«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок литературного чтения 7 Г Тема: "Анализ поэтического произведения Р.Сефа "Странное дело"

Задачи: способствовать формированию правильного, осознанного и выразительного чтения; расширять читательский кругозор.

- Развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную и слуховую память, речь учащихся, развивать умение выражать свои чувства через чтение стихотворений.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок литературного чтения 7 Г

Тема: "Анализ поэтического произведения Р.Сефа "Странное дело"


Цель: знакомство с произведениями классической литературы;


Задачи: способствовать формированию правильного, осознанного и выразительного чтения; расширять читательский кругозор.

- Развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную и слуховую память, речь учащихся, развивать умение выражать свои чувства через чтение стихотворений.


- Прививать интерес к чтению произведений различных жанров.

- Способствовать воспитанию эстетических чувств, любви к природе.

Оборудование: доска – рисунки с изображением сапожника и художника, пословицы, слова – черты характера героев стихотворения, слова «стихотворение», «Р. Сеф», «Странное дело», слова – цели урока; на партах – лист с заданиями для каждого ученика, учебник.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Учитель: Урок литературного чтения. Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением. Каким? Кто его автор? Как оно называется? Попробуем предположить.

Подвиньте к себе лист с заданиями. Выполните задание №1. Расшифруй слово, и ты узнаешь жанр произведения.

т о С т о е и
х р и в н е
Задание 2. Узнай имя автора. Его нужно исключить из списка.

Н. Носов
Р. Сеф
Л. Толстой
Для 3-й группы. Прочти название произведения.

еоннартс олед

По мере ответов на доске появляются слова:

стихотворение
Р. Сеф
«Странное дело»
- Проверим, верны ли наши предположения. Откройте учебник на странице

II. Работа с текстом до чтения

а) Назовите жанр произведения. Автор? Знакомы ли вы с его творчеством?

Поставьте учебную задачу. (Выбор одной из фраз - целей урока: Познакомиться с творчеством…)

Учитель: Роман Семёнович Сеф – наш современник, он родился и живёт в городе Москве. Свое первое стихотворение поэт написал в 5 лет, и звучало оно так: «Береза ждет мороза! Береза ждет мороза!» Юный поэт был счастлив.

С тех пор Р. Сеф написал более 25-ти книг, и все они для вас, ребята.

б) Как называется стихотворение? Как можно сказать по-другому?

Сформулируйте следующие цели. (Формулировка целей с опорой на фразы: Прочитать, Проанализировать…

III. Чтение текста про себя

Учитель: Проверим, подтвердятся ли наши предположения. Прочитайте стихотворение про себя.

Итак, подтвердились наши предположения? А как вы теперь ответите на вопрос: «О чём это стихотворение?»

Я вам за гадаю загадки.


У меня есть карандаш, Разноцветная гуашь, Акварель, палитра, кисть И бумаги плотный лист, А еще – мольберт-треножник, Потому что я… (художник)


Для ботинок – добрый друг,

Чинит сломанный каблук.

Ставит прочные подковки,

Зашивает туфли ловко.

Этот дядя не пирожник,

Мастер обуви… САПОЖНИК



На доску вывешиваются иллюстрации с изображениями художника и сапожника.


- Сапожник и художник – совсем непохожие профессии, но автор именно их, таких разных людей, сделал героями своего произведения. Почему? Есть над чем подумать.

Предлагаю провести исследование. Определим его тему. Как вы думаете, почему автор так назвал своё произведение? Что странного он подметил?

Дети: Сапожника называли художником, а художника – сапожником.

Учитель: А почему?

Наши мнения разделились. Надо думать. Сформулируйте тему исследования.

Дети: Почему сапожника называли художником, а художника – сапожником?

Физминутка.

IV. Работа с текстом во время чтения

Учитель: Давайте перечитаем стихотворение вслух, заглянем вглубь строки и поделимся возникшими мыслями.


Дети: Сапожник был мастером своего дела, у него «золотые руки». Он делал не только удобную, но и красивую обувь. Его называли художником.

Художник не вкладывал в свою работу душу, у него не было таланта. Он писал некрасивые картины. За это его называли сапожником.

Учитель: Мы сформулировали нашу версию ответа по теме исследования.


V. Работа над выразительностью чтения

Учитель: Как вы думаете, это стихотворение – игра, фантазия, сказка, раздумье? Докажите.

Как нужно читать стихотворение? Какие строки наиболее ярко выражают размышление?

Задание (одинаковое для всех). Назови черты характера сапожника, художника.

Слова на выбор: трудолюбие, лень, небрежность, безответственность, мастерство, равнодушие, надёжность, аккуратность.

- Назовите черты характера сапожника.

По мере ответов детей слова-карточки появляются на доске и размещаются под изображением сапожника.


VI. Работа с текстом после чтения

Учитель: Как вы думаете, можно ли словами «сапожник», «художник» назвать повара, музыканта, футболиста, ученика? Поделитесь своими мыслями.

А рядом с вами есть такие люди?

Дома подготовьте рассказ об одном из таких людей; кто затрудняется, может рассказать о сапожнике или художнике из стихотворения так, как будто это ваши знакомые.


Задание общее. Прочитай предложение – главную мысль стихотворения.

Как хорошо быть сапожником!
Человек славен трудом.
Все работы хороши!

- Какая формулировка главной мысли кажется вам наиболее точной?

Итак, мы сделали окончательный вывод по теме нашего исследования, который звучит так:

На доске:

«ЧЕЛОВЕК СЛАВЕН ТРУДОМ!»

- Наше исследование закончено.

Выставление отметок.

VII. Рефлексия


Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Роману Семёновичу Сефу.

Наш урок окончен.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее