Тема. Музыкальное и театральное искусство 18 века. (История России. 8 класс)
Цели урока. Описывать исторические условия развития музыкального и театрального искусства, уметь характеризовать наиболее значимые произведения, их авторов. Объяснять смысл ключевых понятий темы. Осознавать значение достижений отечественной культуры как неотъемлемой части мирового наследия.
Урок изучения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация изучения темы.
Первый театр появился в 17 веке при дворе Алексея Михайловича Романова в 1672 году. Представление было поставлено по библейским мотивам и длилось 10 часов! После смерти Алексея Михайловича театр закрыли.
3. Актуализация темы. Использование мультимедийного проектора.
Показ слайдов: а) Народные развлечения в 17 веке; б) Театральное искусство в Западной Европе (4-5 слайдов) «Мозговой штурм»: описание изображений; обсуждение способов изучения новой темы; обсуждение предполагаемых результатов урока.
4. Изучение нового материала.
1) Музыка и театр в европейской истории 18в. – опережающее сообщение группы учеников. Краткая презентация (5-6 слайдов)
2) Иностранцы на русской сцене. – опережающее сообщение группы учеников. Краткая презентация (5-6 слайдов)
Общее обсуждение. Поставить вопросы к презентациям.
3) Зарождение русского публичного театра – работа с учебником, составить таблицу достижений (авторы, произведения) записать на доске и в тетради.
4) Уличный театр в России – рассказ учителя.
5) Первые русские композиторы и их музыка – работа с учебником, продолжить таблицу достижений (авторы, произведения) записать на доске и в тетради.
6) Музыка – комментированное чтение, определить музыкальные жанры, составить тесты в тетради. Прослушать фрагмент композиции Д.С. Бортнянского «Да воскреснет Бог», концерт № 34. Какие чувства у вас вызвала музыка? О чем вы думали во время прослушивания?
7) Крепостной и домашний театр – короткий рассказ учителя.
Поставить вопросы: а. Что такое крепостной театр? б. Кого из известных крепостных актеров вы знаете?
5. Подведение итогов. Открытый диалог: Какой вид искусства вам наиболее близок, почему? Какое из произведений вам хотелось бы посмотреть, послушать?
6. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Что вызвало интерес?
7. Домашнее задание: Составить рассказ на основе интернетресурсов «Один день в крепостном театре».