«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок на тему " Горение и медленное окисление"

Данная разработка преследует цель: познакомить учащихся с условиями возникновения горения и его прекращения, с явлениями медленного окисления. Знать значение этих процессов. На уроке использованы различные методы при проверке домашнего задания и первичном закреплении знаний

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок№ 7 класс дата:

Тема: «Горение и медленное окисление».

Цели:

Учебная: познакомить учащихся с условиями возникновения горения и его прекращения, с явлениями медленного окисления. Знать значение этих процессов.

Воспитательная: уметь применять свои знания в повседневной жизни, придерживаться правил техники безопасности при работе с огнем.

Развивающая: продолжить формирование умений и навыков работы с учебником, уметь аргументировать свой ответ.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент.


  1. Проверка домашнего задания, актуализация изученного материала.

Химический диктант

Поставьте знак «+», если предложенное утверждение подходит кислороду, и знак «–», если не подходит:

1) в промышленности получают из воздуха;

2) сложное вещество;

3) при обычных условиях бесцветный газ;

4) собирают вытеснением воздуха;

5) в природе встречается только в составе сложных веществ;

6) собирают в перевернутый вверх дном сосуд;

7) в лаборатории получают из «марганцовки»;

8) газ, имеющий запах;

9) поддерживает горение;

10) тяжелее воздуха;

11) при температуре –183 °С превращается в жидкость;

12) входит в состав минералов, горных пород, песка, воды;

13) при обычных условиях – жидкость;

14) входит в состав воздуха;

15) образуется в природе в процессе фотосинтеза.

Актуализируются опорные знания учащихся. Ребята подготавливаются к восприятию нового материала.Взаимопроверка.

Учитель вывешивает на доску «ключ» к ответам:

Знак «+» у утверждений №: 1; 3; 4; 7; 9; 10; 11; 12; 14; 15.


Карточки с вопросами:

  1. Написать способы получения О2 в лаборатории

  2. Написать химические свойства О2

  3. Дописать уравнения реакций. Назвать продукты реакции:

Н2 + 02 →?        Na + 02 → ?

Ва + 02 → ?        Mg + 02 →?


4. Соединить компоненты оксидов так, что бы получились формулы.

P2 Al2 Zn Mg C Fе2

O3 O5 O O2 O O3

Правильные ответы: P2O3 , P2O5, ZnО, Al2O3, MgО, СО2 , CО, Fе2O3


5.Какие вещества называются «оксидами»?

Найти на доске формулы оксидов и дать им название:

H2O, HClО4, KCl, K2MnO4, O2, Cu2O, Cl2O7, NaOH, NH3, OF2, N2O5, Р2O5, PH3, HF.

Вспомнить, какие реакции называются реакциями горения. Назвать их.

Выставление оценок, краткие комментарии ответов учащихся.

  1. Мотивация изучения новой темы.


  1. Почему начинается горение?

  2. Что происходит с веществом во время горения?

  3. Как можно остановить горение?

Существует легенда, что когда к городу Сиракузы приблизился вражеский флот, Архимед дал команду всем жителям города принести зеркала и направить их на одну часть корабля. Флот был уничтожен.

Почему это случилось?


1.Чтобы вещество загорелось, необходимо:

  1. Наличие горючего вещества.

  2. Наличие кислорода (воздуха),

  3. Достижение температуры воспламенения.

2.Почему вещество горит? Что поддерживает горение? Какое значение имеет горение в жизни человека?

3.Как же остановить горение?

Демонстрация эксперимента.

4. Возможно также самовоспламенении веществ.

Самовоспламенение – горение, возникающее от внешнего нагревания вещества до определенной температуры без непосредственного соприкосновения горючего вещества с пламенем внешнего источника горения.

Видеофрагмент: самовоспламенение парафина


  1. Первичное закрепление знаний.

Учащиеся делятся на команды, каждая из них предлагает свои варианты прекращения горения:

Первая команда - загорелась одежда на человеке;

Вторая команда - загорелась микроволновка;

Третья команда - загорелся ковер;

Четвертая команда - загорелись промасленные тряпки в гараже;

Пятая команда - горит костер;

Шестая команда - горит лес.

А могут ли вещества взаимодействовать с кислородом без горения?

Взаимодействие веществ с кислородом (без горения) называется медленным окислением.

Какие примеры медленного окисления вы можете привести.


Медленное окисление бывает полезным и вредным для человека.

К доске выходят двое учащихся, один записывает полезные процессы медленного окисления, второй - вредные:

- окисление питательных веществ в организме;

- гниение опавшей листвы;

- окисление угля в шахтах;

- скисание молока;

- окисление со временем поверхности металлов;

- брожение сока.

Может ли медленное окисление перейти в горение? Привести примеры.

Уравнять реакции:

СН4 + 02 → С02 + Н20

С2Н2 + 02 → С02 + Н20

ZnS +O2


V.Обобщение изученной темы.

  1. Что такое горение?

  2. Какие вы знаете условия возникновения и прекращения горения?

  3. Чем медленное окисление отличается от горения? Чем похоже?

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?

Освоены ли вами понятия: «реакция окисления», «реакция горения», «реакция медленного окисления», «оксиды»?

Были ли моменты непонимания?

Смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?

Назовите самые удачные ответы ваших товарищей.

Сформулируйте советы себе и другим, над чем нужно еще поработать.

Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?

Что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому?

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.

Выявляется степень выполнения учебных целей.


VII.Домашнее задание.


П.19, упр.152

*Дополнительное творческое задание:

придумать и написать сказку о процессах горения, медленного окисления.

составить плакат, листовку об опасности пожаров, об осторожном обращении с огнем;










Притча Леонардо да Винчи. МОТЫЛЕК И ПЛАМЯ


Порхая в вечерних сумерках и наслаждаясь прохладой, нарядный мотылек вдруг приметил мерцающий вдали огонек. Он тотчас направился к освещенному месту, а когда оказался рядом, стал летать вокруг горящего на окне ночника, с удивлением разглядывая его. Как же красив этот незнакомец!
Налюбовавшись вдоволь, мотылек решил поближе познакомиться с ярким огоньком и поиграть с ним, как обычно забавлялся в саду с цветами, раскачиваясь на их венчиках, словно на качелях. Отлетев немного в сторону, он сделал крутой разворот и пролетел, почти касаясь желтого язычка пламени и как бы приглашая его к игре.
Но что-то больно кольнуло его и подбросило вверх. Присев на подоконник у ночника, мотылек в изумлении обнаружил, что потерял одну лапку и подпалил края крылышек.
- Как же могло такое стрястись?- в недоумении спрашивал себя мотылек и не находил ответа. Он никак не мог допустить, чтобы такой дивный безобидный огонек способен был причинить ему зло. Придя немного в себя от потрясения, мотылек вновь расправил крылышки и вспорхнул.
Сделав несколько кругов над горящим ночником, он спокойно полетел прямо на пламя, желая покачаться на нем, но тут же упал в масло, коим питался коварный огонек.
- Какой же ты жестокий,- промолвил мотылек, теряя силы.- Я надеялся найти в тебе друга, а обрел погибель. Слишком поздно я осознал, как ты зол и опасен! Дорого мне обошлась моя наивность...
- Бедный мотылек!- ответил ему опечаленный ночник.- Моя ли вина, что я не цветок, а пламя. Ты не внял моему предупреждению и стал играть со мной.



Какова мораль этой притчи?







  1. Написать способы получения О2 в лаборатории





2. Написать химические свойства О2





3. Дописать уравнения реакций. Назвать продукты реакции:

Н2 + O2 →?

Ва + O2 → ?

  1. Дописать уравнения реакций. Назвать продукты реакции:

Na + O2 → ?

Mg + O2 →?



5. Соединить компоненты оксидов так, что бы получились формулы.

P2 Al2 Zn

O3 O5 O

Правильные ответы:



6. Соединить компоненты оксидов так, что бы получились формулы.

Mg C Fе2

O2 O O3

Правильные ответы:



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее