МБОУ «Серединская средняя общеобразовательная школа»
Урок-конференция
по литературному чтению
3 класс
«Земля – наш дом родной»
Учитель начальных классов
Высшей квалификационной категории
Миронова Светлана Сергеевна
2014-2015
Урок-конференция
«Земля – наш дом родной»
Цели:повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения.
Оборудование: презентация по теме; карточки; кроссворд.
Ход урока
I. Открытие конференции СЛАЙД 1
Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты. Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом СЛАЙД 2 родной».Корреспонденты«Лесной газеты» и их помощники из отделов «Вести из леса», «Рыбацкий узел», «Почта», «Городские и сельские новости», приветствую вас!
II. Выступления участников конференции
– Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту из отдела «Вести из леса» Клинковой Марии Сергеевне СЛАЙД 3
(Выступление корр. с текстом «Стая птиц под снегом»)
Стая птиц под снегом
Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! – сорвался, и в снег по самые уши.
И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. СЛАЙД 4
Оказалось, целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют - и опять в снег.
Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?
– Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента?
Расскажите, какие истории вам запомнились о зайчике, о глухарке. СЛАЙДЫ 5-6
(Дети дополняют выступление своими рассказами из раздела Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Листопадничек», Виктор Петрович Астафьев «Капалуха») СЛАЙДЫ 7-8
– Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Рыбацкий узел» Ларичкиной Диане Олеговне.
(Выступление корр. с текстом «О грызунах и водоёмах»)
О грызунах и водоёмах
Я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни. СЛАЙД 9
Речной бобр - крупный грызун, его масса 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.
Ондатра завезена в Россию в 1927 г. Родина ее – Северная Америка.
Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4-7 детенышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.
Ондатра имеет красивый ценный мех.
– Кто хочет дополнить выступление?
Расскажите о речных обитателях.
(Дети дополняют выступление своими рассказами из раздела)
– Вставьте пропущенные слова в текст.
Первыми заметили Пика большие… .
Они подлетели и закружились над кораблем. Они закричали от досады, что не могут разом прикончит мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик.
А со дна реки поднялась… и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда … скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов.
( Ответ: 1. Белые чайки. 2. Щука. 3. Чайки.) . СЛАЙД 10
–Откуда этот отрывок? (Из рассказа «Мышонок Пик» Виталия Валентиновича Бианки) СЛАЙД 11
– Какие опасности грозили бедному мышонку? (Его чуть не убил мальчик, чуть не склевали чайки, чуть не поймали щука, змея, жулан.) . СЛАЙД 12
Физкультминутка. «Кошки-мышки» СЛАЙД 13 ПРИОСТАНОВИТЬ
– Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Почта» Воробьёвой Екатерине Сергеевне.
(Выступление корр. по письмам-жалобам)
Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли на наш адрес. Определите, о ком идет речь. Расскажите о пользе тех, о ком говориться.
Жалоба 1
«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.
Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».
– О ком говорится в жалобе? (Здесь говорится о жабе.) СЛАЙД 14
– Какую пользу они приносят? (Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.)
Жалоба 2
«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».
– О ком говорится в жалобе? (Здесь говорится о летучей мыши.) СЛАЙД 15
– Какую пользу они приносят? (Она охотится только ночью, но польза от неё огромная. Уничтожает вредных насекомых.)
– Специальный корреспондент из отдела «Почта» Михайлова Валерия Юрьевна хотела бы выступить в защиту животных.
(Выступление корр. по защите КУКУШКИ) СЛАЙД 16
Кукушка - единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и некогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?
Кукушка – птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.
Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые птенцы. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.
– Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Городские и сельские новости»Громову Михаилу Андреевичу.
(Выступление корр. «письмо мальчика»)
Я корреспондент из отдела городских и сельских новостей и хочу вам прочитать письмо мальчика. СЛАЙД 17
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был-
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я вам расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
– Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории?
(Дети рассказывают о мальчике и Жучке из рассказа Владимира Леонидовича Дурова «Наша Жучка»)**
– В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных?
(Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку», Виктор Петрович Астафьев «Капалуха».) СЛАЙД 18
– Корреспондент из отдела городских и сельских новостей Громов Михаил Андреевич привёл с собой помощников, Кононова Никиту Евгеньевича и Панкова Владислава Вячеславовича. СЛАЙД 19
Мальчик. Мотылек, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живешь?
Что ты ешь? Что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.
Мотылек. Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питье – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
– Ребята, я знаю про мальчика, который обменял дорогую игрушку на светлячка и был этому рад.
– Не подскажите ли мне, кто этот мальчик и откуда он?
(Это Дениска из рассказа Виктора Юзефовича Драгунского «Он живой и светится») СЛАЙД 20
III. Подведение итогов конференции
Наша конференция подходит к концу.
Попрошу отделы ещё немного поработать и отгадать кроссворд.
КРОССВОРД СЛАЙД 21
1. Как звали мышонка мореплавателя?
2. У кого жил Листопадничек-зайчонок зимой?
3. Кто поменял игрушечный самосвал на светлячка?
4. Как по-другому называют птицу Капалуху?
5. Кольцо из каких грибов называют «ведьмин круг»?
6. Как ребята называли растение борщевик?
7. Любимое лакомство Яшки.
| 1 |
|
|
| ||||||||||||||||||
| 2 |
|
|
|
| |||||||||||||||||
| 3 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
| 5 |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
| 6 |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
| 7 |
|
|
|
|
СЛАЙД 22
| 1П | И | К |
| ||||||||||||||||||
| 2Б | О | Б | Р |
| |||||||||||||||||
| 3Д | Е | Н | И | С | К | А | |||||||||||||||
4Г | Л | У | Х | А | Р | Ь |
| |||||||||||||||
| 5М | У | Х | О | М | О | Р | |||||||||||||||
| 6Д | У | Д | К | А |
| ||||||||||||||||
| 7С | А | Х | А | Р |
– Какое слово получилось по вертикали?(Природа)
– Как вы думаете, почему именно это слово было зашифровано? (Ответы детей)
– Из какого рассказа приведены эти строки? СЛАЙД 23
ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!
(Из рассказа Михаила Михайловича Пришвина «Моя Родина»)
СЛАЙД 24
Диана. Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин
(Конференция заканчивается песней «Не дразните собак» на слова М. Пляцковского)
СЛАЙД 25
«Не дразните собак»
1
Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.
2
Если очень шуметь около берлоги,
То придется потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.
3
Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от ее расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.
4
Если вам по душе красота земная,
Берегите ее, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нами!