Урок русской литературы в 8 классе на тему:
«Хлестаков и хлестаковщина»
Тип урока: урок усвоения новых знаний через аналитическую работу с художественным текстом.
Технология проблемного обучения.
Методы: исследовательский, словесный, наглядный.
Формы организации учебной деятельности: работа в группах, фронтальная.
Оборудование: учебник «Литература» В. Я. Коровина ч.1, 8кл., ноутбук, мультимедиапроектор, карточки с заданием для групп; реквизит для инсценировки; костюмы для театрализации.
Цель урока: выявление типических качеств личности героя драматического произведения, средств создания его образа.
Задачи:Создать условия для формирования у учащихся
предметных умений:
работать с художественным текстом, отбирая существенную информацию для характеристики героя драматического произведения (комедии);
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, используя в речи знания по теории литературы: комическое, комедия, сатира, алогизм, гипербола, гротеск;
выразительно читать монологи, передавая мысли, чувства героя.
осознавать художественную картину жизни, отраженную в комедии.
метапредметных умений:
-регулятивных:
формулировать тему и цель урока;
ставить задачу деятельности в малой группе, планировать совместную работу и оценивать правильность выполненного задания; анализировать причину успеха или неуспеха.
-познавательных:
анализировать речь, действия героя, взаимоотношения с другими персонажами; устанавливать причинно-следственные связи.
делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач.
Поиск информации из разных источников.
Составление схем-опор.
- коммуникативных:
организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность по нахождению общего вывода,
развитие диалогической речи.
Личностных результатов: понимать художественное мастерство писателя Н.В. Гоголя, особенности и богатства его языка, творческое задание(театрализация).
осмыслить понятие «хлестаковщина», уметь толковать его.
Ход урока.
Слайд №1.
Давайте проведем мини-исследование! Перед вами два полотна.
На обоих изображены женщины, красивые, притягивающие взор.
(русский художник - Боровиковский В.Л. “Портрет М.И. Лопухиной”, художник-импрессионист Анри Матисс. «Портрет Л.Н.Делекторской»).
- Как вы думаете, кисти одного ли художника принадлежат эти полотна? (Нет).
- Почему вы пришли к такому выводу? (Разные стили, манеры взгляды, характеры, краски и т.д.).
- Но каждый художник ставил перед собой определенную задачу. Справился ли он, по-вашему, с этой задачей? Является ли данное полотно цельным и завершенным произведением? (Да, является).
- А как вы думаете, одинаковыми или нет средствами и приемами пользовались художники? (Наверное, нет).
- А в чем это выражается? (В подборе цветов, раскрытии характеров, расставлении акцентов и т.д.).
Слайд №2.
Вывод: Эти две картины принадлежат кисти различных художников, которые творили в разное время и принадлежали к различным направлениям искусства.
Каждый писатель также, создавая образы своих неповторимых персонажей, используют разные приемы, различные средства художественной выразительности. И у каждого писатели свой стиль, свои приемы.
Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Слайды №4-7
1. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что «не жалеет ничего и ревностно исполняет службу». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений)
2. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.)
3. Этот герой говорит: «Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)
4. Этот чиновник в бога не верует, в церковь не ходит и открыто говорит, что берет взятки борзыми щенками. (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)
Вывод: Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другими в силу индивидуальности и неповторимости.
Театрализация.
- Ну, а теперь встречайте гостя! Посмотрите игру «господ актеров» и попробуйте по речи, по манере вести себя узнать литературного героя.
Выступление учащихся. Инсценировка отрывка комедии.
Хлестаков. Здесь много чиновников. Мне кажется, однако ж, они меня принимают за государственного человека. верно, я вчера им подпустил пыли. экое дурачье! Напишу- ка я обо всем в Петербург к Тряпичкину: он пописывает статейки – пусть-ка он их общелкает хорошенько. Эй, Осип, подай мне бумагу и чернила!
Осип. Сейчас.
Хлестаков. А уж Тряпичкину, точно, если кто попадет на зубок, - берегись: отца родного не пощадит для словца, и деньгу тоже любит. Впрочем, чиновники эти добрые люди; это с их стороны хорошая черта, что они мне дали взаймы. Пересмотрю нарочно, сколько у меня денег. Это от судьи триста; это от почтмейстера триста, шестьсот, семьсот, восемьсот…Какая замасленная бумажка! Восемьсот, девятьсот… Ого! за тысячу перевалило… Ну-ка, теперь, капитан, ну-ка, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!
-Кто же это? –А как вы догадались?
Итак, именно Хлестаков будет в центре внимания нашего урока.
Запишите тему урока: «Хлестаков и хлестаковщина» (слайд № 8 ).
Подводящий диалог.
- Все ли слова в названии темы вам знакомы?
- Что нам предстоит сделать? Что это за явление такое – «хлестаковщина»?
- Гоголь говорил, что самая трудная роль в комедии – это роль Хлестакова.
Как нам выявить качества личности героя?
-Рассмотреть его речь, действия, поступки, высказывания о нем других персонажей.
-Раскрыть его черты характера, изучить образ. - Определить, каким человеком является Хлестаков
Это и будет целью нашего урока.
Цель урока: Мы попытаемся выяснить, какими способами, приемами Гоголь создавал образ Хлестакова и для чего писатель вывел этот обобщенный образ на обсуждение читателей.(слайд №8)
Словарная работа.
В нашем диалоге был использован литературный термин – образ героя или
Литературный образ (записать в тетрадь).
- Где, по каким источникам мы можем уточнить данный литературный термин?
Словарь
Учебник - нет
Интернет
(по группам находят определение, выводят общее – запись в тетрадь).
Слайд №9 .
Образ-художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих черт в индивидуальном)
ОБРАЗ ГЕРОЯ - это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя.
- Не случайно в теме урока с фамилией героя стоит и слово «хлестаковщина». Это обобщенное название, появившееся от фамилии героя. А что оно обозначает, мы выясним, когда раскроем характерные особенности образа Хлестакова.
- Итак, из чего же складывается образ Хлестакова?
Речь
Портрет
Поступки
Отношения других персонажей
Говорящая фамилия (слайд №10 )
По ходу наших наблюдений мы будем заполнять таблицу, отмечая как положительные, так и отрицательные черты Хлестакова.
Для этого разделимся на 2 группы, каждая из которых будет выискивать указанные черты.
Образ Хлестакова
Положительные | Отрицательные |
|
|
Слайд №11.
-Давайте вспомним, как появляется на сцене Хлестаков? Когда и как мы слышим впервые о нем, как бы заочно знакомимся с ним? (Из монолога Осипа).
- Ну что же, давайте предоставим слово Осипу. И подумаем над вопросом, зачем Гоголь выводит Хлестакова на сцену как бы “заранее” в монологе Осипа? Какова цель?
Аудиозапись( см. фонохрестоматию для 8 класса)
(Монолог Осипа. Комедия “Ревизор”, действие II, явление 1).Слайд №12.
- Так какова же роль этого монолога? (Гоголь изображает ревизора через рассказ Осипа. Мы понимаем, что Хлестаков не ревизор, а ничтожный “елистратишка”, прожигающий бессмысленно жизнь).
- С какой целью дан этот монолог? (Познакомить с истинным Хлестаковым. Мы знаем, а город – нет).
- Можем ли мы считать такое опосредованное выведение героя на сцену одним из средства создания образа?
Отметьте в таблице, что рассказывает Осип о Хлестакове положительного, а что отрицательного.
(Из Петербурга; «профинтил денежки»; «хвост подвернул;, Хлестакову нужно в каждом городе показать себя; «елистратишка»; «в картишки доигрался»; «батюшка деньги присылает…пошел кутить»: ездит на извозчике, каждый день билеты в театр, а потом «продавать новый фрак…рубашки»; делом не занимается, вместо службы идет гулять про проспекту; старый барин такого поведения сына не одобряет)
Еще не видя Хлестакова, мы можем сделать вывод, что он ничего из себя не представляет, но, вместе с тем, это человек с претензиями.
Слайд №13.
Учебник. С.267 (слайд № 14 )
Выпишите, используя «Замечания для господ актеров», детали портрета Хлестакова.
- Каким видит Хлестакова Гоголь? Хлестаков сам по себе ничтожный человек.(приглуповат,без царя в голове, пустейший «-«, а «+» -одет по моде)
Продолжаем нашу работу по выявлению особенностей образа Хлестакова.
- На столе карточка № , в таблице записаны утверждения.
В столбике «До» поставьте поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-«, если вы не согласны с утверждением.
Анализ III действия 6 явления.(с.303-309)
Видеозапись
-Внимательно просмотрите фрагмент фильма «Инкогнито из Петербурга». (https://yandex.ru/video/search?text=фильм%20инкогнито%20из%20петербурга%201977&path=wizard&noreask=1)
Используйте утверждения, чтобы сфокусироваться на основной идее видео.
Слайд№ 14
До |
УТВЕРЖДЕНИЯ |
После |
| С одной стороны, россказни Ивана Александровича постепенно теряют свою правдоподобность; с другой стороны, слушатели приходят все в больший испуг от речи гостя. |
|
| Враньё характеризует скудость его воображения. |
|
| Хлестаков играет роль не только ревизора, но и главнокомандующего, руководителя департамента. |
|
| Хлестакова трудно поймать на лжи в силу непреднамеренности его вранья. |
|
| Чиновники обращают внимание на оговорки Хлестакова. |
|
| Все чиновники верят вранью, их страх перед «ревизором» слишком силён, чтобы взглянуть правде в глаза. |
|
| В этом фрагменте Хлестаков выдаёт своё истинное положение в обществе. |
|
-Теперь, по завершению просмотра видео, ещё раз прочтите утверждения.
- В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-«, если вы не согласны.
- Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему?
- Какими репликами можно охарактеризовать скудость его воображения? (Его преувеличения в разговоре, будучи «с Пушкиным на дружеской ноге», он не может придумать тему для разговора(«Ну что, брат Пушкин?»-«Да так, брат,- отвечает бывало, так как-то всё..»)
- Какое из утверждений является ответом на вопрос: « Почему явная ложь Хлестакова принимается чиновниками за чистую монету?»
Работа с таблицей. + и -
Какую роль эта сцена играет в развитии сюжета?
Сцена хвастовства — наивысший момент в развитии действия.
«Это кульминация. Хлестаков из «елистратишки» (так называет его Осип, а это самый низший чин в Табели о рангах — коллежский регистратор) вырастает в министра, управляющего департаментом».(Табель о рангах – индивид.задание –дать комментарий) слайд №15
-Давайте проследим, кем мнит себя Хлестаков?(нарисовать схему)
Хлестаков: коллежский асессор- главнокомандующий – литератор – ваше превосходительство – фельдмаршал.(слайд №16 )
- Какую оценку дают Хлестакову чиновники в 7 явлении 3 действия?(с.309) Почему они не замечают вранья Хлестакова? («Вот оно, что значит человек!», «генералиссимус» – так считает Бобчинский ) Восхищаются, видят в нем идеал.
-Почему же чиновники не замечают, что Хлестаков просто напросто врет?
(Они испытывают страх!)
Театрализация.
- Портрет Хлестакова был бы неполным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщинам. Встречаем наших артистов.
Инсценирование подготовленными учащимися действия 4 , явления 12.(с.330)
- А сейчас подумайте и запишите, обсудите в группе об отношении Хлестакова к женщинам. Слайд №17.
(Объяснение в любви является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно, цинично, несерьёзно относится к женщинам –«-«; нравится женщинам – «+»).
-Итак, кто такой Хлестаков? Это можно увидеть из нашей заполненной таблицы.
Слайд №18
Анализируя образ Хлестакова, мы заполнили таблицу, выделяя положительное в герое и отрицательное.
Предоставим слово группам.
Положительное | Отрицательное |
|
|
- Может ли человек, обладая таким набором «+» и « - «, быть генерал-губернатором, сановником, ревизором? (Нет!)
-Почему его принимают за ревизора?
Обратимся к словам Гоголя: «Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нём видят».(Слайд №19 )
Словарная работа.(слайд №19 )
ФИТЮЛЬКА, и, жен. (разг.). 1. Маленькая вещичка, штучка. Вертит в руках какую- то фитюльку. 2. перен. О маленьком или ничтожном, незначительном человеке. Всякая ф. будет меня учить! Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Таким образом, вертопраха, пустейшего человека, в котором не было и не могло быть ничего похожего на ревизора, приняли без тени сомнения за такового (!), так как сами чиновники этого хотели!
-Как вы думаете, говорящая ли фамилия героя – Хлестаков?
Карточка № Слайд№20
Вспоминается «легкость необыкновенная», которой обладает Хлестаков.
Д. С. Мережковский пишет: «…весь он точно «ветром подбит», едва земли касается, -вот-вот вспорхнет и улетит».
Об этой черте Хлестакова говорит и В. В. Набоков в статье о Гоголе: «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создает ощущение легкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлепанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец… Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать все, что подкидывает ему счастливый случай. Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделен неким обманчивым обаянием, изяществом поведения, услаждающих дам, привыкших к грубым манерам дородных городских тузов».
Задание: выделите ключевые слова, которые объясняют фамилию Хлестаков.
Вывод: таким образом, Гоголь использовал еще один прием для создания образа Хлестакова - говорящая фамилия. Можно предположить и то, что фамилия Хлестакова говорит о том хлестком впечатлении, которое старается произвести своим поведением и речью этот герой на окружающих.
- Как вы думаете Хлестаков – положительный или отрицательный герой?
- Мы пришли к выводу, что Хлестаков – в большей степени отрицательный герой. Какие черты высмеивает автор в Хлестакове? (Лживость, трусость, высокомерность, лень, наглость и т.д.)
Гоголю удалось создать образ, приближенный к жизни. Вспомните фразу Хлестакова: “Я везде, везде”. Как вы ее понимаете? (Хлестаков живет во многих из нас). Слайд №21
Гоголь писал: “Всякий хоть на минуту, если не несколько минут, делался или делается Хлестаковым”. Гоголь создал типичный образ, который в литературе (да и в жизни) получил нарицательное название “Хлестаковщина”.
- Как вы понимаете, что такое “хлестаковщина”?
- Действительно, Хлестакова можно назвать именем нарицательным.
Словом «хлестаковщина» клеймится всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты, лживости и никчёмности, стремление казаться более значительным и важным, чем ты есть на самом деле. Это самоутверждение за счёт своей наглости и изворотливости.
- А каково кредо Хлестакова?(«на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия»).- потребительское отношение к жизни.
- Для чего Гоголь вывел этот обобщенный образ?(высмеять)
Вывод:
- Как вы считаете, а "хлестаковщина" существует в наши дни? Встречаются ли в нашей жизни люди, которые пытаются казаться значительными, важными персонами? (Итак, мы пришли к выводу, что “хлестаковщина” существует и по сей день).
- Такие произведения, как комедия Гоголя “Ревизор”, являются классическими произведениями, так как нравственные уроки, изложенные в них, остаются всегда актуальными.
- А теперь проверим, насколько внимательны вы были на уроке.
Игра «Писатель» и «читатель».
У писателя - карточка с вопросом, а у читателя – с ответом. Каждому писателю нужно найти своего читателя.
Проверим!(слайд №22 )
1 | Кто из критиков написал о Хлестакове : «…весь он точно «ветром подбит», едва земли касается, -вот-вот вспорхнет и улетит». | Д.С.Мережковский | Ж |
2 | Стремление казаться более значительным и важным, чем ты есть на самом деле – это… | «Хлестаковщина» | Е |
3 | Кому принадлежат слова:“Всякий хоть на минуту, если не несколько минут, делался или делается Хлестаковым”? | Н.В.Гоголю | Д |
4 | 1. Маленькая вещичка, штучка. Вертит в руках какую- то ... 2. перен. О маленьком или ничтожном, незначительном человеке. Что это за слово? | Фитюлька | Г |
5 | Наивысший момент в развитии действия –это… | Кульминация | В |
6 | Значение какого литературного термина? «художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя».
| Образ | Б |
7 | Эти слова – кредо литературного героя: «На то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствий». Кто он? | Хлестаков | А |
Пары должны показать, что нашли друг друга (руки замком вверх) и зачитать вопрос-ответ.
Домашняя работа(слайд №23 )
Дать письменный ответ на один из вопросов(на выбор):
Кто такой Хлестаков?
Что такое «хлестаковщина»?
Согласны ли вы с утверждением Хлестакова: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия…»?
Рефлексия: продолжи фразу.
Нужно зафиксировать свои достижения, продвижения в учебе на данном уроке, в отношениях с одноклассниками.
- Сегодня я узнал…
-Было трудно…
-Я понял, что…
- Я научился…
- Я смог…
- Было интересно узнать, что…
- Меня удивило …
-Мне захотелось…
Оцените работу друг друга.
Дополнительно:
Статья учебника «О новизне «Ревизора»» Ю.В.Манна. С.352
Дайте характеристику:
Х-
Л-
Е-
С-
Т-
А-
К-
О-
В-