Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе
Тема: «Знакомство с особенностями ъ»
Цель урока:
Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости согласного звука. Учить читать и анализировать слова с разделительным твёрдым знаком.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Научиться осознавать разделительную функцию Ъ.
Производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ъ.
Метапредметные:
Регулятивные:
Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Уметь организовывать свою деятельность
Уметь контролировать процесс и результат действия
Познавательные:
Осуществлять анализ объектов
Осознавать поставленную задачу
Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Коммуникативные:
Формулировать собственное мнение и позицию.
Использовать речь для регуляции своего действия.
Принимать другое мнение и позицию.
Личностные:
Формировать интерес к чтению
Воспитывать трудолюбие и аккуратность
Возможность формировать умения оценки работ, ответов одноклассников.
Ход урока
Самоопределение к деятельности.
Кто пришел сегодня на урок в хорошем настроении? Поднимите руки.
Хорошо.
А кто любит делать открытия и сам узнавать что-то новое?
Молодцы.
Сегодня у вас появится такая возможность!
Актуализация знаний и умений обучающихся.
Давайте немного поработаем в парах.
У каждой пары на столе есть карточка.
День, сон, ель, тень.
Сыр, сок, лень.
Нос, рыть, ныть.
Конь, шум, шить.
Послушайте задание:
– Прочитайте слова с мягким знаком.
– Как «кон» можно превратить в домашнее животное? (Конь.)
Молодцы.
– Как «ел» превратить в дерево? (Ель.)
– Какую «работу» выполняет мягкий знак в этих словах? (Он смягчает.)
– Какую еще «работу» выполняет мягкий знак? (Он бывает разделительным.)
Хорошо.
– Приведите примеры слов с разделительным мягким знаком.
– Вспомним правило-стихотворение, которое мы учили на прошлом уроке.
Перед какими гласными стоит разделительный мягкий знак.
Я мягкий знак не простой,
А удивительный – разделительный.
Перед е, ё, и, ю, я
Я в словах стою, друзья!
И так, назови гласные перед которыми стоит разделительный мягкий знак.
(е, ё, и, ю, я)
Определение темы нашего урока.
Что случилось с мягким знаком?
Был мягкий знак высоковат.
Сказали буквы строго:
– Эй, наклонись немного!
И так согнулся он, чудак,
Что превратился…
В твердый знак.
Как вы думаете какая будет тема нашего урока?
Сегодня будем говорить о ъ.
На что похож Ъ?
(ковшик с ручкой, подъемный кран, ключ)
Молодцы.
Кроме этого мы сегодня будем продолжать учиться:
сравнивать
наблюдать
работать со схемой
проверять и оценивать свою работу
Открытие новых знаний.
Начнем мы с вами с наблюдения. Предлагаю вам прочитать пару слов.
Но не просто прочитать, а попробовать понять, какую же работу выполняет в этих словах Ъ.
Сел – съел.
С помощью фишек выложите звуковые модели слов «сел», «съел».
с - зеленая | е - красная | л - синяя |
с - синяя | й - зеленая | э - красная | л - синяя |
Ребята согласны?
Хорошо.
Чем различаются слова по звуковому составу?
Во втором слове букв больше, чем в первом.
Буква с стала обозначать твердый звук с.
Буква е стала обозначать два звука й’ и э.)
Молодцы.
Какой буквой обозначаются стоящие рядом звуки й’ и э? (Буквой е.)
Посмотрите на пары слов, которые напечатаны у вас на карточке. Задание № 2.
Сделайте вывод о «работе» разделительного твёрдого знака.
(Твердый знак отделяет согласные от гласных.)
Было «сели», стало «съели»:
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
Твердый знак поставим в «сел» –
И получим слово «съел».
А. Потапова
5. Физминутка
6. Закрепление новых знаний
1) С.149 Чтение слов
(дети читают по одному слову)
Какой знак встретили в словах?
(Ъ)
Какую работу он выполняет?
(Твердый знак отделяет согласные от гласных.)
2) Работа в группах. Чтение стихотворения Г. Виеру по ролям.
Учитель распределяет учащихся тройками:
1 – чтение слов автора.
2 – чтение слов ъ.
3 – чтение слов ь.
Молодцы.
Работа по учебнику. Чтение рассказа о братьях.
Спасибо.
О ком этот рассказ? (О братьях Коле и Вове.)
Как можно озаглавить этот рассказ? («Братья».)
Найдите в тексте слова с ъ и ь. (Братья, съели, съехали.)
Найдите слова, которые различаются одной буквой. (Сели – съели.)
Работа с текстом Г. Юдина «Как Мыша…».
Послушайте внимательно текст сказки.
О ком говорится в сказке?
Куда поехал мышонок Мыша?
Расскажите, почему Мыша не сразу попал домой.
Кто из вас внимательно слушал сказку и запомнил слова с разделительным твердым
знаком?
Итог урока.
С какой буквой работали на уроке?
Вспомним какую работу выполняют ъ и ь знак? (ъ отделяет согласные от
гласных; ь указывает на мягкость согласного звука и отделяет согласные от
гласных.)
Расшифруйте слово и узнайте, как вы работали на уроке.
На доске:
Р Х Ш
О О О
(Хорошо)
Вы согласны?
Составьте предложения с этим словом.
(Мы хорошо работали на уроке. Мне в классе очень хорошо. Я хорошо учусь.)
Мы сегодня узнали много нового о ъ и ь. Они очень скромные. Никогда не стоят в
начале слова.
За ответы дети получают фишки.
Урок окончен. Всем спасибо.
Карточка – задание
День, сон, ель, тень. Сыр, сок, лень, пить. Нос, рыть, лить, ныть. Конь, шум, шить. Подъём, съезд, подъезд, съел, отъезд, въехать
|