«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок литературы по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» Тема урока «Что такое счастье для героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Воспитание личности, формирование ценностного и гуманного отношения к семье, дому, окружающим (в процессе анализа произведения В.Г.Короленко).Развитие речи учащихся, формирование умений анализировать, делать выводы, аргументировать, работать с текстом произведения; воспитание любви, уважения, внимания к родным и близким.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок литературы по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Тема урока «Что такое счастье для героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Цель урока: воспитание личности, формирование ценностного и гуманного отношения к семье, дому, окружающим (в процессе анализа произведения В.Г.Короленко).

Задачи урока: развитие речи учащихся, формирование умений анализировать, делать выводы, аргументировать, работать с текстом произведения; воспитание любви, уважения, внимания к родным и близким.

Оборудование: выставка рисунков “Я рисую счастье”, картинки для создания коллективной картины счастья (“еда”, “кукла”, “друзья”, “дом”, “мама”, “взаимопонимание”, “любовь”, “ласка”, “солнышко”, “облака”, “цветы”), “Толковый словарь” Ожегова.

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя: Ребята, посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока. Она важна и близка каждому из нас. Ведь каждый хочет быть счастливым. На праздничных вечерах мы желаем друг другу счастья. А что же такое счастье? Что кроется за этими 7-ю буквами алфавита?

II. Работа по теме урока

1. Работа со словарем.

Учитель: Посмотрим в толковый словарь Ожегова.

Дети находят определение “счастья” по словарю и зачитывают его.

2. Беседа.

Учитель: Быть счастливыми хотели и герои произведения Короленко “Дети подземелья”. Давайте вспомним их имена.

Дети называют имена, учитель записывает на доске в два столбика.

Тыбурций

Пан-судья

Маруся

Соня

Валек

Вася

Учитель задает вопросы учащимся:

  • Случайно ли я разместила их имена в два столбика?

  • Можем ли мы кого-то из них назвать счастливым? Кого? Почему? Обоснуйте ответ.

В ходе размышлений дети выясняют, что делало счастливым каждого из героев (Тыбурция – еда для детей, Марусю – кукла, Валька – встреча с Васей, Соню – ласки с братом, Васю – встреча с друзьями) . Для наглядности выбираются соответствующие картинки (“еда”, “кукла”, “друзья”) и прикрепляются на доску.

  • А в наши дни, для того, чтобы почувствовать себя счастливым, нужны эти понятия?

Ответы детей.

Вывод учителя: Да, детям, во все времена, нужны игрушки. Каждому из нас необходимы рядом друзья, близкие люди и их счастливые лица. Ну и, конечно же, необходим достаток, чтобы в доме всегда была еда.

Но! Все это делало счастливыми наших героев только на короткий, определенный промежуток времени.

  • Чего же еще не хватало каждому из них?

Ответы детей. (Тыбурцию, Марусе, Вальку не хватало дома, мамы). Для наглядности выбираются соответствующие картинки (“мама”, “дом”) и прикрепляются на доску.

Учитель: Многие известные ученые, писатели рассуждали о счастье. Лев Николаевич Толстой считал, что счастлив тот, кто счастлив дома. Ребята, как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

Ответы детей.

3. Звучит песня “Дом”в исполнении всех детей класса

4. Работа с текстом.

Учитель: У пана-судьи был дом, а его домочадцы были счастливы в нем? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваше мнение.

Ответы детей (цитаты из текста).

5. Физкультминутка.

Игра “Поймай хлопок” Я сделала физ минутку для глаз

Учитель: Ребята, приготовьте свои ладошки. Будьте внимательны! Вы должны хлопнуть в ладоши одновременно со мной, поймать мой хлопок.

(учитель и учащиеся хлопают в ладоши, пока не получится одновременного коллективного хлопка)

Когда у нас получился одновременный хлопок? Когда мы достигли полного взаимопонимания друг с другом.

Так и герои нашего произведения не были счастливы в родном доме, т.к. у них не было взаимопонимания, не было дружеского, внимательного отношения друг к другу. Они живут по отдельности, каждый для себя. Ребята, какие еще картинки нам нужно поместить на доску?

(выбираются картинки: “Взаимопонимание”, “Любовь”, “Ласка” и прикрепляются на доску).

6. Создание “Картины счастья”.

Учитель: Ребята, посмотрите! На нашей доске получилась картина. Наша собственная картина СЧАСТЬЯ, которую нам помогли создать герои произведения Короленко.

Нравится вам она? Может быть, мы не указали еще что-нибудь? Что сделает ее еще красивее?

Ответы детей.

Учитель: Да, мы забыли о солнышке, о голубом небе, о цветах, благодаря которым расцветала Маруся. Завершим с их помощью нашу картину.

Каждый ребенок прикрепляет к доске цветок, нарисованный им дома. Из цветов создается рамка картины.

III. Заключительная часть.

Учитель: Сейчас мы с вами создали коллективную картину СЧАСТЬЯ. А каждый из вас дома уже нарисовал свое собственное счастье. (Учитель комментирует рисунки детей, обращая внимание на то, что дети нарисовали маму, небо, солнце, цветы, друга).

Да, ребята, у вас каждого есть дом, семья, друзья. Вас любят родители. Они выслушают вас, попытаются понять вас, помогут. Подарят вам ласку и тепло. Значит, каждый из вас счастлив.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?

Закончить наш урок я хочу пожеланием каждому из вас, которое с самого начала уже было на нашей доске: “Будьте счастливы!”

А теперь дружно хором пожелаем друг другу: “Будьте счастливы!”

IV. Домашнее задание.

Учитель: Предлагаю Вам небольшое творческое задание: напишите свое размышление на тему “ Я счастлив, потому что …”



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее