Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7 им. историка, профессора Н.И.Павленко МО Ейский район
Касьяненко Лариса Дмитриевна
Урок литературы в 10 классе
«Что значит жить честно?»
(по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Цель урока: опираясь на знание текста романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», пройти по жизненной дороге А. Болконского; познакомиться с мучительными поисками героя истины; ответить на вопрос, что значит быть «вполне хорошим».
Задачи:
1. Обучающие (направленные на достижение предметных результатов):
- формирование умений оценки и анализа художественного произведения;
- формирование умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном тексте, аргументировать свой ответ, использовать лексику со значением нравственных исканий;
-развитие эмоционального восприятия учащихся, активизация художественно – эстетических потребностей детей, развитие литературного вкуса.
2. Развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов):
- уметь формулировать тему и цель урока;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- способствовать формированию умения планировать собственную деятельность;
- умение с разных сторон посмотреть на событие, явление, факт с целью создания целостного представления о картине;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
3. Воспитательные (направленные на достижение личностных результатов):
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- стремление к активному образу жизни, служению Родине, любви к её народу.
Тип урока: урок-беседа с элементами диспута, театрального творчества; коллективная мыслительная работа; совместный поиск истины. Учитель задаёт вопросы, выступает в диспуте как дирижёр, наставник и активный участник спора.
Оборудование урока:
Эпиграфы:
Сухой и пламенный князь Андрей.
Ромэн Роллан
Иди с богом своей дорогой,
я знаю: твоя дорога – это дорога чести.
Кутузов
Выставка иллюстраций Шмаринова и Николаева к роману «Война и мир».
Видеофрагмент «Аустерлиц. Подвиг князя Андрея»
Концептуальная схема анализа художественного произведения.
Мультимедиа, вальс Прокофьева из оперы «Война и мир».
Плакаты или проектор:
Лексика со значением нравственных исканий: разочарование, мучительная тоска, недовольство собой, поиск идеалов, жажда полезного дела, тяга к незаметным и бесстрашным людям, мечта о подвиге, предельное напряжение ума и воли, беспокойство совести, сознание воинского долга, единение с народным миром.
Лексические формулы со значением трагических противоречий личности: высокие интересы и порывы – равнодушие к обычным человеческим тревогам и заботам; дерзновенный ум, сильная воля – холодный рационализм; гордая уверенность в себе – неотступное чувство вины; вера в себя – мучительные сомнения.
Заранее даны индивидуальные задания:
Подготовить театрализованные сценки:
а) диалог князя Андрея и Пьера в Богучарове;
б) князь Андрей отдаёт Пьеру письма Наташи и отказывается от неё;
в) первый бал Наташи Ростовой (Первый вальс Наташи и князя Андрея).
2. Подготовить выразительное чтение эпизодов:
а) мечты князя Андрея о славе (т. 1, ч. 3, гл. 12);
б) высокое небо Аустерлица (т. 1, ч. 3, гл. 16);
в) две встречи князя Андрея с дубом;
г) мелодекламация «Первый бал Наташи Ростовой».
На доске записан план беседы (или слайды на экране телевизора):
Что значит жить честно?
Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении Л. Н. Толстого:
1. Печоринское одиночество князя Андрея как вызов свету.
2. Грани личности, коренное отличие от его предшественников.
3. Тулон А. Болконского:
а) возможности человека и смысл его жизни в нравственных исканиях князя Андрея;
б) Тулон как символ исторического подвига и безграничных возможностей героической личности;
в) высокий аристократизм и тушинское начало в его характере.
4. От Тулона к «небу Аустерлица».
Победа над собой, трудное обретение гармонии и счастья – нравственный итог духовных исканий А. Болконского:
а) философско-психологический смысл спора князя Андрея с Пьером в Богучарове как идеал нравственного возрождения Болконского;
б) идеал простоты, добра и правды, единение с миром во имя счастья всех;
в) гражданственность как постоянное свойство характера;
г) пробуждение души, история его любви.
III. Мотив бесконечности жизни А. Болконского, его постоянное присутствие в судьбе близких.
Использование концептуальной схемы
Концептуальная схема создаёт определённые условия для самостоятельной читательской работы над художественным произведением. Формирует навыки самостоятельной интерпретации текста и соотнесения его со своими внутренними установками и представлениями.
Концептуальная схема анализа составляется учащимися при консультативной помощи учителя на основе прочитанного текста и вывешивается в кабинете задолго до урока. Ученик сразу же вводится в теорию: получает представление о тексте как о структуре, учится выявлять его основные элементы, видеть взаимосвязи, способы раскрытия автором внутреннего мира героя, его эволюцию, роль композиции и сюжета в воплощении идеи писателя.
Главная задача концептуальной схемы основана на том, что магистральной проблемой в литературе 19 века являлась проблема смысла жизни человека, взаимоотношение личности и общества, его переустройства на более гуманных, демократических началах.
Ученики получают индивидуальные задания. Каждый из них, ориентируясь по схеме, видит место своего выступления, осмысливая задачи, которые стоят перед ним. Готовясь к уроку, он может консультироваться с учителем, отбирая наиболее важные эпизоды, раскрывающие внутренний мир героя на данном этапе его жизненного пути.
Князь Андрей в салоне А.П. Шерер. Желание славы.
Прощание князя Андрея с сестрой и отцом перед уходом на войну.
Князь Андрей в Шенграбенском сражении.
Князь Андрей в Аустерлицком сражении.
Встреча с Пьером, разговор на пароме.
Князь Андрей в Отрадном.
Любовь к Наташе, испытание любовью.
В комитете Сперанского.
Князь Андрей в Бородинском сражении.
Смерть Болконского.
Пояснение к концептуальной схеме
Анализ текста по концептуальной схеме помогает исследовать глубинные проблемы бытия человека: «Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что я такое? Что такое жизнь и что такое смерть?» Не прост путь князя Андрея к постижению «добра, простоты и правды», он открывается Болконскому только перед смертью.
Нравственный выбор происходит в глубине души человека, и гениальный Толстой сумел запечатлеть невидимые процессы, происходящие в микрокосмосе сознания. Толстовскую попытку понять движущие силы самосовершенствования человека нам важно осмыслить сегодня, когда мы все так отчетливо увидели, что социальные перемены не ведут автоматически к нравственным переменам в человеке и обществе.
Нравственные искания Болконского, прерванные его гибелью, как бы подхвачены сыном, который «радостно восторженно смотрел на Пьера и хотел быть похожим на отца», завершаются мыслью о служении на благо Отечества.
Ход урока.
І. Организационный этап
ІІ. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя:
Прочитаны и перечитаны страницы романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Во время чтения вы обратили внимание на то, что писатель показывает процесс внутренней жизни не всех героев. Чем вы можете это объяснить?
Ответы учащихся:
- Человек и его душа были предметом творческих исследований Л. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек, стремясь к высокому и идеальному, стремясь познать самого себя. Сам писатель прошёл свой жизненный путь через страдания, от грехопадения к очищению (об этом свидетельствуют его дневниковые записи). Этот опыт он и отразил в судьбах своих героев. Любимые и близкие герои Толстого — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская — люди с богатым внутренним миром, естественные, способные к духовному изменению, ищущие свой путь в жизни. У каждого из них свой трудный путь духовных исканий. Можно сказать, что он напоминает кривую, где есть свои взлёты и падения, радости и разочарования. Героев романа можно разделить на тех, кто живёт «жизнью настоящей» и тех, кто живёт «жизнью ложной».
На одной из страниц романа написано: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, а спокойствие – это душевная подлость». Как вы думаете, что это – безоговорочное утверждение или приглашение к размышлению? Какую проблему ставит великий писатель и философ? И на примере жизни какого героя романа можно её решать?
- Сегодня нам предстоит разобраться в проблеме, что значит жить честно, что такое человек и окружающий его мир, как они связаны между собой, что такое духовная жизнь героя. Для этого окунемся в нравственную атмосферу романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», пройдём вместе с князем Андреем по его жизненной дороге и выясним, как он своей жизнью ответил на вопрос: «Что значит жить честно?»
III. Работа над темой урока по концептуальной схеме
Вспомним начало романа. Салон А. П. Шерер. Ещё не зная князя Болконского, мы уже можем сказать о нём нечто важное. Что же именно?
- Ему не по себе в светском обществе.
- Это высокообразованный человек.
А какими деталями подчеркивает это писатель?
- У князя Андрея скучающий вид, гримаса портит его красивое лицо.
Можете ли вы на основании первого впечатления объяснить смысл эпиграфа к уроку «Сухой и пламенный князь Андрей»?
- Когда его сзади за руку трогает Пьер, князь Андрей досадливо морщится, потому что не знает, что это Пьер. И тут мы узнаём, что князь Андрей может быть совсем другим с теми, кого он любит.
Почему он советует Пьеру не жениться, каково его отношение к свету?
- Князь Андрей относится к жизни серьёзно, его не удовлетворяют мелкие эгоистические инстинкты, светские интриги, пустое словоизвержение в салоне А. П. Шерер.
Для чего князь Андрей едет на войну? Что он отвечает Пьеру?
- «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, не по мне».
Потом вы помните слезы и упрёки жены князя Андрея.
(Читаем отрывок от слов «Наконец друзья остались одни» до слов «гостиные сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти».)
Какой можно сделать вывод?
- Князь Андрей не удовлетворён пустой светской жизнью. Он хочет чего-то большего.
Как изменился князь Андрей, став адъютантом Кутузова? Как относились к нему офицеры?
С какой целью он возвращается в армию?
- Еду для того, чтобы спасти армию.
Почему в судьбу героя то и дело врывается «наполеоновская тема»? Как объяснить преклонение князя Андрея перед Наполеоном? Что означает «Тулон» в контексте романа?
- Для князя Андрея Наполеон – идеал человека, раскрывшего неограниченные возможности служения делу свободы. Тулон (крепость, с которой началась военная карьера Наполеона) стал для Болконского символом исторического подвига и безграничных возможностей героической личности.
Как ведёт себя Болконский в Шенграбенском сражении? Чем отличается от других офицеров штаба Кутузова? Почему он добивается участия в Шенграбенском сражении и что поразило вас в поступках и состоянии души князя Андрея накануне и во время боя?
- Болконский добивается участия в сражении потому, что знает: там будет решаться судьба армии. Он просто и буднично делает то, что обязан был делать. Не как Жерков, который струсил и не доставил донесения на батарею Тушина, он остался на батарее и помог Тушину. В истории знакомства с капитаном Тушиным раскрывается «тушинское начало» в характере героя. Изменяется представление Болконского о героизме. Князь Андрей убедился в том, что настоящий герой внешне прост и обыден, а совершая подвиг, не считает себя героем. Раскрывается формула Толстого: «Герой тот, кто поступает правильно».
Почему князь Андрей защищает Тушина на совете у Багратиона?
- Князь Андрей убеждён в том, что победой под Шенграбеном обязаны капитану Тушину и его геройски действовавшей батарее.
О чём мечтает князь Андрей накануне Аустерлицкого сражения?
(Чтение монолога князя Андрея «Мечта о славе».)
А как вы думаете, слава – это и есть то самое главное, что необходимо человеку?
- Наверное, нет. Ведь слава – только для себя.
- А я считаю, что князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим подвигом.
Такая целеустремлённость может заполнить собой всю жизнь.
- Конечно, поэтому он нам и симпатичен.
Но это не ответ на вопрос: само по себе стремление к славе – то или не то, что нужно человеку?
- Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».
Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе благодаря своим силам и способностям. И видит конечную цель в том, чтобы полнее реализовать себя. Если глубже вникнуть в высказывание Суворова, то его надо понимать так: каждый должен стремиться достичь в своём деле совершенства. А для чего хочет выдвинуться в жизни князь Андрей?
- Чтобы проявить свои силы.
- Но и о почестях он тоже думает.
Да, тут всё вместе. Суетное тщеславие, свойственное светскому обществу, его тоже задевает. И всё же, почему, несмотря на то что князь Андрей думает о славе, он нам симпатичен?
- Он хочет добиться славы честно. Хочет совершить подвиг.
- В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Князь ищет смысл жизни.
- Он ещё очень молод. Мечтательность вообще свойственна молодым. В этом нет ничего дурного. Молодой человек стремиться заполнить свою жизнь чем-то значительным.
(Просмотр видеофрагмента «Аустерлиц. Подвиг князя Андрея».)
Когда же он мужает, когда всё суетное отступает?
- После Аустерлицкого сражения.
(Читаем отрывок «Высокое небо Аустерлица».)
- Его мечты о славе показались ему ничтожными, а Наполеон мелким, хотя и он когда-то мечтал о своём Тулоне. Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте.
Итак, Болконский после войны 1805 – 1807 года возвращается домой. Живёт в своём имении. Его душевное состояние тяжёлое. Мечты о славе больше не занимают: к чему стремиться? Скажите, Борис Друбецкой или Берг могут страдать из-за того, что у них нет цели в жизни?
- Конечно, нет! Они мелкие люди, а князь Андрей – человек глубокий. Но мы с тревогой вглядываемся в «изменённое, странно смягчённое лицо» Болконского. Умирает его жена, и князь Андрей все свои интересы сосредотачивает на воспитании сына. Думая, что человек должен жить только для себя, он проявляет крайнюю отрешённость от жизни. Мысль, что жизнь кончена, читалась в его потухшем, мёртвом взгляде.
- Человек высокой культуры и сложной духовной жизни, он доходит до отрицания всей культуры и цивилизации человечества, полагая, что единственно возможное счастье – счастье животное.
О чём беспокоится княжна Марья?
- Хорошо понимая характер брата, княжна Марья говорит: «Ему нужна деятельность, а эта тихая жизнь его погубит».
Каким видит своего друга Пьер после долгой разлуки?
-Пьер не узнаёт своего друга: постаревшее лицо, потухший взгляд.
(Слушаем инсценированный диалог «Спор князя Андрея с Пьером в Богучарове».)
По каким основным вопросам спорят друзья?
- Добро и зло. Что такое справедливо и несправедливо? Что значит жить для себя и для других? Проблемы, связанные с жизнью мужиков.
В чём проявился дворянско-сословный характер взглядов Болконского на современные ему политические вопросы?
- В разговоре с Пьером об освобождении крестьян он высказывает презрительное отношение к народу, полагая, что народу безразлично, в каком состоянии он находится. Князю Андрею не жалко исполосованных спин мужиков и бритых лбов – ему только жалко хороших людей – помещиков, которые в этих обстоятельствах становятся извергами. И якобы они страдают нравственно от зверств, которые совершают. Чтобы облегчить их страдания, нужно освободить крестьян. Князь Андрей обеспокоен исключительно нравственным состоянием дворян, ему нет дела до народа. Ни человеческого достоинства, ни моральной чистоты в мужике он не признаёт.
Нет ли противоречий в философских раздумьях Болконского и его практической деятельности? Какие преобразования в Богучарове произвёл Болконский? Чем его деятельность помещика отличается от подобной деятельности Пьера?
- Князь Андрей облегчил положение крепостных крестьян: перевёл в вольные хлебопашцы, заменил барщину оброком.
Духовное развитие князя Андрея перед Отечественной войной отмечено напряжёнными поисками смысла жизни. Когда началось пробуждение его души?
- Со встречи с Наташей, она потрясла его особой наполненностью жизни.
Как раскрывается внутренний мир Болконского через описания природы?
(Читаем два отрывка «Встреча с дубом».)
Какой деятельностью занялся он в Петербурге?
- Путь духовного развития князя Андрея – от аристократической замкнутости к общению с людьми своего сословия и к основам жизни народа. Он стремиться принять деятельное участие в жизни и в 1809 году приезжает в Петербург. Это было время наибольшей славы молодого Сперанского. Князь Андрей принимает участие в работе комиссии по составлению законов. Разрабатывает проект военного устава.
Почему он разочаровывается в Сперанском и в своей общественной работе?
- Когда он приложил всю свою работу к потребностям простого человека, он понял, какой праздной и пустой работой он занимался.
Чем привлекла его Наташа? Как любовь преобразила его?
(Театрализованная сценка «Первый бал Наташи Ростовой».)
- Наташа вернула князя Андрея к подлинной и настоящей жизни с её радостями и волнениями, он обрёл полноту жизненных ощущений. Под влиянием глубокого и сильного чувства к Наташе весь внутренний и внешний облик князя Андрея преобразился. В отношении князя Андрея к Наташе проявляются лучшие стороны его души. Но чем сильнее было чувство любви к Наташе, тем больнее боль утраты. Её измена, согласие бежать с Анатолем ранило князя Андрея в самое сердце. Жизнь в его глазах утратила свои бесконечные и светлые горизонты. И жизнь как бы лишилась своего благородного пафоса и предстала в своей неприглядной обыденщине, придавив все гордые мечты князя Андрея. Дома он оскорбил отца, и тот выгнал его. Князь Андрей переживает духовный кризис.
Почему не состоялась свадьба князя Андрея и Наташи? На какие нравственные испытания обрёк князь Андрей Наташу? Можно ли осуждать её за увлечение Анатолем?
Почему он не простил Наташу?
- Он по характеру – человек жесткий, в принципах своих постоянный. Он не смог принять Наташу слабой, растерянной, ошибающейся, мечущейся.
Почему же Пьер понял Наташу?
- Он добрее, он её пожалел.
А ведь жалость бывает разной: пассивной и активной. Как вы это понимаете?
- Активная жалость – это значит быстро помочь человеку. Не охать, не ахать возле него, а помогать. А пассивная жалость – это что-то вроде сочувствия на словах, а на деле не пошевелить пальцем ради попавшего в беду. Пьер, например, направляется к Болконскому, чтобы показать его неправоту.
(Инсценированный диалог «Встреча Пьера с князем Андреем, его просьба простить Наташу».)
Однако князь Андрей твёрд в своём решении, он не может простить падшую женщину.
Когда же он простил Наташу?
- Уже раненный, лёжа в избе, он понял, как был жесток.
Почему же он прощает Наташу? Он стал слабее?
- Когда человек болен и одинок, он простит, кого хочешь.
А ведь Толстой об одиночестве князя Андрея ничего не писал.
- Скорее всего Болконский переосмысливает свою жизнь. Он любит Наташу новой, чистой, божеской любовью. Он любит даже своего заклятого врага Анатоля. Впервые он думает не о себе, а о её боли и страдании, о страдании другого человека. В жизни ему пришлось много перенести. Поэтому он становится мягче, добрее, мудрее. Иметь способность меняться к лучшему – драгоценное свойство. И князь Андрей обладает им.
Какую роль в судьбе и характере Болконского сыграла война 1812 года?
О чём думает он накануне Бородинского сражения?
Как оценивает Кутузова, почему уверен в победе? От чего, по его мнению, зависит успех сражения? Как относится к пленным и к войне?
- Война 1812 года внесла решительные изменения в жизнь князя Андрея. Из турецкой армии он переходит в западную и решает служить не в штабе, а непосредственно командиром полка, быть поближе к простым солдатам. Впервые в боях за Смоленск, видя несчастья своей страны, он окончательно избавляется от преклонения перед Наполеоном. В духовном облике князя Андрея произошли большие перемены: черты гордого аристократа, спесь и тщеславие отошли на задний план, он полюбил простых людей, Тимохина и других, был добр и кроток с людьми полка, и его называли «наш князь». Страдания Родины преобразили его.
Случайно ли, что князю Андрею суждено умереть на героическом взлёте русской жизни, а Пьеру пережить его; случайно ли, что Наташа останется для князя Андрея лишь невестой, а для Пьера будет женой?
- В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения князь Андрей глубоко осознаёт народный характер этой войны: «Поверь мне,– говорит он Пьеру,- что ежели бы что зависело от распоряжения штабов, то я был бы там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку, вот с этими господами и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них…
Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уже меньше всего от позиции.
- А от чего же?
- От того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».
Далеко ушёл князь Андрей от своих былых представлений о творческих силах истории. Если под небом Аустерлица он подвизался в штабе армии, принимал участие в составлении планов и диспозиции, то теперь он становится боевым офицером, считая, что исход сражения зависит от духа войск, от настроения простых солдат.
Однако стать таким, как они, породниться душою с простыми солдатами князю Андрею не суждено. Не случайно разговору с Пьером предпослан такой эпизод: в разграбленных Лысых горах, в жаркий день, князь остановился на плотине пруда. «Ему захотелось в воду – какая бы грязная она ни была». Но, увидев голые, барахтавшиеся в пруду солдатские тела, князь Андрей брезгливо морщится. И напрасно Тимохин зовёт его в воду: «То-то хорошо, ваше сиятельство, Вы бы изволили! Мы сейчас очистим Вам». Солдаты, узнав, что «наш князь» хочет купаться, заторопились из воды. Но Андрей поспешил их успокоить: он придумал лучше облиться в сарае. В роковую минуту смертельного ранения князь Андрей испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной: совершенно новым, завистливым взглядом он смотрел на траву и полынь. И потом, уже на носилках он подумает: «Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимаю и не понимал».
Глубоко символично, что под Аустерлицем князю открылось отрешённое от суеты мирской голубое небо, а под Бородином – завистливый взгляд на близкую, но не дающуюся ему в руки землю.
К какому финалу приводит автор князя Андрея?
- В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь с переменным преобладанием борются друг с другом. Эта борьба появляется в двух формах любви: одна любовь – земная, трепетная и тёплая – к Наташе, к одной Наташе. И как только такая любовь пробуждается в нём, вспыхивает ненависть к сопернику Анатолю. Князь Андрей чувствует, что не в силах простить его. Другая – идеальная любовь ко всем людям, холодноватая и неземная. Как только эта любовь проникает в него, князь чувствует отрешённость от жизни, освобождение и удаление от неё. Любить всех для характера князя Андрея – это значит не жить земной жизнью. И вот эта борьба завершается победой идеальной любви. Земля, к которой страстно потянулся князь Андрей в роковую минуту, так и не далась ему в руки, уплыла, оставив в его душе чувство тревожного недоумения, неразгаданной тайны. Восторжествовало величественное, отрешённое от мирских треволнений небо, а вслед за ним наступила смерть. Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть связана с особенностями характера и положения в мире людей. Его поманили, позвали к себе, но ускользнули, оставшись недосягаемыми, те духовные ценности, которые сделал судьбоносными 1812 год.
ІV. Рефлексия. Подведение итогов урока
Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет,— «величайший роман в мире»,— я выбрал бы “Войну и мир”». В романе «Война и мир» сошлись, пересеклись все самые яркие, все самые значительные силовые поля русской словесности. Главные герои романа — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья — не просто ключевые персонажи русской классической литературы. Они играют более значимую роль. Их образы превратились в настоящие «опоры» русского национального сознания, приобрели символическое значение. А сама четырёхтомная книга Толстого стала вершиной отечественной культуры «золотого века»…
Считаете ли вы необходимым изучение романа Л. Н. Толстого в наши дни?
- На примере нравственного поиска центральных героев автор романа помогает читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, направлять свои силы и таланты в нужное русло.
Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой чётко разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не удовлетворяют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывёт по течению и боится свернуть в сторону, заглянуть в себя, кто предпочитает поддаваться установленным жизненным правилам.
Какую пользу может извлечь из романа современная молодёжь?
- Непременное условие жизни настоящей – это раскрепощённость человека, его умение всегда и во всём оставаться самим собой. Все герои проходят испытание на право быть «Человеком». Но выдерживают его далеко не все. Только те из них, кто совершает ошибки и мучается этим, кто знает порывы ввысь и губительные падения, ищущие, думающие, сомневающиеся герои – живут честной жизнью.