Урок литературы на тему «Хлестаков и хлестаковщина» (8 класс)

Тип урока: урок усвоения новых знаний через аналитическую работу с художественным текстом.

Технология проблемного обучения.

Методы: исследовательский, словесный, наглядный.

Формы организации учебной деятельности: работа в группах, фронтальная.

Оборудование: учебник «Литература» В. Я. Коровина ч.1, 8кл., ноутбук, мультимедиапроектор, карточки с заданием для групп; реквизит для инсценировки; костюмы для театрализации.

Цель урока: выявление типических качеств личности героя драматического произведения, средств создания его образа.

Задачи:Создать условия для формирования у учащихся

предметных умений:

  • работать с художественным текстом, отбирая существенную информацию для характеристики героя драматического произведения (комедии);
  • создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, используя в речи знания по теории литературы: комическое, комедия, сатира, алогизм, гипербола, гротеск;
  • выразительно читать монологи, передавая мысли, чувства героя.
  • осознавать художественную картину жизни, отраженную в комедии.

метапредметных умений:

-регулятивных:

  • формулировать тему и цель урока;
  • ставить задачу деятельности в малой группе, планировать совместную работу и оценивать правильность выполненного задания; анализировать причину успеха или неуспеха.

-познавательных:

  • анализировать речь, действия героя, взаимоотношения с другими персонажами; устанавливать причинно-следственные связи.
  • делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач.
  • Поиск информации из разных источников.
  • Составление схем-опор.

- коммуникативных:

  • организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность по нахождению общего вывода,
  • развитие диалогической речи.

Личностных результатов: понимать художественное мастерство писателя Н.В. Гоголя, особенности и богатства его языка, творческое задание(театрализация).

  • осмыслить понятие «хлестаковщина», уметь толковать его.
Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок русской литературы в 8 классе на тему:

«Хлестаков и хлестаковщина»

Тип урока: урок усвоения новых знаний через аналитическую работу с художественным  текстом.

Технология  проблемного обучения.

Методы: исследовательский, словесный, наглядный.

Формы организации учебной деятельности: работа в группах, фронтальная.

Оборудование: учебник «Литература» В. Я. Коровина ч.1, 8кл., ноутбук, мультимедиапроектор, карточки с заданием для групп; реквизит для инсценировки; костюмы для театрализации.

Цель урока: выявление типических качеств личности героя драматического произведения, средств создания  его образа.

Задачи:Создать условия для  формирования у учащихся

 предметных умений:

  • работать с художественным текстом, отбирая существенную информацию для характеристики героя драматического произведения (комедии);

  • создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, используя в речи знания по теории литературы: комическое, комедия, сатира, алогизм, гипербола, гротеск;

  • выразительно читать монологи, передавая мысли, чувства героя.

  • осознавать художественную картину жизни, отраженную в комедии.

 метапредметных умений:

-регулятивных:

  • формулировать тему и цель урока;

  • ставить задачу деятельности в малой группе, планировать совместную работу и оценивать правильность выполненного задания; анализировать причину успеха или неуспеха.

-познавательных:

  • анализировать речь, действия героя, взаимоотношения с другими персонажами;  устанавливать причинно-следственные связи.

  • делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач.

  • Поиск информации из разных источников.

  • Составление схем-опор.

           - коммуникативных:

  • организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность по нахождению общего вывода,

  • развитие диалогической речи.

Личностных результатов: понимать художественное мастерство писателя  Н.В. Гоголя, особенности и богатства его языка, творческое задание(театрализация).

  • осмыслить понятие «хлестаковщина»,  уметь толковать его.

Ход урока.

Слайд №1.

  1. Давайте проведем мини-исследование! Перед вами два полотна.

На обоих изображены женщины, красивые, притягивающие взор.

(русский художник - Боровиковский В.Л. “Портрет М.И. Лопухиной”, художник-импрессионист Анри Матисс. «Портрет Л.Н.Делекторской»).

- Как вы думаете, кисти одного ли художника принадлежат эти полотна? (Нет).

- Почему вы пришли к такому выводу? (Разные стили, манеры взгляды, характеры, краски и т.д.).

- Но каждый художник ставил перед собой определенную задачу. Справился ли он, по-вашему, с этой задачей? Является ли данное полотно цельным и завершенным произведением? (Да, является).

- А как вы думаете, одинаковыми или нет средствами и приемами пользовались художники? (Наверное, нет).

- А в чем это выражается? (В подборе цветов, раскрытии характеров, расставлении акцентов и т.д.).

Слайд №2.

Вывод: Эти две картины принадлежат кисти различных художников, которые творили в разное время и принадлежали к различным направлениям искусства.

  1. Каждый писатель также, создавая образы своих неповторимых персонажей, используют разные приемы, различные средства художественной выразительности. И у каждого писатели свой стиль, свои приемы.

Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».


Слайды №4-7


1. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что «не жалеет ничего и ревностно исполняет службу». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений)


2. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.)


3. Этот герой говорит: «Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)


4. Этот чиновник в бога не верует, в церковь не ходит и открыто говорит, что берет взятки борзыми щенками. (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)


Вывод: Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другими в силу индивидуальности и неповторимости.


Театрализация.

- Ну, а теперь встречайте гостя! Посмотрите игру «господ актеров» и попробуйте по речи, по манере вести себя узнать литературного героя.

Выступление учащихся. Инсценировка отрывка комедии.

Хлестаков. Здесь много чиновников. Мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека. верно, я вчера им подпустил пыли. экое дурачье! Напишу- ка я обо всем в Петербург к Тряпичкину: он пописывает статейки – пусть-ка он их общелкает хорошенько. Эй, Осип, подай мне бумагу и чернила!

Осип. Сейчас.

Хлестаков. А уж Тряпичкину, точно, если кто попадет на зубок, - берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньгу тоже любит. Впрочем, чиновники эти добрые люди; это с их стороны хорошая черта, что они мне дали взаймы. Пересмотрю нарочно, сколько у меня денег. Это от судьи триста; это от почтмейстера триста, шестьсот, семьсот, восемьсот…Какая замасленная бумажка! Восемьсот, девятьсот… Ого! за тысячу перевалило… Ну-ка, теперь, капитан, ну-ка, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!

-Кто же это? –А как вы догадались?



Итак, именно Хлестаков будет в центре внимания нашего урока.

Запишите тему урока: «Хлестаков и хлестаковщина» (слайд № 8 ).

Подводящий диалог.

- Все ли слова в названии темы вам знакомы?

- Что нам предстоит сделать? Что это за явление такое – «хлестаковщина»?

 - Гоголь говорил, что самая трудная роль в комедии – это роль Хлестакова.

Как нам выявить качества личности героя?

   -Рассмотреть его речь, действия, поступки, высказывания о нем других персонажей.

  -Раскрыть его черты характера, изучить образ.                                                                                                                           - Определить, каким человеком является Хлестаков

Это и будет целью нашего урока.

Цель урока: Мы попытаемся выяснить, какими способами, приемами Гоголь создавал образ Хлестакова и для чего писатель вывел этот обобщенный образ на обсуждение читателей.(слайд №8)



Словарная работа.

В нашем диалоге был использован литературный термин – образ героя или

Литературный образ (записать в тетрадь).

- Где, по каким источникам мы можем уточнить данный литературный термин?

  • Словарь

  • Учебник - нет

  • Интернет

  • (по группам находят определение, выводят общее – запись в тетрадь).

Слайд №9 .

  • Образ-художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих черт в индивидуальном)



ОБРАЗ ГЕРОЯ - это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя.



- Не случайно в теме урока с фамилией героя стоит и слово «хлестаковщина». Это обобщенное название, появившееся от фамилии героя. А что оно обозначает, мы выясним, когда раскроем характерные особенности образа Хлестакова.

- Итак, из чего же складывается образ Хлестакова?

  • Речь

  • Портрет

  • Поступки

  • Отношения других персонажей

  • Говорящая фамилия (слайд №10 )

По ходу наших наблюдений мы будем заполнять таблицу, отмечая как положительные, так и отрицательные черты Хлестакова.

Для этого разделимся на 2 группы, каждая из которых будет выискивать указанные черты.

Образ Хлестакова

Положительные

Отрицательные



Слайд №11.

-Давайте вспомним, как появляется на сцене Хлестаков? Когда и как мы слышим впервые о нем, как бы заочно знакомимся с ним? (Из монолога Осипа).



- Ну что же, давайте предоставим слово Осипу. И подумаем над вопросом, зачем Гоголь выводит Хлестакова на сцену как бы “заранее” в монологе Осипа? Какова цель?

Аудиозапись( см. фонохрестоматию для 8 класса)

(Монолог Осипа. Комедия “Ревизор”, действие II, явление 1).Слайд №12.

- Так какова же роль этого монолога? (Гоголь изображает ревизора через рассказ Осипа. Мы понимаем, что Хлестаков не ревизор, а ничтожный “елистратишка”, прожигающий бессмысленно жизнь).

- С какой целью дан этот монолог? (Познакомить с истинным Хлестаковым. Мы знаем, а город – нет).

- Можем ли мы считать такое опосредованное выведение героя на сцену одним из средства создания образа?

Отметьте в таблице, что рассказывает Осип о Хлестакове положительного, а что отрицательного.

(Из Петербурга; «профинтил денежки»; «хвост подвернул;, Хлестакову нужно в каждом городе показать себя; «елистратишка»; «в картишки доигрался»; «батюшка деньги присылает…пошел кутить»: ездит на извозчике, каждый день билеты в театр, а потом «продавать новый фрак…рубашки»; делом не занимается, вместо службы идет гулять про проспекту; старый барин такого поведения сына не одобряет)

Еще не видя Хлестакова, мы можем сделать вывод, что он ничего из себя не представляет, но, вместе с тем, это человек с претензиями.

Слайд №13.


Учебник. С.267 (слайд № 14 )

Выпишите, используя «Замечания для господ актеров», детали портрета Хлестакова.

- Каким видит Хлестакова Гоголь? Хлестаков сам по себе ничтожный человек.(приглуповат,без царя в голове, пустейший «-«, а «+» -одет по моде)


Продолжаем нашу работу по выявлению особенностей образа Хлестакова.

- На столе карточка № , в таблице записаны утверждения.

В столбике «До» поставьте поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-«, если вы не согласны с утверждением.

Анализ III действия 6 явления.(с.303-309)

Видеозапись

-Внимательно просмотрите фрагмент фильма «Инкогнито из Петербурга». (https://yandex.ru/video/search?text=фильм%20инкогнито%20из%20петербурга%201977&path=wizard&noreask=1)

Используйте утверждения, чтобы сфокусироваться на основной идее видео.

Слайд№ 14

До

УТВЕРЖДЕНИЯ


После


С одной стороны, россказни Ивана Александровича постепенно теряют свою правдоподобность; с другой стороны, слушатели приходят все в больший испуг от речи гостя.



Враньё характеризует скудость его воображения.



Хлестаков играет роль не только ревизора, но и главнокомандующего, руководителя департамента.



Хлестакова трудно поймать на лжи в силу непреднамеренности его вранья.



Чиновники обращают внимание на оговорки Хлестакова.



Все чиновники верят вранью, их страх перед «ревизором» слишком силён, чтобы взглянуть правде в глаза.



В этом фрагменте Хлестаков выдаёт своё истинное положение в обществе.




-Теперь, по завершению просмотра видео, ещё раз прочтите утверждения.

- В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-«, если вы не согласны.

- Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему?

- Какими репликами можно охарактеризовать скудость его воображения? (Его преувеличения в разговоре, будучи «с Пушкиным на дружеской ноге», он не может придумать тему для разговора(«Ну что, брат Пушкин?»-«Да так, брат,- отвечает бывало, так как-то всё..»)

- Какое из утверждений является ответом на вопрос: « Почему явная ложь Хлестакова принимается чиновниками за чистую монету?»



Работа с таблицей. + и -

Какую роль эта сцена играет в развитии сюжета?

Сцена хвастовства — наивысший момент в развитии действия.

«Это кульминация. Хлестаков из «елистратишки» (так называет его Осип, а это самый низший чин в Табели о рангах — коллежский регистратор) вырастает в министра, управляющего департаментом».(Табель о рангах – индивид.задание –дать комментарий) слайд №15


-Давайте проследим, кем мнит себя Хлестаков?(нарисовать схему)


Хлестаков: коллежский асессор- главнокомандующий – литератор – ваше превосходительство – фельдмаршал.(слайд №16 )


- Какую оценку дают Хлестакову чиновники в 7 явлении 3 действия?(с.309) Почему они не замечают вранья Хлестакова? («Вот оно, что значит человек!», «генералиссимус» – так считает Бобчинский ) Восхищаются, видят в нем идеал.

-Почему же чиновники не замечают, что Хлестаков просто напросто врет?

(Они испытывают страх!)


Театрализация.

- Портрет Хлестакова был бы неполным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщинам. Встречаем наших артистов.

Инсценирование подготовленными учащимися действия 4 , явления 12.(с.330)

- А сейчас подумайте и запишите, обсудите в группе об отношении Хлестакова к женщинам. Слайд №17.

(Объяснение в любви является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно, цинично, несерьёзно относится к женщинам –«-«; нравится женщинам – «+»).



-Итак, кто такой Хлестаков? Это можно увидеть из нашей заполненной таблицы.

Слайд №18

Анализируя образ Хлестакова, мы заполнили таблицу, выделяя положительное в герое и отрицательное.

Предоставим слово группам.

Положительное

Отрицательное

  • «каждый день доставай билеты в кеятр»;

  • молодой человек лет 23-24;

  • одет по моде;

  • знаком с русской и зарубежной литературой;

  • умеет увлечь слушателей;

  • нравится женщинам;

  • разбирается в людях.


  • профинтил денежки”;

  • сидит и хвост подвернул, не горячится”;

  • кутит на батюшкины деньги”;

  • продаёт всё до последней рубашки”;

  • делом не занимается”;

  • гуляет по прешпекту”;

  • не платит в трактире;

  • труслив;

  • высокомерен, нагл, груб со слугой;

  • преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и   службе в столице;

  • придумывает небылицы;

  • берет взятки

  • несерьезно относится к женщинам

  • ленив




- Может ли человек, обладая таким набором «+» и « - «, быть генерал-губернатором, сановником, ревизором? (Нет!)

-Почему его принимают за ревизора?

Обратимся к словам Гоголя:  «Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нём видят».(Слайд №19 )

Словарная работа.(слайд №19 )

ФИТЮЛЬКА, и, жен. (разг.). 1. Маленькая вещичка, штучка. Вертит в руках какую- то фитюльку. 2. перен. О маленьком или ничтожном, незначительном человеке. Всякая ф. будет меня учить! Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова


Таким образом, вертопраха, пустейшего человека, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового (!), так как сами чиновники этого хотели!


-Как вы думаете, говорящая ли фамилия героя – Хлестаков?

Карточка № Слайд№20

Вспоминается «легкость необыкновенная», которой обладает Хлестаков.

Д. С. Мережковский пишет: «…весь он точно «ветром подбит», едва земли касается, -вот-вот вспорхнет и улетит».

Об этой черте Хлестакова говорит и В. В. Набоков в статье о Гоголе: «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создает ощущение легкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлепанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец… Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать все, что подкидывает ему счастливый случай. Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделен неким обманчивым обаянием, изяществом поведения, услаждающих дам, привыкших к грубым манерам дородных городских тузов».

Задание: выделите ключевые слова, которые объясняют фамилию Хлестаков.

Вывод: таким образом, Гоголь использовал еще один прием для создания образа Хлестакова - говорящая фамилия. Можно предположить и то, что фамилия Хлестакова говорит о том хлестком впечатлении, которое старается произвести своим поведением и речью этот герой на окружающих.



- Как вы думаете Хлестаков – положительный или отрицательный герой?

- Мы пришли к выводу, что Хлестаков – в большей степени отрицательный герой. Какие черты высмеивает автор в Хлестакове? (Лживость, трусость, высокомерность, лень, наглость и т.д.)

Гоголю удалось создать образ, приближенный к жизни. Вспомните фразу Хлестакова: “Я везде, везде”. Как вы ее понимаете? (Хлестаков живет во многих из нас). Слайд №21

Гоголь писал: “Всякий хоть на минуту, если не несколько минут, делался или делается Хлестаковым”. Гоголь создал типичный образ, который в литературе (да и в жизни) получил нарицательное название “Хлестаковщина”.

- Как вы понимаете, что такое “хлестаковщина”?

- Действительно, Хлестакова можно назвать именем нарицательным.

Словом «хлестаковщина» клеймится всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты, лживости и никчёмности, стремление казаться более значительным и важным, чем ты есть на самом деле. Это самоутверждение за счёт своей наглости и изворотливости.

- А каково кредо Хлестакова?(«на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия»).- потребительское отношение к жизни.

- Для чего Гоголь вывел этот обобщенный образ?(высмеять)

Вывод:

- Как вы считаете, а "хлестаковщина" существует в наши дни? Встречаются ли в нашей жизни люди, которые пытаются казаться значительными, важными персонами? (Итак, мы пришли к выводу, что “хлестаковщина” существует и по сей день).

- Такие произведения, как комедия Гоголя “Ревизор”, являются классическими произведениями, так как нравственные уроки, изложенные в них, остаются всегда актуальными.

- А теперь проверим, насколько внимательны вы были на уроке.

Игра «Писатель» и «читатель».

У писателя - карточка с вопросом, а у читателя – с ответом. Каждому писателю нужно найти своего читателя.

Проверим!(слайд №22 )

1

Кто из критиков написал о Хлестакове : «…весь он точно «ветром подбит», едва земли касается, -вот-вот вспорхнет и улетит».

Д.С.Мережковский

Ж

2

Стремление казаться более значительным и важным, чем ты есть на самом деле – это…

«Хлестаковщина»

Е

3

Кому принадлежат слова:“Всякий хоть на минуту, если не несколько минут, делался или делается Хлестаковым”?

Н.В.Гоголю

Д

4

1. Маленькая вещичка, штучка. Вертит в руках какую- то ... 2. перен. О маленьком или ничтожном, незначительном человеке.

Что это за слово?

Фитюлька

Г

5

Наивысший момент в развитии действия –это…

Кульминация

В

6

Значение какого литературного термина?

«художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя».


Образ

Б

7

Эти слова – кредо литературного героя: «На то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствий». Кто он?

Хлестаков

А



Пары должны показать, что нашли друг друга (руки замком вверх) и зачитать вопрос-ответ.



Домашняя работа(слайд №23 )

Дать письменный ответ на один из вопросов(на выбор):

    1. Кто такой Хлестаков?

    2. Что такое «хлестаковщина»?

    3. Согласны ли вы с утверждением Хлестакова: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия…»?

Рефлексия: продолжи фразу.

Нужно зафиксировать свои достижения, продвижения в учебе на данном уроке, в отношениях с одноклассниками.

- Сегодня я узнал…

-Было трудно…

-Я понял, что…

- Я научился…

- Я смог…

- Было интересно узнать, что…

- Меня удивило …

-Мне захотелось…

Оцените работу друг друга.

Дополнительно:

Статья учебника «О новизне «Ревизора»» Ю.В.Манна. С.352

Дайте характеристику:

Х-

Л-

Е-

С-

Т-

А-

К-

О-

В-



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее