Урок мужества и патриотизма, посвященный Дню юного героя-антифашиста.
Подготовил : учитель начальных классов Тлукашаова Асият Гумаровна.
Цели и задачи:
-Расширять кругозор и познакомить учащихся с яркими личностями антифашистского сопротивления.
-Воспитание чувства долга, патриотизма и любви к своей Родине, гражданской ответственности и гуманистического мировоззрения. Формировать выразительное чтение, развивать речевую активность учащихся и их творческое отношение к мероприятию.
Оформление зала: портреты юных героев, стенгазета об истории возникновения Дня юного героя-антифашиста, фото военных дней, слайды « Дети – легенды»,
Ход урока.
Песня « Закаты алые»
Учитель. Война и дети...Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает...
Ежегодно 8 февраля наша страны и их зарубежные ровесники отмечают День юного героя - антифашиста.
Почему именно этот день? 8 февраля 1962 года в Париже во время антифашистской демонстрации трудящихся за прекращение войны в Алжире был убит комсомолец Даниэль Ферри, которого во Франции называют Гаврошем XX века.
А год спустя в этот же день в тюрьме скончался молодой иракский подпольщик Фадыл Джамаль. Патриотам было всего 15 лет.
1 ученик
Шар земной – это тоже
В наши дни баррикады.
Миллионы Гаврошей
С тобою рядом.
Знает Красная Пресня,
Помнит Красная площадь
Баррикадные песни
Об отважном Гавроше.
Когда над страною гроза прогремела,
Когда от пожаров земля пылала,
Рядом с отцами сражались смело
Ровесники наши в галстуках алых.
2 ученик.
Люди, внимание!
Слушайте, граждане.
Сегодня живые говорят.
Пусть откликается каждое,
Каждое сердце на этот набат!
3 ученик.
Вечная слава героям!
Вы думаете, павшие молчат?
О, нет! Неверно! Они кричат.
Пока еще стучат сердца живых,
И осязают нервы…
4 ученик.
Вам, кому еще нет 16,
Вам, кто пока не знает,
Что такое война…
Посвящается.
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…
Учитель: Сегодня, 8 февраля, по сложившейся традиции, мы проводим в нашей школе урок мужества и патриотизма, посвященный Дню юного героя-антифашиста. Сегодня день памяти мальчиков и девочек, погибших за свою Родину, свободу и независимость. Коротка жизнь юных героев, но велика сила их примера. Горько и больно говорить, что и сейчас мир не спокоен, не стабилен. В разных точках земли возникают межнациональные конфликты и войны, совершаются акты терроризма. Жертвами становятся десятки тысяч мирных жителей, среди них дети, ваши ровесники. Ломаются судьбы, уничтожаются материальные, культурные, духовные ценности.
На Кавказе есть святой обычай: между двумя враждующими женщина бросает белый платок, моля о мире.
5 ученик.
Не преступай обычая закон –
Ведь женщина тебя о мире просит.
Неужто кровью брызнет на платок,
Который мать между врагами бросит?
Покой и благодать родных сторон –
Меж ними – меч судьбы на нити тонкой,
Но мира голубиное перо
Протягивает детская ручонка.
Учитель. Мы обращаемся сегодня к людям доброй воли во всех странах мира – прислушайтесь к голосу разума, поднимитесь в защиту мира и детства.
Сегодня мы вспоминаем всех юных героев, погибших в гражданскую войну, Великую Отечественную; погибших в наше время в Чеченскую войну и от рук террористов в Беслане, Каспийске, Москве, Волгодонске, в Южной Осетии.
Вспомним сегодня всех тех, кого обожгло пламя войны на нашей земле и за ее пределами, кто остался вечно молодым, кто остался жить в песнях, стихах и в нашей памяти.
На гранитную плиту
Положи свою конфетку.
Он, как ты, ребенком был
И, как ты, он их любил.
Учитель. Грянул грозный 41 год, который разрушил все мечты, оборвал детство и бросил юных в страшный водоворот войны.
6 ученик.
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – страшнее нету слова,
В тоске и славе этих лет
Враги накинулись неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово “выстоять”,
Когда и выстоять нельзя.
И есть душа – она все вытерпит,
И есть земля – она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона. (И.Эренбург)
Учитель. 22 июня 1941 года наша страна вступила в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Она стала тяжелейшим испытанием для нашей Родины. Гитлеровцы планировали истребить славянские народы – русских, украинцев, белорусов. На защиту своей Родины рядом со взрослыми встали тысячи юных в пионерских галстуках – наши ровесники.
. И были они мальчишками и девчонками со своими светлыми мечтами и веселыми, озорными затеями.
7 ученик
В далекий год, простясь с учителями,
Длину дорог измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен
И в танковых боях, и в штыковых.
Веселые, отважные, простые
В свой звездный час не дрогнули они
И в память о них по всей России
Горят сегодня вечные огни.
Стихотворение « Зинка» - Слушать
8 ученик.
По всей Руси непобедимой
Сражались юные в бою.
За отчий кров, за край родимый,
За честь солдатскую свою.
Землю жгли смертельные метели.
Небеса и те не знали сна…
В серые солдатские шинели
Наряжала девочек война.
9 ученик.
В свои 15 лет
Он встал в солдатский строй.
У всех шинелей серый цвет,
У всех один покрой.
У всех товарищей-солдат
И в роте, и в полку
Противогаз, да автомат, да фляга на боку.
Семнадцать лет, семнадцать раз
Цвели лесные незабудки…
Он надевает – ему как раз –
Его солдатские обутки.
Учитель. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10 – 14 лет они считали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан, помогали подрывать эшелоны врага, устраивать засады. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку…
Тысячи ребят сражались в действующей армии вместе со взрослыми, разделяя все трудности фронтовой жизни.
Война стала общей биографией целого поколения детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями
10 ученик.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь…” – Родина?
Мы от свинцовых розг падали в снег с разбега.
Но – поднимались в рост, звонкие – как победа!
Как продолжение дня, шли тяжело и мощно…
Можно убить меня, нас убить невозможно! (Р.Рождественский)
Учитель. Мы знаем имена этих героев. А сколько их еще было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?
Слайды героев. Дети – легенды.
Портреты героев воины.
Учитель. Нет еще истории у странной и непонятной Чеченской войны. Но у нее есть тысячи живых свидетелей. Тысячи изломанных судеб, десятки тысяч погибших солдат, мирных жителей, детей.
Посвящается всем убитым на Чеченской войне.
11 ученик
Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями бузил,
Получал я пятерки и двойки,
Но школу свою я любил.
Не спешите, постойте, ребята!
Побеседуйте тихо со мной.
И скажите: “Какой был веселый!
И какой он еще молодой!”
12 ученик.
Подождите, девчонки, смеяться,
Посмотрите на этот портрет.
Мне исполнилось лишь 18,
А меня уже нет, просто нет…
Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не обидел,
Чтобы вас здесь никто не убил.
Мне бы бегать на поле футбольном,
Друзей встречать по весне…
Я зимой не вернулся из боя,
Я убит на Чеченской войне.
Побывайте у мамы в квартире,
Навестите родную мою,
Чтобы знала она, что о сыне
Кто-то помнит в родимом краю.
Погрустите и вы над могилой,
Принесите цветов полевых,
Чтобы пахло мне Родиной милой
На дорогах моих неземных.
(Е.Акинфова)
Учитель. Горько и больно говорить, что в мирное время наша страна переживает потрясения, влекущие за собой большие человеческие жертвы от рук террористов.
Посвящается всем детям, погибшим от рук террористов в Москве, Волгодонске, Каспийске, в Беслане и в Южной Осетии.
13 ученик.
Юные погибшие дети,
Юными остались вы для нас.
Мы – напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть – и нету середины.
Память вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Вспомним всех поименно,
ГОРЕМ вспомним своим…
Это нужно не мертвым!
Это надо живым!
ВСПОМНИМ гордо и прямо
ВСЕХ погибших в борьбе…
Есть великое право
Забывать о себе.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Учитель. В память обо всех детях, погибших в гражданскую войну, в Великую Отечественную…
В память обо всех юных, погибших в горячих точках нашей страны, на Чеченской войне, от рук террористов в Беслане, Каспийске, Москве, Волгодонске, в Южной Осетии объявляется минута молчания.
Я клянусь тебе, мать,
Клятвой сына, бойца
Умножать, возвышать
Дело деда, отца.
И за далью дорог,
Где придется мне быть,
Свою землю родную
Буду свято любить.
Мы с детства верим в наше счастье
И с детских лет убеждены,
Что мы нужны своей Отчизне,
Мы нашей Родине нужны.
Войны не хотим мы нигде, никогда.
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых!
Весь под нами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
(С.Щипачев)
Фото военных лет показ
Исполнение песни « О той весне»