Класс: 9
Предмет: литература
Учитель: Тулегенова Г.Б.
Тема. Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.
Цель:
рассмотреть, как развивалась тема дружбы в разные периоды творчества А.С.Пушкина;
развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
IІ. Актуализация прежних знаний, реализация домашнего задания.(стих наизусть о любви)
Вступительное слово учителя.
«Становление пера» А.С.Пушкина происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицеистские друзья Пушкина (А.А.Дельвиг, И.И.Пущин, В.К.Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицеистского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей, жанр дружеского послания – один из типично «пушкинских» (по Б.Томашевскому).
Стихотворения для анализа: «К Пущину» (1815), «Дельвигу» (1817), «Разлука» (1817), «19 октября» (1825), «Пущину» (1826), «19 октября» (1827), «Чем чаще празднует лицей» (1832), «Была пора…» (1836).
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока. Работа в группах.
Тема дружбы в разные периоды творчества Пушкина.
Лицейский период (1811-1817) и Петербургские годы (1817-1820).
Преобладает лирический жанр – дружеское послание.
Послание – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.
В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через всё его творчество:
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
(«Разлука», 1817)
Опять я ваш, о юные друзья!
Туманные сокрылись дни разлуки:
И брату вновь простёрлись ваши руки,
Ваш резвый круг увидел снова я.
(«Элегия», 1817)
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
(«19 октября»,1825)
Анакреотические мотивы, любимые Пушкиным-лицеистом, звучат в большинстве дружеских посланий этого времени.
Анакреон – древнегреческий поэт, воспевший в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни.
Анакреотическим мотивам ранней лирики Пушкина сопутствует эпикуреизм.
Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.
С дружбой связаны пиры и веселье («Пирующие студенты»,1814; «Моё завещание друзьям», 1815).
Помнишь ли, мой брат по чаше,
Как в отрадной тишине
Мы топили горе наше
В чистом, пенистом вине?
(«Воспоминание» (К Пущину), 1815)
Дай Бог, чтоб я с друзьями
Встречая сотый май,
Покрытый сединами,
Сказал тебе стихами:
Вот кубок; наливай!
Веселье! Будь до гроба
Сопутник верный наш,
И пусть умрём мы оба
При стуке полных чаш!
(«К Пущину»4мая 1815)
Южный период (1820 – 1824).
1) Поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку:
В изгнанье скучном, каждый час
Горя завистливым желаньем,
Я к вам лечу воспоминаньем,
Воображаю, вижу вас…
...Горишь ли ты, - лампада наша,
Подруга бдений и пиров?
Кипишь ли ты, златая чаша,
В руках весёлых остряков?
(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821)
2) Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:
Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я
Лазурь чужих небес, полдневные края;
Ни музы, ни труды, ни радости досуга,
Ничто не заменит единственного друга.
(«Чаадаеву», 1821)
3) Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки:
Друг Дельвиг, мой парнасский брат,
Твоей я прозой был утешен,
Но признаюсь, барон, я грешен:
Стихам я больше был бы рад.
(«Дельвигу», 1821)
4) Пир друзей – пир жизни, пир молодости, которая проходит (философская тема времени)
Вчера был день разлуки шумной,
Вчера был Вакха шумный пир,
При кликах юности безумной,
При громе чаш, при звуке лир.
(«Друзьям», 1822)
Позднее творчество (конец 1820-х – 30-е годы)
1)Меняется пафос дружеской лирики: всё больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы, например, такой любимый Пушкиным мотив, как мотив пира:
Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш…
(«Была пора: наш праздник молодой…», 1836)
Шесть мест упразднённых стоят,
Шести друзей не узрим мы боле,
Они разбросанные спят –
Кто здесь, кто там на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.
(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)
2) Индивидуальные характеристики, появившиеся в раннем творчестве, со временем сливаются в обобщённый образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету.
Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим…
(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)
Семья друзей выступает и как антитеза скитанию, дорогам, неприкаянности:
Усердно помолившись Богу,
Лицею прокричав ура,
Прощайте, братцы: мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.
(«19 октября», 1828)
3) Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве («К Чаадаеву»), так и в зрелом творчестве.
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
(«Во глубине сибирских руд», 1825)
Тема памяти о дружбе, надежды – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нём гражданских мотивов.
Презентация работ. Защита и анализ стихотворений
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
1.Выучить наизусть стихотворение «Пущину».
2.Читать «Пиковая дама»
Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина. Лицейский период (1811-1817)
Анализ стихотворений.
(«Пирующие студенты»,1814)
(«Моё завещание друзьям», 1815).
(«Воспоминание», 1815)
(«К Пущину», 4мая 1815)
Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина. Петербургские годы (1817-1820).
Анализ стихотворений.
(«Разлука», 1817)
(«19 октября»,1825)
(«Элегия», 1817)
Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина. Южный период (1820 – 1824).
Анализ стихотворений.
(«Чаадаеву», 1821)
(«Дельвигу», 1821)
(«Друзьям», 1822)
Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина. Позднее творчество (конец 1820-х – 30-е годы)
Анализ стихотворений.
(«Была пора: наш праздник молодой…», 1836)
(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)
(«19 октября», 1828)
(«Во глубине сибирских руд», 1825)
Самооценка деятельности учеников на уроке
класс | Выразитель-ное чтение стихотворения | Умение работать с дополни-тельной литературой | Полнота ответа при презентации работы | Содержательный анализ стихотворения | Итого-вая оценка |
Фамилия, имя | |||||
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
Самооценка деятельности учеников на уроке
класс | Выразитель-ное чтение стихотворения | Умение работать с дополни-тельной литературой | Полнота ответа при презентации работы | Содержательный анализ стихотворения | Итого-вая оценка |
Фамилия, имя | |||||
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|