного ответа

Коммуникативные УУД:

- умение контролировать собственные действия при выполнении заданий

9. Рефлексия деятельности

- Согласны ли вы с пословицей:

Мой дом - моя крепость!

- Когда дом можно назвать крепостью?

- Ребята, скажите, о чём говорили на уроке?

- Что делали?

- Кто остался довольным?

- Оцените себя по шкале успеха.

- Благодарю вас всех ребята за урок!


- Читают высказывание на экране, объясняют, высказывают свое мнение.

(Фронтальная работа.)

- участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении смысла пословицы

(Фронтальная работа.)



- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме при ответе на вопросы учителя

(Фронтальная работа.)





Уметь:

Объяснить смысл данной пословицы,

оценивать себя по шкале успеха

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при объяснении смысла пословицы

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при оценивании по шкале успеха

Регулятивные УУД:

- оценивание успешности решения учебной задачи при работе на уроке

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при самооценке

Коммуникативные УУД:

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при работе на уроке























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее