«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок литературы и психологии "Я и другие" по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"

Задачи:

1. Формирование навыков рефлексии, положительной самооценки на основе анализа персонажей художественного произведения.

2. Развитие у учащихся устной монологической речи.

3. Воспитание у учащихся чувства коллективизма, товарищества, ответственности.

4. Работа с понятиями «эгоизм», «альтруизм», «индивидуальность», «личность», «психологический портрет».

5. Отличие понятий «суицид» и «подвиг».

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Интегрированный урок литературы и психологии  «Я и другие»  (По произведению М.Горького «Старуха Изергиль») Педагог Гуня Р.В., психолог Клименко И.В.

Интегрированный урок литературы и психологии «Я и другие» (По произведению М.Горького «Старуха Изергиль»)

Педагог Гуня Р.В., психолог Клименко И.В.

Психолог Н. Козлов предлагает такую таблицу, различающую людей по способу и направленности их жизни:   Забота  (в первую очередь) За свой счет О себе За счет других О людях и жизни

Психолог Н. Козлов предлагает такую таблицу, различающую людей по способу и направленности их жизни:

Забота

(в первую очередь)

За свой счет

О себе

За счет других

О людях и жизни

ЭГОИЗМ отношение, когда человек думает только (или преимущественно) о своих личных интересах и своей выгоде, а об интересах других не думает (или думает в последнюю очередь). Когда всё, связанное с ним, ему представляется более важным или интересным.

ЭГОИЗМ

отношение, когда человек думает только (или преимущественно) о своих личных интересах и своей выгоде, а об интересах других не думает (или думает в последнюю очередь). Когда всё, связанное с ним, ему представляется более важным или интересным.

Психологический портрет литературного героя  - характер - темперамент - способности - интересы - эмоциональность

Психологический портрет литературного героя

- характер

- темперамент

- способности

- интересы

- эмоциональность

Психолог Н. Козлов предлагает такую таблицу, различающую людей по способу и направленности их жизни:   Забота За свой счет О себе За счет других О людях и жизни паразит

Психолог Н. Козлов предлагает такую таблицу, различающую людей по способу и направленности их жизни:

Забота

За свой счет

О себе

За счет других

О людях и жизни

паразит

Характеристики эгоизма Я в центре всего. Пренебрежение интересами, чувствами, достоинством, значимостью других людей. Свобода от каких-либо обязательств перед другими. Стремление к обладанию. Целеустремленность эгоизма. Конфликтность эгоизма. Несправедливость эгоизма. Разрушительность эгоизма.

Характеристики эгоизма

Я в центре всего.

Пренебрежение интересами, чувствами, достоинством, значимостью других людей.

Свобода от каких-либо обязательств перед другими.

Стремление к обладанию.

Целеустремленность эгоизма.

Конфликтность эгоизма.

Несправедливость эгоизма.

Разрушительность эгоизма.

АЛЬТРУИЗМ нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека

АЛЬТРУИЗМ

нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека

Психолог Н. Козлов предлагает такую таблицу, различающую людей по способу и направленности их жизни:   Забота За свой счет О себе За счет других О людях и жизни Творец паразит

Психолог Н. Козлов предлагает такую таблицу, различающую людей по способу и направленности их жизни:

Забота

За свой счет

О себе

За счет других

О людях и жизни

Творец

паразит

Психолог Н. Козлов предлагает такую таблицу, различающую людей по способу и направленности их жизни:   Забота За свой счет О себе За счет других потребитель О людях и жизни Творец паразит  романтик

Психолог Н. Козлов предлагает такую таблицу, различающую людей по способу и направленности их жизни:

Забота

За свой счет

О себе

За счет других

потребитель

О людях и жизни

Творец

паразит

романтик

Результаты исследования эгоистической-альтуристической направленности 7 кл. о

Результаты исследования эгоистической-альтуристической направленности 7 кл.

о

Результаты опроса учащихся 71% считают самым важным свое здоровье 10% считают, что «Все имеет смысл, пока есть Я» 10% считают свои проблемы важнее дел класса 62% огорчает недоброжелательность людей, отсутствие доброты 71% считают, что могут понять состояние другого человека и ценят это в других 67% ценят бескорыстие и стараются быть такими 88% переживают проблемы и горести родных и близких иногда больше чем свои 81% тревожит и огорчает отсутствие заботы о слабых, больных, инвалидах и пожилых

Результаты опроса учащихся

71% считают самым важным свое здоровье

10% считают, что «Все имеет смысл, пока есть Я»

10% считают свои проблемы важнее дел класса

62% огорчает недоброжелательность людей, отсутствие доброты

71% считают, что могут понять состояние другого человека и ценят это в других

67% ценят бескорыстие и стараются быть такими

88% переживают проблемы и горести родных и близких иногда больше чем свои

81% тревожит и огорчает отсутствие заботы о слабых, больных, инвалидах и пожилых

Вопросы классу:   1.Узнал ли ты новую и полезную для себя информацию во время урока? ( да, нет) 2. Подтолкнула ли тема урока к новым размышлениям о себе и других людях? (да, нет) 3. Оцени себя после урока, кто ты в большей степени «романтик», «творец», «потребитель», «паразит». 4. Оцени свою активность во время урока (по 5 балльной системе) 5. Оцени значимость урока, вызванный интерес ( по 5 балльной системе)

Вопросы классу:

 

1.Узнал ли ты новую и полезную для себя информацию во время урока? ( да, нет)

2. Подтолкнула ли тема урока к новым размышлениям о себе и других людях? (да, нет)

3. Оцени себя после урока, кто ты в большей степени «романтик», «творец», «потребитель», «паразит».

4. Оцени свою активность во время урока (по 5 балльной системе)

5. Оцени значимость урока, вызванный интерес ( по 5 балльной системе)

Всем спасибо за урок!

Всем спасибо за урок!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее