«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе Тема: «Знакомство с особенностями ъ»

Работа с ъ знаком. Чтение текста по ролям. Учимся понимать текст.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

Тема: «Знакомство с особенностями ъ»


Цель урока:

  • Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости согласного звука. Учить читать и анализировать слова с разделительным твёрдым знаком.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • Научиться осознавать разделительную функцию Ъ.

  • Производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ъ.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  • Уметь организовывать свою деятельность

  • Уметь контролировать процесс и результат действия

Познавательные:

  • Осуществлять анализ объектов

  • Осознавать поставленную задачу

  • Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Коммуникативные:

  • Формулировать собственное мнение и позицию.

  • Использовать речь для регуляции своего действия.

  • Принимать другое мнение и позицию.

Личностные:

  • Формировать интерес к чтению

  • Воспитывать трудолюбие и аккуратность

  • Возможность формировать умения оценки работ, ответов одноклассников.























Ход урока

    1. Самоопределение к деятельности.

Кто пришел сегодня на урок в хорошем настроении? Поднимите руки.

Хорошо.

А кто любит делать открытия и сам узнавать что-то новое?

Молодцы.

Сегодня у вас появится такая возможность!

    1. Актуализация знаний и умений обучающихся.

Давайте немного поработаем в парах.

У каждой пары на столе есть карточка.

День, сон, ель, тень.

Сыр, сок, лень.

Нос, рыть, ныть.

Конь, шум, шить.

Послушайте задание:

– Прочитайте слова с мягким знаком.

– Как «кон» можно превратить в домашнее животное? (Конь.)

Молодцы.

– Как «ел» превратить в дерево? (Ель.)

– Какую «работу» выполняет мягкий знак в этих словах? (Он смягчает.)

– Какую еще «работу» выполняет мягкий знак? (Он бывает разделительным.)

Хорошо.

– Приведите примеры слов с разделительным мягким знаком.

– Вспомним правило-стихотворение, которое мы учили на прошлом уроке.

Перед какими гласными стоит разделительный мягкий знак.

Я мягкий знак не простой,

А удивительный – разделительный.

Перед е, ё, и, ю, я

Я в словах стою, друзья!

И так, назови гласные перед которыми стоит разделительный мягкий знак.

(е, ё, и, ю, я)

    1. Определение темы нашего урока.

Что случилось с мягким знаком?

Был мягкий знак высоковат.

Сказали буквы строго:

– Эй, наклонись немного!

И так согнулся он, чудак,

Что превратился…

В твердый знак.


Как вы думаете какая будет тема нашего урока?

Сегодня будем говорить о ъ.

На что похож Ъ?

(ковшик с ручкой, подъемный кран, ключ)

Молодцы.

Кроме этого мы сегодня будем продолжать учиться:

    • сравнивать

    • наблюдать

    • работать со схемой

    • проверять и оценивать свою работу

    1. Открытие новых знаний.

Начнем мы с вами с наблюдения. Предлагаю вам прочитать пару слов.

Но не просто прочитать, а попробовать понять, какую же работу выполняет в этих словах Ъ.

Сел – съел.

С помощью фишек выложите звуковые модели слов «сел», «съел».

с - зеленая

е - красная

л - синяя

с - синяя

й - зеленая

э - красная

л - синяя

Ребята согласны?

Хорошо.

Чем различаются слова по звуковому составу?

Во втором слове букв больше, чем в первом.

Буква с стала обозначать твердый звук с.

Буква е стала обозначать два звука й’ и э.)

Молодцы.

Какой буквой обозначаются стоящие рядом звуки й’ и э? (Буквой е.)

Посмотрите на пары слов, которые напечатаны у вас на карточке. Задание № 2.

Сделайте вывод о «работе» разделительного твёрдого знака.

(Твердый знак отделяет согласные от гласных.)

Было «сели», стало «съели»:

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

Твердый знак.

Твердый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

Твердый знак поставим в «сел» –

И получим слово «съел».

А. Потапова

5. Физминутка



6. Закрепление новых знаний

1) С.149 Чтение слов

(дети читают по одному слову)

Какой знак встретили в словах?

(Ъ)

Какую работу он выполняет?

(Твердый знак отделяет согласные от гласных.)

2) Работа в группах. Чтение стихотворения Г. Виеру по ролям.

Учитель распределяет учащихся тройками:

1 – чтение слов автора.

2 – чтение слов ъ.

3 – чтение слов ь.

Молодцы.

  Работа по учебнику. Чтение рассказа о братьях.

Спасибо.

О ком этот рассказ? (О братьях Коле и Вове.)

Как можно озаглавить этот рассказ? («Братья».)

Найдите в тексте слова с ъ и ь. (Братья, съели, съехали.)

Найдите слова, которые различаются одной буквой. (Сели – съели.)

Работа с текстом Г. Юдина «Как Мыша…».

Послушайте внимательно текст сказки.

О ком говорится в сказке?

Куда поехал мышонок Мыша?

Расскажите, почему Мыша не сразу попал домой.

Кто из вас внимательно слушал сказку и запомнил слова с разделительным твердым

знаком?


  1. Итог урока.

С какой буквой работали на уроке?

Вспомним какую работу выполняют ъ и ь знак? (ъ отделяет согласные от

гласных; ь указывает на мягкость согласного звука и отделяет согласные от

гласных.)

Расшифруйте слово и узнайте, как вы работали на уроке.

На доске:

Р Х Ш

О О О

(Хорошо)

Вы согласны?

Составьте предложения с этим словом.

(Мы хорошо работали на уроке. Мне в классе очень хорошо. Я хорошо учусь.)

Мы сегодня узнали много нового о ъ и ь. Они очень скромные. Никогда не стоят в

начале слова.

За ответы дети получают фишки.

Урок окончен. Всем спасибо.

Карточка – задание


  1. День, сон, ель, тень.

Сыр, сок, лень, пить.

Нос, рыть, лить, ныть.

Конь, шум, шить.


  1. Подъём, съезд, подъезд, съел, отъезд,

въехать



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее