«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок математики в 5 классе по теме "Прямоугольник"

В папке представлена подробная разработка открытого урока по математике в 5 классе со всеми приложениями

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Межшкольный методический центр Чернушинского района

Муниципальный конкурс «Урок года»







СЦЕНАРИЙ

УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

«Прямоугольник»

( по учебнику А.Г. Мордковича)

5 класс








Составила: Братчикова Светлана Владиславовна,

учитель математики МБОУ «Рябковская СОШ»

I квалификационной категории









Рябки, 2014

ТИП УРОКА: Комбинированный, практико-ориентированный

ТЕМА: Прямоугольник. Формула площади прямоугольника и квадрата.

ЦЕЛЬ: Закрепление основных умений по нахождению площади прямоугольника.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательная: применять умения нахождения площади и периметра фигур в решении практических задач ;

  • Развивающая: развивать

- познавательную активность,

-пространственное воображение,

- навыки самостоятельной работы;

- логическое мышление

- навыки самооценки, рефлексивные способности

  • Воспитательная: воспитание интереса к предмету, умение работать в коллективе, культуре общения.

ОБОРУДОВАНИЕ: Презентация к уроку, мультимедийное оборудование, раздаточный материал, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, справочный материал к уроку по данной теме

ХОД УРОКА

Ι. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Здравствуйте ребята, садитесь.

- Сегодня на протяжении всего урока я предлагаю вам оценивать себя самим с помощью оценочного листа по 3-х бальной системе: 3 балла - я собой очень доволен, 2 б –вполне доволен, 1 б – я затрудняюсь себя оценить. (приложение «оценочный лист») Согласны?(слайд2)

ΙΙ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

  1. (слайд3- В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были …

Нет, нет, вы не ошиблись, вы на уроке математики, но на необычном уроке.

Есть желание узнать о какой стране и ее жителях идет речь? Тогда необходимо разгадать числовой клубок, который покажет дорогу.

- Числовой ребус (приложение «клубок») (слайд4)

1-ая оценка в оценочном листе

- продолжаем сказку

Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Фигура имела такой вид, что кого бы она ни встретила на свое пути, всем хвалилась.

- Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Если я перегнусь по средней вертикальной линии, то противоположные мои стороны так и сольются и углы один на другой точь- в- точь наложаться. Коли перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять мои углы и противоположные стороны сравняются. Красивее меня нет фигуры на свете.

- Как же зовут тебя, брат?- спрашивали встречные.

-А зовут меня просто…(дети называют)

Ходил Квадрат по свету… И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании не приходиться. А уж какое веселье одному! Весело бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников.

- Если встречу родственника, то я его сразу узнаю. – думал Квадрат, - ведь он на меня должен быть чем-то похож.

Однажды встречает он на пути фигуру. Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то родное, знакомое увидел он в этой фигуре.

Спросил он тогда:

- Как зовут тебя, приятель?

- Называют меня… (дети отвечают)

- А не родственники ли с тобой?

- Я бы тоже рад узнать об этом. Если у нас найдутся четыре признака, по которым мы похожи, то, значит, мы с тобой родственники, у нас тогда имеется общее название,- ответил Прямоугольник.

-находим 4 признака:

(слайд 5)4 вершины, 4 стороны, 4 прямых угла, противоположные стороны равны.

2-ая оценка в оценочном листе

Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белому свету шагать.

  1. Формулируем тему «Прямоугольник» и цели урока (каждый сам себе) (слайд 6)

  2. Работа с математическим текстом (приложение-«текст»)

- выписать новые знания

- обсудить (слайд7,8)

3-я оценка в оценочном листе


ΙΙΙ. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА:

-Устная работа по презентации ( слайды 9,10,11)

-Заполнение таблицы (приложение «таблица»),( слайды12,13)

4 –ая оценка в оценочном листе



ΙV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА(слайд14)

Работаем в парах

Этап №1

- На доске прикреплены фигуры разного цвета (разного уровня), выбрать одну и найти S и P(приложение «фигуры»)(слайд15)

5-ая оценка в оценочном листе

Этап №2

- Решение практической задачи «Строитель» (приложение «Задача») (слайд16)


6-ая оценка в оценочном листе

V. РЕФЛЕКСИЯ:

Сказка подходит к концу.

-Весело и дружно живут жители страны . Каждой фигуре найдено свое место, каждая уникальна и своеобразна по своему, а все они поселились на форзаце вашего учебника в конце. Посмотрите. Мы с ними встретимся еще не раз.

-Пришло время подводить итоги урока. Можно поставить соседу дополнительные баллы, если вы считаете, что он этого заслуживает. Посчитайте количество баллов у себя и поставьте отметку. Рекомендации смотрите ниже. (слайд 17)

- Вопросы для рефлексии (слайд 17)

(спросить нескольких)


VΙ. ИТОГ УРОКА: (слайд 18)

Д/з :

- выписать новые знания в тетрадь

-дополнить сведения по практической работе№2 и узнать стоимость ремонта

Спасибо за сотрудничество, до новых встреч!




4



Содержимое разработки

Практическое задание №2 « Строитель»

В доме затеяли ремонт. В гостиной требовалось произвести следующие работы:

  1. покрасить пол два раза

  2. заменить по периметру пола плинтуса

  3. оклеить стены обоями

  4. оклеить потолок плитками

  5. сделать бордюр по периметру потолка.

Обязательно: Помогите семье рассчитать количество материала, необходимого для ремонта гостиной , если

длина комнаты 6 м, ширина 5м, а высота 3м.

Дополнительно: помогите рассчитать общую стоимость ремонта, дополнив условие задачи необходимыми данными

Вид работы

Дополнительные условия

Сформулируйте вопрос

Расчет

Дополнительные

данные

Стоимость

Покраска пола

Пол красят 2 раза.

В первый раз на каждый м2 пошло 125 г. краски, а во второй -75 г. краски.





Половой плинтус

Длина одной штуки плинтуса – 2 м.






Оклейка стен

Ширина обоев-50 см

Длина одного рулона -15 м.





Оклейка потолка

Размеры одной плитки: 50см×50 см








Потолочный бордюр

Длина одной штуки бордюра – 2 м.






Общая стоимость ремонта





Содержимое разработки



+ =

× 4 =

18 × 7 =

- 59 =

+ = 154

+ =

× 4 =

18 × 7 =

- 59 =

+ = 154

Содержимое разработки

Оценочный лист

3 балла - я собой очень доволен!,

2 балла –вполне доволен, 1 балл– я затрудняюсь себя оценить

ФИО ученика

Этапы

Задания

Количество баллов

  1. Повторение

№1 «Числовой ребус»

 

II.Актуализация знаний

№2 «Общие признаки»

 

№3 «Работа с текстом»

 

III. Первичное закрепление

№4 «Заполнение таблицы»

 

IV. Решение задач повышенной сложности

№5 «Нахождение P и S»

 

№6 «Практическая задача»

 

Дополнительные баллы

 

 

Итоговое  количество  баллов

 

Оценка

 

Критерии оценок:

«5»- 17 и больше баллов, «4» - от14-16 баллов, «3»- от 10-13 баллов

Оценочный лист

3 балла - я собой очень доволен!,

2 балла –вполне доволен, 1 балл– я затрудняюсь себя оценить

ФИО ученика

Этапы

Задания

Количество баллов

  1. Повторение

№1 «Числовой ребус»

 

II.Актуализация знаний

№2 «Общие признаки»

 

№3 «Работа с текстом»

 

III. Первичное закрепление

№4 «Заполнение таблицы»

 

IV. Решение задач повышенной сложности

№5 «Нахождение P и S»

 

№6 «Практическая задача»

 

Дополнительные баллы

 

 

Итоговое  количество  баллов

 

Оценка

 

Критерии оценок:

«5»- 17 и больше баллов, «4» - от14-16 баллов, «3»- от 10-13 баллов

Содержимое разработки

S

а

b

P

16 см

?

4 см

?

?

71 дм

10 дм

?

125мм

25 мм

?

?



S

а

b

P

16 см

?

4 см

?

?

71 дм

10 дм

?

125мм

25 мм

?

?



Содержимое разработки

Инструкция: Прочитай внимательно текст, отмечая на полях «+» уже известный тебе материал и знаком «!» - новые для себя знания

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы являются прямыми.

Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами. По этим вершинам обозначается и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначение – не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать четырьмя разными способами:

ABCD, BCDA, CDAB, DABC.

У прямоугольника четыре стороны. Среди них различают две пары противоположных сторон и четыре пары соседних.

Важным свойством прямоугольника является равенство противоположных сторон.

Длины сторон помогают найти периметр и площадь прямоугольника.

Чтобы найти периметр прямоугольника, надо сложить длины двух соседних сторон и сумму увеличить в два раза.

P= 2(a+b).

Единицы измерения периметра: мм, см, дм, м, км.

Равные прямоугольники имеют одинаковые периметры, но прямоугольники с одинаковыми периметрами не всегда являются равными.

Площадь прямоугольника находится по формуле:

S= ab, где a и b –стороны прямоугольника.

Единицы измерения площади: мм2, см2, дм2, м2.

Существуют и более крупные единицы измерения площадей: а(ар), га(гектар).

1 ар =100 м2, 1 га = 10000м2.

У равных прямоугольников равные площади, но прямоугольники с одинаковыми площадями не всегда являются равными.

В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ – отрезок, соединяющий две несоседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.

Квадрат –это прямоугольник с равными сторонами.

Р = 4а, S= aa.

Содержимое разработки









Содержимое разработки

Оценочный лист 3 балла - я собой очень доволен!, 2 балла –вполне доволен, 1 балл – я затрудняюсь себя оценить ФИО ученика Этапы Задания Повторение № 1 «Числовой ребус» Количество баллов II. Актуализация знаний   № 2 «Общие признаки» № 3 «Работа с текстом»   III . Первичное закрепление   № 4 «Заполнение таблицы» IV . Решение задач повышенной сложности № 5 «Нахождение P и S »   № 6 «Строитель» Дополнительные баллы       Итоговое  количество  баллов   Оценка    

Оценочный лист

3 балла - я собой очень доволен!,

2 балла –вполне доволен, 1 балл – я затрудняюсь себя оценить

ФИО ученика

Этапы

Задания

  • Повторение

№ 1 «Числовой ребус»

Количество баллов

II. Актуализация знаний

 

№ 2 «Общие признаки»

№ 3 «Работа с текстом»

 

III . Первичное закрепление

 

№ 4 «Заполнение таблицы»

IV . Решение задач повышенной сложности

№ 5 «Нахождение P и S »

 

№ 6 «Строитель»

Дополнительные баллы

 

 

 

Итоговое  количество  баллов

 

Оценка

 

 

Распутайте клубок 81 28 53 + = = 28 112 4 х 126 = 7 18 х 112 — 59 53 = 126 28 154 = +

Распутайте клубок

81

28

53

+

=

=

28

112

4

х

126

=

7

18

х

112

59

53

=

126

28

154

=

+

общие признаки

общие признаки

  • 4 стороны
  • 4 вершины
  • 4 прямых угла
  • Противоположные стороны равны
Цель: Применять умения нахождения площади и периметра фигур в решении практических задач

Цель: Применять умения нахождения площади и периметра фигур в решении практических задач

Запомни! Периметр P = a + a + b + b или P = 2(a + b)  Площадь S = a ∙ b  1 ар =100 м 2 , 1 га = 10000 м 2 .

Запомни!

Периметр

P = a + a + b + b

или

P = 2(a + b)

Площадь

S = a ∙ b

1 ар =100 м 2 ,

1 га = 10000 м 2 .

Диагональ – отрезок, соединяющий две несоседние вершины.

Диагональ – отрезок, соединяющий две несоседние вершины.

15см 20 см P=2(20+15) =70 см S= 20×15 =300 см 2

15см

20 см

P=2(20+15) =70 см

S= 20×15 =300 см 2

60 см 40 см S =60 * 40=2 400 см 2

60 см

40 см

S =60 * 40=2 400 см 2

7 м 4 м S=7 * 4=2 8  м 2 P = 2(7+4) =22 м

7 м

4 м

S=7 * 4=2 8 м 2

P = 2(7+4) =22 м

Вычисли устно! S = a · b S а 16 см ? ? b P 4 см 71 дм 125мм ? 25 мм 10 дм ? ? ? a = S : b 2 b = S : a 2

Вычисли устно!

S = a · b

S

а

16 см

?

?

b

P

4 см

71 дм

125мм

?

25 мм

10 дм

?

?

?

a = S : b

2

b = S : a

2

МОЛОДЦЫ РЕБЯТА! S а 16 см 4 см b 710 дм P 125мм 4 см 71 дм 16 см 25 мм 10 дм 162 дм 5 мм 60 см 2 2 2

МОЛОДЦЫ

РЕБЯТА!

S

а

16 см

4 см

b

710 дм

P

125мм

4 см

71 дм

16 см

25 мм

10 дм

162 дм

5 мм

60 см

2

2

2

Практическая работа.

Практическая работа.

Практическая работа №1 Вычисли площадь заштрихованной фигуры с карточки Красный цвет (карточка №6)- повышенный уровень Синий цвет (карточка №4) – средний уровень Зелёный цвет (карточка №2) – базовый уровень

Практическая работа №1

Вычисли площадь заштрихованной фигуры с карточки

Красный цвет (карточка №6)- повышенный уровень

Синий цвет (карточка №4) – средний уровень

Зелёный цвет (карточка №2) – базовый уровень

Практическая работа №2«Строитель» Длина комнаты - 6 м, ширина - 5м, а высота - 3м. Вид работы Покраска пола Дополнительные условия Пол красят 2 раза. В первый раз на каждый м 2 пошло 125 г. краски, а во второй -75 г. краски. Сформули руйте вопрос Половой плинтус Расчет Длина одной штуки плинтуса – 2 м. Оклейка стен Ширина обоев-50 см Длина одного рулона -15 м. Дополнитель ные данные Оклейка потолка Стоимость Размеры одной плитки: 50см×50 см Потолочный бордюр Длина одной штуки бордюра – 2 м.  Общая стоимость ремонта

Практическая работа №2«Строитель»

Длина комнаты - 6 м, ширина - 5м, а высота - 3м.

Вид работы

Покраска пола

Дополнительные условия

Пол красят 2 раза.

В первый раз на каждый м 2 пошло 125 г. краски, а во второй -75 г. краски.

Сформули

руйте вопрос

Половой плинтус

Расчет

Длина одной штуки плинтуса – 2 м.

Оклейка стен

Ширина обоев-50 см

Длина одного рулона -15 м.

Дополнитель

ные

данные

Оклейка потолка

Стоимость

Размеры одной плитки: 50см×50 см

Потолочный бордюр

Длина одной штуки бордюра – 2 м.

Общая стоимость ремонта

Критерии оценок: « 5 » - 17 и  больше баллов, « 4 »  - от 14-16 баллов,  « 3 » - от 10-13 баллов Продолжите фразу: - Сегодня на уроке я…. - Теперь я знаю… - Мне на уроке было… - Мне понравилось быть... - Самым интересным было...

Критерии оценок:

« 5 » - 17 и больше баллов, « 4 » - от 14-16 баллов,

« 3 » - от 10-13 баллов

Продолжите фразу:

- Сегодня на уроке я….

- Теперь я знаю…

- Мне на уроке было…

- Мне понравилось быть...

- Самым интересным было...

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Выписать в тетрадь новые знания по тексту, выучить
  • Вычислить стоимость ремонта гостиной, дополнив задачу данными стоимости строительных материалов

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее