Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тип урока: комбинированный
УМК: программа «Школа России», Плешаков А.А., Окружающий мир. 2 класс.
Тема | Как построить дом. |
Цель | создать условия для формирования у учащихся представления о видах домов, формирование умения выявлять характерные особенности возведения деревянных, кирпичных и панельных домов. |
Задачи по достижению результатов
| Личностные: формирование ценностного отношения к одноклассникам через признание иных мнений, повышение культуры речевого общения. Метапредметные: Регулятивные УУД – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Познавательные УУД – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализируют информацию, строят рассуждения в форме простых суждений об объекте. Коммуникативные УУД – умение работать в парах, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности Предметные: способствовать формированию умения выявлять характерные особенности возведения деревянных, кирпичных и панельных домов, использования личных наблюдений в решении учебных задач.
|
Основные понятия | одноэтажные дома, многоэтажные, деревянный, кирпичный, панельный |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/А.А. Плешаков. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2012. мультимедийное оборудование, карточки с иллюстрацией строительства домов, карточки с названием материалов, техники, строителей |
Организация пространства | Работа фронтальная, самостоятельная, работа в парах |
Этап урока | Содержание заданий (для учащихся) | Виды деятельности, формы организации работы | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Личностные, метапредметные (формирование УУД) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Самоопределение к учебной деятельности. | - Прозвенел друзья, звонок Начинается урок. Сегодня, мы, будем наблюдать, выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся дружок! - Чем будем заниматься на уроке? (Будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.) - Сегодня на уроке вас ждет множество открытий. |
- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме при определении того, чем они будут заниматься на уроке (фронтальная работа) | Знать: Уметь: | Личностные УУД: - формированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при самоопределении учебной деятельности Коммуникативные УУД: - понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при ответе на вопрос. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний
| 1)Предлагаю посмотреть на картинки. Внимательно посмотрите на картинки. (на слайде иллюстрации различных домов: иглу, шалаш, землянка, дом на ходулях, вигвам, чум, юрта, мазанка, коттедж). - Как можно одним словом назвать эти строения? (Учитель принимает ответы детей, делая микровывод.) 2)-Я предлагаю вам внимательно посмотреть небольшой отрывок из мультфильма «Три поросенка» и ответить на вопрос: - Почему волку удалось сломать дома поросят Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа?
Просмотр мультфильма. - Выскажите своё мнение, каким должен быть дом? -Как вы думаете, что нужно для того, чтобы построить прочный дом?
Выслушивает мнения учеников, корректирует ответы. Вносит дополнение.
| - участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении изображений на слайде (фронтальная работа.)
- структурирует знания при определении названий жилища (фронтальная работа.)
- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме при ответе на вопросы учителя (фронтальная работа)
- анализирует, синтезирует, сравнивает, классифицирует при просмотре мультфильма (фронтальная работа)
- участвует в выдвижении гипотез, их обосновании, доказательстве (фронтальная работа.)
| Знать: виды жилищ, их названия Уметь: строить речевое высказывание, соотносить иллюстрацию с представлениями об окружающем мире
| Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при обсуждении ответов на вопросы учителя по содержанию просмотренного видеоролика; - формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при обсуждении ответов на вопросы учителя по содержанию просмотренного видеоролика; Регулятивные УУД: - составление алгоритма решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при ответе на вопросы. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации при просмотре мультфильма, иллюстраций; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответе на поставленные вопросы; Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при рассмотрении иллюстрациий; - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при обсуждении содержания мультфильма; - выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при обсуждении содержания мультфильма. Коммуникативные УУД:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка проблемы | На слайде записана пословица «Мой дом – моя крепость». - Как вы понимаете эту пословицу? - Ребята в чем у вас возникло затруднение? - Почему оно возникло? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока и определить цель.
| - участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении пословицы (фронтальная работа.)
- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме при ответе на вопросы учителя (фронтальная работа)
- участвует в выдвижении гипотез, их обосновании, доказательстве (фронтальная работа.)
| Знать: какие бывают дома Уметь: формулировать тему урока и определять цель | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при обсуждении пословицы; - сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при формулировке темы и цели урока;
Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при возникших разногласиях; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при обсуждении смысла пословицы; - постановка и формулирование проблем при анализе возникших затруднений; Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение при формулировке темы и определении цели урока; Коммуникативные УУД: - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при обсуждении проблемы;
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения | Предлагаю посмотреть иллюстрации на доске - Посмотрите и скажите: все ли дома одинаковы? - Верно, дома бывают разные: кирпичные, деревянные, панельные. - А почему же мы их так называем: деревянные, кирпичные, панельные? - Правильно, на строительство каждого дома идут определённые строительные материалы. - Итак, у нас возник вопрос: -Как построить прочный дом? В ходе работы над этим вопросом мы заполним таблицу, которая и поможет нам сформулировать вывод.
Слова: деревянный, панельный, кирпичный, дерево, кирпич, панели, раствор, выемка-паз, долгосрочное, краткосрочное, тепло зимой, прохладно летом.
Весь класс делится на 3 группы: 1группа готовит вывод о кирпичных домах, 2 группа - вывод о панельных домах, 3 группа - вывод о деревянных домах. В каждой группе есть капитан помощник. Дети работают с карточками. 1 группа: Деревянный дом – это крепость для каждого семьянина, а деревянный – это еще экологически чистое, «дышащее» жилье. Многие века люди выбирали дерево в качестве строительного материала, а все потому, что такие конструкции прочные, теплопроводные, уютные и привлекательные. В доме будет тепло и уютно зимой, прохладно и освежающее летом, так что комфорт владельцам гарантирован в любое время года. Начиная строить, планировали, куда встанет фундамент печи, а постройку возводили вокруг этого места. Отсюда выражение – «плясать от печки», значит, начинать сначала. В основание дома клали монетку – к богатству. Брёвна соединяли с помощью специальных выемок – пазов. Один ряд брёвен назывался «венец». Строительство дома напоминало плетение венка. Конец – делу венец. Венчали дом крышей. Окна защищали ставнями, украшали росписью, резными наличниками. В старину деревянные дома строили всем селом, поэтому дом возводили за считанные дни. Неудобство было лишь в том, что дерево легко воспламенялось, но сейчас для обработки дерева используют специальные негорючие материалы. 2 группа: Дом из кирпича В наше время практика доказывает, что самые желаемыми при строительстве, считаются дома из кирпича. Стены из кирпича «дышат», к тому же в кирпичном доме с такими стенами создается благоприятный для владельца микроклимат. Они огнеупорны, прочны, не подвержены гниению и действиям насекомых вредителей, долговечны и капитальны. Это не соломенный домик Нуф-Нуфа, кирпичный дом, создает ощущение защиты и надежности. Ведь как говорят в старой пословице — «мой дом — моя крепость». Кирпичные дома возводят из различных видов кирпича, которые соединяют между собой при помощи раствора песка, цемента и воды. 3 группа: Панельные дома Строительство многоэтажного жилого дома сегодня является основным вариантом решения жилищной проблемы. Достоинство технологии – заселение в дом не одной, а нескольких семей, даже если возведение ведется на малом участке земельного надела. Популярность имеют несколько разновидностей строительства: панельная, кирпичная, монолитная. Выбор типа застройки осуществляется в соответствии с показаниями грунтов, сейсмологической обстановкой, климатических особенностей, наличия материалов, средств и возможностей. Раньше чтобы построить панельный дом уходили года, но с нашей современной техникой и новыми технологиями дома возводят за несколько месяцев. Панельные дома имеют плохую теплоизоляцию, чем кирпичные и деревянные.
| - осознанно озвучивают общее мнение группы (вывод). (групповая) - участвуют в учебном диалоге с одноклассниками и с учителем при обсуждении выводов. (фронтальная) - участвуют в работе по исправлению ошибок и корректировке групповых выводов. (фронтальная)
| Знать: Уметь: осознанно читать текст и выбирать нужную информацию. | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при сравнении различных видов домов; - сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при заполнении таблицы; - установка на здоровый образ жизни при выборе строительных материалов; - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе в группе. Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками в ходе групповой работы при заполнении таблицы; - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи совместно с одноклассниками при заполнении таблицы в группе; - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при выборе слов-опор; - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при анализе результатов работы. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - построение знаково-символических моделей при работе над таблицей; - умение структурировать знания при помощи опорных слов; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при анализе текста. Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с таблицей; - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при представлении результата работы каждой группы;
Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем при распределении обязанностей в группе; - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при совместном обсуждении содержания предложенных текстов;
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Решение проблемы |
- На основании заполненной таблицы, сформулируйте вывод: какой дом является самым крепким и надежным. Вывод: Каждый из предложенных вариантов домов может быть крепким и надежным, если при его строительстве будут соблюдены все строительные технологии и использованы качественные строительные материалы.
| - устанавливают причинно-следственную связь и строят логическую цепь рассуждений при формулировании вывода. (фронтальная) - осознанно, произвольно формулируют вывод (индивидуальная)
| Знать: Уметь: устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при обсуждении вариантов вывода, предложенных учащимися; - понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности при формулировании общего вывода; - самооценка успешности или неуспешности учебной деятельности при выполнении заданий по подготовке общегруппового вывода по результатам работы с таблицей. Регулятивные УУД: - контроль и коррекция при подготовке общегруппового вывода по результатам работы с таблицей; - самооценка успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при озвучивании общегруппового вывода по вопросу «Какой дом является самым крепким и надежным?». Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при озвучивании вывода; - Логические УУД: - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при озвучивании вывода общегрупповой работы; - подведение под понятие о том, какой дом является самым крепким и надежным при групповой работе. Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества и взаимодействия с одноклассниками при обосновании и озвучивании общегруппового вывода; - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению с одноклассниками при обосновании и озвучивании общегруппового вывода; - понимание возможности различных позиций и точек зрения одноклассников при обосновании и озвучивании ответов на поставленный вопрос; - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при обосновании своего мнения; -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь при ответе на поставленный вопрос. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Первичное закрепление | Самостоятельное чтение текста учебника с.114-115 Работа в парах - Придумайте вопросы к рассказу и задайте их классу. Дети формулируют вопросы в парах и задают их своим одноклассникам. | - участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении текста учебника (фронтальная работа.)
- осуществляет поиск и выделение необходимой информации при чтении текста в учебнике (индивидуальная работа);
- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме при ответе на составленные вопросы (фронтальная работа)
- осуществляет смысловое чтение при работе с текстом учебника (индивидуальная работа)
- анализирует, синтезирует, сравнивает, классифицирует при анализе содержания текста учебника (индивидуальная работа)
| Знать: виды строительной техники, строительные профессии Уметь: вычленять необходимую информацию | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе стекстовой информацией; - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при ответе на вопросы. Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе с научно-познавательным текстом; - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при правильной формулировке вопросов. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации в различных источниках при работе с текстовой информацией; - умение структурировать знания при формулировке вопросов; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответе на составленные одноклассниками вопросы; Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с текстом Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем при обсуждении ответов на поставленные вопросы;
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | - У меня есть для вас интересное задание: из геометрических фигур сконструировать модель дома. - Посмотрите, какие красивые дома вы построили.
| - Рассматривают предложенные геометрические фигуры (Индивидуальная работа.)
- структурирует знания при конструировании дома (Индивидуальная работа.)
- осуществляет выбор наиболее эффективных способов при составлении плана действий (Индивидуальная работа.)
| Знать: Уметь: конструировать модель дома из геометрических фигур | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при конструирования дома из геометрических фигур - сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при конструирования дома - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при анализе выполненной аппликации Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе с геометрическими фигурами - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно при выполнении работы - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при показе выполненных работ Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - выбор наиболее эффективных способов решения задач при выполнении аппликации Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками при работе
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение | Работа в рабочей тетради Проверь себя на «Страничках для самопроверки в рабочей тетради». | - Читают задания в рабочей тетради (Индивидуальная работа.)
- осуществляет поиск и выделение необходимой информации, в рабочей тетради при выполнении задания (Индивидуальная работа.)
- структурирует знания при выборе ответа на вопросы ((Индивидуальная работа.)
- анализирует, синтезирует, сравнивает, классифицирует при выполнении заданий самопроверки ((Индивидуальная работа.)
| Знать: названия домов, виды и назначения строительных материалов, названия строительных профессий Уметь: Структурировать знания при выборе ответа на вопросы | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при работе на страничках самопроверки - сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при выполнении самостоятельной работы - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при выполнении работы в рабочей тетради Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно при выполнении работы Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации в различных источниках при работе на страничках самопроверки - умение структурировать знания при выполнении самостоятельной работы Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при выборе правильного ответа Коммуникативные УУД: - умение контролировать собственные действия при выполнении заданий | ||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия деятельности | - Согласны ли вы с пословицей: Мой дом - моя крепость! - Когда дом можно назвать крепостью? - Ребята, скажите, о чём говорили на уроке? - Что делали? - Кто остался довольным? - Оцените себя по шкале успеха. - Благодарю вас всех ребята за урок! | - Читают высказывание на экране, объясняют, высказывают свое мнение. (Фронтальная работа.) - участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении смысла пословицы (Фронтальная работа.)
- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме при ответе на вопросы учителя (Фронтальная работа.) |
Уметь: Объяснить смысл данной пословицы, оценивать себя по шкале успеха | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при объяснении смысла пословицы - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при оценивании по шкале успеха Регулятивные УУД: - оценивание успешности решения учебной задачи при работе на уроке Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при самооценке Коммуникативные УУД:
|