ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО | Гутарина Светлана Викторовна | |||
Место работы | ТОГБОУ кадетская школа «Многопрофильный кадетский корпус имени Л. С. Дёмина» | |||
Должность | Учитель русского языка и литературы | |||
Предмет | Литература | |||
Класс | 7 «А» | |||
Тема урока | «Смерть ради жизни» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»). | |||
Кол-во часов | 1 урок (45 минут) | |||
Педагогическая технология | Технология развития критического мышления на основе чтения и письма | |||
Приемы и стратегии используемой технологии | чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, кластер, синквейн. | |||
Оборудование | тексты с рассказом И. А. Бунина «Лапти», рабочие тетради, шляпы мышления, компьютер, компьютерная презентация к уроку. | |||
Цели урока: формировать представление о композиции, сюжете, литературном герое художественного произведения, совершенствовать умение анализировать художественный текст, формировать умение интерпретировать текст, соотносить содержание с поставленной проблемой. Задачи урока: Образовательные (формирование познавательных УУД):
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
| ||||
Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | |
1. Организационный момент.
| Включение в деловой ритм | Подготовка класса к уроку. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | |
- Здравствуйте, кадеты! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы. | Слушают учителя. | |||
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве, пробудить интерес у кадет к получению новой информации, актуализация имеющихся знаний. | ||||
I. Стадия вызова Задачи: - актуализировать имеющиеся у кадет знания; - пробудить познавательный интерес у кадет; - мотивировать кадет для дальнейшей работы по теме. Функции: 1. Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме. 2. Информационная: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме. 3. Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями. Задача этапа: учить самостоятельно определять цели урока в соответствии с темой. Задача учителя: обозначив тему урока, включить кадет в работу по формированию учебной цели. | ||||
2. Введение в тему урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проблемная ситуация.
| - задает вопросы - создает ситуацию актуализации опыта ученика - формирует мотивацию ученика На слайде портрет И.А. Бунина. - Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Перед вами портрет писателя. Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое. Глаза - зеркало души. Вглядитесь в них. Какие они, глаза писателя?
Иван Бунин – выдающийся русский писатель, почетный академик императорской Академии и лауреат Нобелевской премии, проживший 34 года за границей, но продолжавший любить Россию, восхищаться ее природой, людьми, удивляться загадочной русской душе. Именно о русской душе, о ее широте, об умении сострадать другим людям пойдет речь сегодня на уроке. Тема нашего урока: «Смерть ради жизни». - Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке? - Как вы понимаете выражение «Смерть ради жизни»? - А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры. Работа с ассоциативным рядом. - Посмотрите на слайд. На нем представлен ассоциативный ряд картинок. Они подскажут вам ключевые слова, которые необходимы для работы на уроке. Перед вами находится «Рабочая тетрадь к уроку», познакомьтесь с определениями этих понятий.
| - вспоминают все, что знают по данной теме - формулируют первые гипотезы - определяются в своих мотивах и целях
Рассматривают портрет писателя.
Отвечают на вопрос учителя. Глаза - удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает, чувствует.
Отвечают на вопросы.
Работают в тетрадях.
Актером театра и кино Константином Хабенским был создан Благотворительный фонд. Фонд занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.
Сестры-милосердия.
Сострадание братьям нашим меньшим.
Сострадание – это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям. Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. |
Поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование (П) Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учет разных мнений, умение оформлять свои мысли в устной форме (К)
| |
3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
| - Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. - Подумайте и ответьте на вопрос, как будет связана тема урока с названием рассказа? Запишите тему урока в рабочую тетрадь. сформулируйте цель урока. Цель, формулируемая учителем: познакомиться с рассказом «Лапти» И. Бунина, произвести его анализ и подумать над выражением «смерть ради жизни».
| Ставят цели урока. Цели урока: - познакомиться с рассказом «Лапти»; - увидеть работу ключевых слов в тексте; - выяснить, как связана тема урока с рассказом. | Самостоятельно формулируют цели урока по схеме «познакомиться – увидеть – выяснить»; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К) | |
II. Стадия осмысления Задачи: - сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом; - помочь учащимся активно воспринимать материал; - помочь соотнести старые знания с новыми. Функции: 1.Информационная: получение новых знаний по теме. 2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания. 3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме. Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу. Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов. | ||||
4. Открытие нового знания.
| - организует процесс чтения, обсуждения, понимания; - управляет групповой динамикой; - учит работать сообща. - Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками. В достижении цели урока нам помогут работа в группах с рассказом «Лапти» и шляпы. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, вы будете учиться думать в заданном направлении. Синяя - помощь. Это я (учитель); Желтая – радостная; Черная – грустная; Красная – эмоциональная; Зеленая – информационно-итоговая; | - слушают, задают вопросы, пишут, выделяют главные моменты в новой информации
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | |
Восприятие текста Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального поступков героев. Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью поиска ответов на вопросы групп. | ||||
5. Работа в группах. | - предлагает текст рассказа; - поддерживает мотивацию - контролирует работу, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке; - демонстрирует презентацию по теме урока. Чтение с остановками 1 часть (аудиокнига) Синяя - помощь. Это я (учитель); 3. Желтая – радостная: - Кем был Нефед в доме? - Как представляете себе Нефеда (словесное рисование). Подберите и запишите ключевые слова. - Как барыня относилась к Нефеду? Выпишите в тетрадь слова из текста. 1. Черная – грустная: - Какое настроение вызывает у вас музыкальное сопровождение чтения? - Какое событие произошло в семье? - Какими эпитетами (прилагательными) описана вьюга? Внесите их в рабочую тетрадь. 2. Красная – эмоциональная: - Какие чувства испытывает мать больного ребенка? Найдите в тексте доказательства и выпишите их в тетрадь. - Какие чувства испытывает Нефед к ребенку? 4. Зеленая – информационно-итоговая: - Что такое лапти? Это слово является самым значимым в рассказе. Как вы думаете, почему мальчик просит красные лапти? У кого мог мальчик видеть их? - Что такое фуксин? (с использованием интернет-ресурсов) - Почему Нефед хочет выполнить просьбу больного мальчика, ведь его никто не просил об этом? - Какой вывод можно сделать по 1 отрывку? | - включаются в процессы чтения, обсуждения, дискуссии; - участвуют в групповом взаимодействии; - слушают, задают вопросы, пишут, выделяют главные моменты в новой информации; - учатся работать сообща.
Кадеты слушают 1 часть текста, отвечают на вопросы, заносят информацию в рабочую тетрадь.
| Выработка уверенности в собственных силах (Л) Формирование умения понимать прочитанное, извлекать необходимую информации (П) Осуществление поиска и выделение необходимой информации (П) Выделение объектов и процессов с точки зрения целого и частей (П) Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними (П) Выявление основной и второстепенной информации (П) Составление мысленного плана и последовательности действий (Р) Внесение корректив и дополнений (Р) Достижение договоренностей и согласованности в принятии общего решения (К) Развитие умения интегрироваться в группе сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (К) Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной (К) Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)
| |
| Чтение с остановками 2 часть (чтение учащимся) Синяя - помощь. Это я (учитель); 4. Желтая – радостная: - Что положительного несет поступок Нефеда для матери мальчика? - Какие качества характера помогли Нефеду решиться на этот поступок? 3. Черная – грустная: - Как вы думаете, поход за лаптями чем мог закончиться для Нефеда? - Найдите в отрывке текста описание погоды. Какой исход события предвещает природа? 2. Красная – эмоциональная: - Как вы думаете, какие чувства испытывает Нефед, готовясь идти за лаптями? Докажите материалом из текста. - О чем говорит строение предложения: - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то... 1, 4. Зеленая – информационно-итоговая: - Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? - Что взял с собой Нефёд? Для чего? Версию ответа запишите в тетрадь. - Можно ли сказать, что Нефед совершил самоотверженный поступок, решив добыть лапти для больного мальчика? Подберите синонимы к слову «ПОСТУПОК» и запишите их в тетрадь. | Кадеты слушают 2 часть текста, отвечают на вопросы, заносят информацию в рабочую тетрадь. | ||
| Чтение с остановками 3 часть (чтение учителем) 1. Синяя - помощь. Это я (учитель): - Итак, Нефед ушел за лаптями для больного ребенка. Как в рассказе звучит мотив времени, мотив долгого ожидания? (Вопрос ко всем группам!!!) 2. Желтая – радостная: - Как вы думаете, ребята, барыня надеялась, что Нефед вернется или нет? 5. Черная – грустная: - Как автор показывает, что в доме в отсутствии Нефёда было неуютно? Зачитайте из текста. - Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? 3. Красная – эмоциональная: - Опишите состояние бедной матери в минуты ожидания? - Что она делает в минуты просьб сына? 4. Зеленая – информационно-итоговая: - Что означает слово «обыденкой»? - Как вы понимаете слова «Бог донёс»? | Кадеты слушают 3 часть текста, отвечают на вопросы, заносят информацию в рабочую тетрадь. |
| |
| Чтение с остановками 4 часть (чтение учащимся) Синяя - помощь. Это я (учитель): 3. Желтая – радостная: - Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? - Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? - Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? 1.Черная – грустная: - Что узнаем мы о судьбе Нефеда в этом отрывке? 2. Красная – эмоциональная: - Какие эмоции переполняли вас во время прочтения этой части текста? - Вы ожидали такого финала? 4. Зеленая – информационно-итоговая: - Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? -Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? | Кадеты слушают 4 часть текста, отвечают на вопросы, заносят информацию в рабочую тетрадь. |
| |
III. Рефлексия Задачи: - помочь учащимся самостоятельно обобщить материал; - помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала. Функции: 1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации. 2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. 3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения. Задача учителя: выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над уроком. | ||||
6. Творческая работа.
| - управляет подведением итогов; - ставит новые вопросы и задачи на будущее; - оценивает деятельность учащихся. Организация беседы по вопросам: - Что же связывает тему урока и этот рассказ? - Каков жанр произведения? - Каков сюжет рассказа? (Произведение Бунина «Лапти» рассказывает о том, что в ситуациях, даже безвыходных, смерть одного человека может дать жизнь множеству других). - Какова тема? (Тема долга, чести, совести, нравственного подвига. Главная тема рассказа — тема гуманизма). - Идея (своя жизнь не только для себя). - Подумайте, какая проблема затронута в этом тексте? (записываем в родительном падеже – проблема чего?) - Что сближает Нефеда и современников, о которых мы говорили? - Составьте кластер по рассказу «Лапти». - А сейчас я предлагаю вам написать синквейн, в котором ключевыми словами будут «подвиг», «Нефед».
| - суммируют в групповой работе весь изученный материал; - задают вопросы на будущее; - дают самооценку своей деятельности. Отвечают на вопросы.
Представляют кластеры на магнитной доске. Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение: Правила составления синквейна. · правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; · вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; · третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; · четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая
отношение к теме; · пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Пример: русский язык живой, удивительный учит, объясняет, творит Берегите наш родной язык! познание | Построение речевых высказываний в устной форме (П) Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К) Использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К) Умение делать выводы и кратко их формулировать (К) | |
7. Домашнее задание. | Задача учителя: мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей. Люди живы любовью: любовь к себе - начало смерти, любовь к Богу и людям - начало жизни. Л.Н.Толстой. Вдумайтесь в эти слова. Дайте письменный ответ на вопросы: Что значит любить людей? Нужны ли в жизни подвиги? | Записывают домашнее задание. |
| |
8. Итог урока. Выставление оценок. | Наш урок заканчивается. Но мы совсем забыли про наши шляпы. Надевая их, вы думали и анализировали текст с какой-либо одной стороны. Но мир не прямолинеен. Согласитесь, он будет интересным, если менять шляпы. Вам предлагаются вопросы. Отвечать будет тот, на кого я надену шляпу.
Сегодня на уроке мы прикоснулись к творчеству И.А. Бунина. Познакомились еще с одним его рассказом, очень емким, но таким важным и нужным и в наши дни. В жизни всегда есть место подвигу и если когда- нибудь от ваших действий или поступков будет зависеть судьба другого человека, не важно, знаком он вам или нет, обязательно станьте участными в его жизни, ведь, даже самый незначительный, по вашему мнению, поступок, может стать великим. | Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
|
|
Кластер
И.А. Бунин «Лапти» Герои
Жанр Чему учит произведение Актуальность сегодня Ключевые слова Тема
«Смерть ради жизни»
Идея
3