Урок№ 7 класс дата:
Тема: «Горение и медленное окисление».
Цели:
Учебная: познакомить учащихся с условиями возникновения горения и его прекращения, с явлениями медленного окисления. Знать значение этих процессов.
Воспитательная: уметь применять свои знания в повседневной жизни, придерживаться правил техники безопасности при работе с огнем.
Развивающая: продолжить формирование умений и навыков работы с учебником, уметь аргументировать свой ответ.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания, актуализация изученного материала.
Химический диктант Поставьте знак «+», если предложенное утверждение подходит кислороду, и знак «–», если не подходит: 1) в промышленности получают из воздуха; 2) сложное вещество; 3) при обычных условиях бесцветный газ; 4) собирают вытеснением воздуха; 5) в природе встречается только в составе сложных веществ; 6) собирают в перевернутый вверх дном сосуд; 7) в лаборатории получают из «марганцовки»; 8) газ, имеющий запах; 9) поддерживает горение; 10) тяжелее воздуха; 11) при температуре –183 °С превращается в жидкость; 12) входит в состав минералов, горных пород, песка, воды; 13) при обычных условиях – жидкость; 14) входит в состав воздуха; 15) образуется в природе в процессе фотосинтеза. |
Актуализируются опорные знания учащихся. Ребята подготавливаются к восприятию нового материала.Взаимопроверка.
Учитель вывешивает на доску «ключ» к ответам:
Знак «+» у утверждений №: 1; 3; 4; 7; 9; 10; 11; 12; 14; 15. |
Карточки с вопросами:
Написать способы получения О2 в лаборатории
Написать химические свойства О2
Дописать уравнения реакций. Назвать продукты реакции:
Н2 + 02 →? Na + 02 → ?
Ва + 02 → ? Mg + 02 →?
4. Соединить компоненты оксидов так, что бы получились формулы.
P2 Al2 Zn Mg C Fе2
O3 O5 O O2 O O3
Правильные ответы: P2O3 , P2O5, ZnО, Al2O3, MgО, СО2 , CО, Fе2O3
5.Какие вещества называются «оксидами»?
Найти на доске формулы оксидов и дать им название:
H2O, HClО4, KCl, K2MnO4, O2, Cu2O, Cl2O7, NaOH, NH3, OF2, N2O5, Р2O5, PH3, HF.
Вспомнить, какие реакции называются реакциями горения. Назвать их.
Выставление оценок, краткие комментарии ответов учащихся.
Мотивация изучения новой темы.
Почему начинается горение?
Что происходит с веществом во время горения?
Как можно остановить горение?
Существует легенда, что когда к городу Сиракузы приблизился вражеский флот, Архимед дал команду всем жителям города принести зеркала и направить их на одну часть корабля. Флот был уничтожен.
Почему это случилось?
1.Чтобы вещество загорелось, необходимо:
Наличие горючего вещества.
Наличие кислорода (воздуха),
Достижение температуры воспламенения.
2.Почему вещество горит? Что поддерживает горение? Какое значение имеет горение в жизни человека?
3.Как же остановить горение?
Демонстрация эксперимента.
4. Возможно также самовоспламенении веществ.
Самовоспламенение – горение, возникающее от внешнего нагревания вещества до определенной температуры без непосредственного соприкосновения горючего вещества с пламенем внешнего источника горения.
Видеофрагмент: самовоспламенение парафина
Первичное закрепление знаний.
Учащиеся делятся на команды, каждая из них предлагает свои варианты прекращения горения:
Первая команда - загорелась одежда на человеке;
Вторая команда - загорелась микроволновка;
Третья команда - загорелся ковер;
Четвертая команда - загорелись промасленные тряпки в гараже;
Пятая команда - горит костер;
Шестая команда - горит лес.
А могут ли вещества взаимодействовать с кислородом без горения?
Взаимодействие веществ с кислородом (без горения) называется медленным окислением.
Какие примеры медленного окисления вы можете привести.
Медленное окисление бывает полезным и вредным для человека.
К доске выходят двое учащихся, один записывает полезные процессы медленного окисления, второй - вредные:
- окисление питательных веществ в организме;
- гниение опавшей листвы;
- окисление угля в шахтах;
- скисание молока;
- окисление со временем поверхности металлов;
- брожение сока.
Может ли медленное окисление перейти в горение? Привести примеры.
Уравнять реакции:
СН4 + 02 → С02 + Н20
С2Н2 + 02 → С02 + Н20
ZnS +O2 →
V.Обобщение изученной темы.
Что такое горение?
Какие вы знаете условия возникновения и прекращения горения?
Чем медленное окисление отличается от горения? Чем похоже?
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.
• Ребята, чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?
• Освоены ли вами понятия: «реакция окисления», «реакция горения», «реакция медленного окисления», «оксиды»?
• Были ли моменты непонимания?
• Смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?
• Назовите самые удачные ответы ваших товарищей.
• Сформулируйте советы себе и другим, над чем нужно еще поработать.
• Что вам понравилось или не понравилось на уроке и почему?
• Что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому?
Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения.
Выявляется степень выполнения учебных целей.
VII.Домашнее задание.
П.19, упр.152
*Дополнительное творческое задание:
придумать и написать сказку о процессах горения, медленного окисления.
составить плакат, листовку об опасности пожаров, об осторожном обращении с огнем;
Притча Леонардо да Винчи. МОТЫЛЕК И ПЛАМЯ
Порхая в вечерних сумерках и наслаждаясь прохладой, нарядный мотылек вдруг приметил мерцающий вдали огонек. Он тотчас направился к освещенному месту, а когда оказался рядом, стал летать вокруг горящего на окне ночника, с удивлением разглядывая его. Как же красив этот незнакомец!
Налюбовавшись вдоволь, мотылек решил поближе познакомиться с ярким огоньком и поиграть с ним, как обычно забавлялся в саду с цветами, раскачиваясь на их венчиках, словно на качелях. Отлетев немного в сторону, он сделал крутой разворот и пролетел, почти касаясь желтого язычка пламени и как бы приглашая его к игре.
Но что-то больно кольнуло его и подбросило вверх. Присев на подоконник у ночника, мотылек в изумлении обнаружил, что потерял одну лапку и подпалил края крылышек.
- Как же могло такое стрястись?- в недоумении спрашивал себя мотылек и не находил ответа. Он никак не мог допустить, чтобы такой дивный безобидный огонек способен был причинить ему зло. Придя немного в себя от потрясения, мотылек вновь расправил крылышки и вспорхнул.
Сделав несколько кругов над горящим ночником, он спокойно полетел прямо на пламя, желая покачаться на нем, но тут же упал в масло, коим питался коварный огонек.
- Какой же ты жестокий,- промолвил мотылек, теряя силы.- Я надеялся найти в тебе друга, а обрел погибель. Слишком поздно я осознал, как ты зол и опасен! Дорого мне обошлась моя наивность...
- Бедный мотылек!- ответил ему опечаленный ночник.- Моя ли вина, что я не цветок, а пламя. Ты не внял моему предупреждению и стал играть со мной.
Какова мораль этой притчи?
Написать способы получения О2 в лаборатории
2. Написать химические свойства О2
3. Дописать уравнения реакций. Назвать продукты реакции:
Н2 + O2 →?
Ва + O2 → ?
Дописать уравнения реакций. Назвать продукты реакции:
Na + O2 → ?
Mg + O2 →?
5. Соединить компоненты оксидов так, что бы получились формулы.
P2 Al2 Zn
O3 O5 O
Правильные ответы:
6. Соединить компоненты оксидов так, что бы получились формулы.
Mg C Fе2
O2 O O3
Правильные ответы: