«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок-конференция "Земля - наш дом родной" Литературное чтение Л. Ф. Климанова и др. 3 класс

Конспект урока с презентацией, раздаточный материал и музыкальное сопровождение.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

МБОУ «Серединская средняя общеобразовательная школа»





Урок-конференция

по литературному чтению

3 класс


«Земля – наш дом родной»






Учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

Миронова Светлана Сергеевна









2014-2015

Урок-конференция

«Земля – наш дом родной»

Цели:повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения.

Оборудование: презентация по теме; карточки; кроссворд.


Ход урока

I. Открытие конференции СЛАЙД 1

Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты. Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом СЛАЙД 2 родной».Корреспонденты«Лесной газеты» и их помощники из отделов «Вести из леса», «Рыбацкий узел», «Почта», «Городские и сельские новости», приветствую вас!


II. Выступления участников конференции

– Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту из отдела «Вести из леса» Клинковой Марии Сергеевне СЛАЙД 3

(Выступление корр. с текстом «Стая птиц под снегом»)

Стая птиц под снегом

Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! – сорвался, и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. СЛАЙД 4

Оказалось, целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют - и опять в снег.

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

– Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента?

Расскажите, какие истории вам запомнились о зайчике, о глухарке. СЛАЙДЫ 5-6

(Дети дополняют выступление своими рассказами из раздела Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Листопадничек», Виктор Петрович Астафьев «Капалуха») СЛАЙДЫ 7-8

– Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Рыбацкий узел» Ларичкиной Диане Олеговне.

(Выступление корр. с текстом «О грызунах и водоёмах»)

О грызунах и водоёмах

Я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни. СЛАЙД 9

Речной бобр - крупный грызун, его масса 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.

Ондатра завезена в Россию в 1927 г. Родина ее – Северная Америка.

Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4-7 детенышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.

Ондатра имеет красивый ценный мех.

– Кто хочет дополнить выступление?

Расскажите о речных обитателях.

(Дети дополняют выступление своими рассказами из раздела)

Вставьте пропущенные слова в текст.

Первыми заметили Пика большие… .

Они подлетели и закружились над кораблем. Они закричали от досады, что не могут разом прикончит мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик.

А со дна реки поднялась… и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда … скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов.


( Ответ: 1. Белые чайки. 2. Щука. 3. Чайки.) . СЛАЙД 10

–Откуда этот отрывок? (Из рассказа «Мышонок Пик» Виталия Валентиновича Бианки) СЛАЙД 11

– Какие опасности грозили бедному мышонку? (Его чуть не убил мальчик, чуть не склевали чайки, чуть не поймали щука, змея, жулан.) . СЛАЙД 12

Физкультминутка. «Кошки-мышки» СЛАЙД 13 ПРИОСТАНОВИТЬ

– Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Почта» Воробьёвой Екатерине Сергеевне.

(Выступление корр. по письмам-жалобам)

Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли на наш адрес. Определите, о ком идет речь. Расскажите о пользе тех, о ком говориться.

Жалоба 1

«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.

Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».

– О ком говорится в жалобе? (Здесь говорится о жабе.) СЛАЙД 14

– Какую пользу они приносят? (Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.)


Жалоба 2

«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».

– О ком говорится в жалобе? (Здесь говорится о летучей мыши.) СЛАЙД 15

– Какую пользу они приносят? (Она охотится только ночью, но польза от неё огромная. Уничтожает вредных насекомых.)

– Специальный корреспондент из отдела «Почта» Михайлова Валерия Юрьевна хотела бы выступить в защиту животных.

(Выступление корр. по защите КУКУШКИ) СЛАЙД 16

Кукушка - единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и некогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?

Кукушка – птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.

Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые птенцы. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.

– Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Городские и сельские новости»Громову Михаилу Андреевичу.

(Выступление корр. «письмо мальчика»)

Я корреспондент из отдела городских и сельских новостей и хочу вам прочитать письмо мальчика. СЛАЙД 17

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был-

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я вам расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории?

(Дети рассказывают о мальчике и Жучке из рассказа Владимира Леонидовича Дурова «Наша Жучка»)**

– В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных?

(Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку», Виктор Петрович Астафьев «Капалуха».) СЛАЙД 18

– Корреспондент из отдела городских и сельских новостей Громов Михаил Андреевич привёл с собой помощников, Кононова Никиту Евгеньевича и Панкова Владислава Вячеславовича. СЛАЙД 19

Мальчик. Мотылек, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живешь?

Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем.

Мотылек. Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питье – ароматы цветов.

Но живу я недолго – не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

– Ребята, я знаю про мальчика, который обменял дорогую игрушку на светлячка и был этому рад.

– Не подскажите ли мне, кто этот мальчик и откуда он?

(Это Дениска из рассказа Виктора Юзефовича Драгунского «Он живой и светится») СЛАЙД 20

III. Подведение итогов конференции

Наша конференция подходит к концу.

Попрошу отделы ещё немного поработать и отгадать кроссворд.


КРОССВОРД СЛАЙД 21

1. Как звали мышонка мореплавателя?
2. У кого жил Листопадничек-зайчонок зимой?
3. Кто поменял игрушечный самосвал на светлячка?
4. Как по-другому называют птицу Капалуху?
5. Кольцо из каких грибов называют «ведьмин круг»?
6. Как ребята называли растение борщевик?
7. Любимое лакомство Яшки.




1





2






3







4









5








6







7







СЛАЙД 22


И

К



О

Б

Р



Е

Н

И

С

К

А

Л

У

Х

А

Р

Ь



У

Х

О

М

О

Р


У

Д

К

А



А

Х

А

Р

– Какое слово получилось по вертикали?(Природа)
– Как вы думаете, почему именно это слово было зашифровано? (Ответы детей)
– Из какого рассказа приведены эти строки? СЛАЙД 23

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!

(Из рассказа Михаила Михайловича Пришвина «Моя Родина»)
СЛАЙД 24

Диана. Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

М. Дудин

(Конференция заканчивается песней «Не дразните собак» на слова М. Пляцковского)

СЛАЙД 25

«Не дразните собак»

1
Не дразните собак, не гоняйте кошек, 
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек. 
И тогда воробьи песенкой разбудят, 
А царапать и кусать вас никто не будет. 

2
Если очень шуметь около берлоги, 
То придется потом уносить вам ноги. 
И пчела просто так тоже не пристанет. 
Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет. 

3
Ни к чему обижать бабочку на ветке, 
Веселее в лесу от ее расцветки. 
Не пугайте жуков с длинными усами, 
И поверьте, что жуки вас не тронут сами. 

4
Если вам по душе красота земная, 
Берегите ее, устали не зная. 
Непременно тогда станем мы друзьями, 
А про кошек и собак пойте вместе с нами!









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее