Урок химии в 9 классе «Общие физические и химические свойства металлов»

В конспекте урока представлена межпредметная связь химии с литературой и биологией.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: «Общие физические и химические свойства металлов»


Цели:

Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах – простых веществах и химических элементах; выяснить особенности строения их атомов; изучить физические, химические свойства; раскрыть практическую значимость металлов и их влияние на здоровье человека.

Развивающие: развивать интерес к химии, логическое мышление, навыки составления уравнений реакций и проведения лабораторных опытов.

Воспитательные: воспитывать культуру химического эксперимента, умение применять полученные знания в жизни.


Методы и методические приемы:

1) Самостоятельная работа с текстовым заданием.

2) Индивидуальная работа по карточкам.

3) Лабораторные опыты с реактивами.

4) Объяснение нового материала с использованием ИКТ.


Тип урока: комбинированный.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, металлы ( медь, цинк, железо), раствор соляной кислоты, раствор сульфата меди (II), вода., яблоко с гвоздями

Ход урока:

I. Организационный момент:

  • Что за боль! Только в юности можно стерпеть

  • Это жженье, в крови растворенную медь…

  • (Е.Игнатова)

Слова Марины Цветаевой о ртути, но только в ее “рыночном” смысле:

  • Вы с предметами, вы с понятьями,

  • Вы с железом (дешевле платины),

  • Определите о чем наш урок? (Металлы)



II. Актуализация знаний:

  • Устный опрос.

- Вы знакомы с металлами? – ДА

- Какие металлы вы знаете? Железо, золото, медь, платина- из курса 8 класса вспомните положение металлов в П.С.Х.Э., строение их атомов, степени окисления

(фронтальный опрос, два ученика работают у доски)

-? Как располагаются металлы в П.С.Х.Э. Д.И.Менделеева?

-? Как изменяются металлические свойства в периодах и группах?

-?Электронно-графические формулы атомов лития и магния (на доске составляют уч-ся)

-? Какими особенностями характеризуется строение атомов металлов?

Вывод: в атомах металлов малое число электронов на внешнем энергетическом уровне (1-3), они имеют большой радиус большое число свободных орбиталей.

Вопросы ученикам:

-какая химическая связь в металлах? Каков механизм образования данной связи?(затрудняются)

- взаимодействуют ли металлы с водой, с солью или углекислым газом?(затрудняются)

Уточните тему урока, сделайте ее более подробной (пытаются сформулировать)

Какой план нашего урока? (пытаются сформулировать)


III. Изучение новой темы:


Объявление плана изучения новой темы (на доске)

1. Строение простых веществ металлов.

2. Физические свойства металлов.

3. Химические свойства металлов.

4. Влияние металлов на организм человека.

Металлы – химические элементы, атомы которых отдают электроны, превращаясь в положительно заряженные ионы. Значит металлы – восстановители:

Ме0 - neMen+

1. Простые вещества металлы:

-? Какой вид химической связи в простых веществах – металлах?

-? Какая для них характерна кристаллическая решетка?

2. Физические свойства металлов.

- работа с учебником (стр. 56-58)

- в тетради перечислить физические свойства металлов.

Вывод: физические свойства Ме обусловлены наличием металлической связи.

3. Химические свойства металлов.

Химическая активность металлов зависит от их положения в электрохимическом ряду напряжений.

-? Назовите активные и менее активные металлы?

I. Взаимодействие с простыми веществами:

Работа учащихся с инструктивной карточкой.

1) С кислородом (исключение Na,К) Ме + О2 → МеО-2

2) С галогенами (F2, Cl2, Br2, I2) Ме + Г2 → МеГ-1

3) С серой Ме + SMeS-2

4) С азотом Ме + N2MeN-3

5) С фосфором Ме + Р → МеР-3

6) С углеродом Ме + С → МеС-4

7) С кремнием Ме + SiMeSi-4

8) С водородом (активные металлы) Ме + Н2 → МеН-1

II. Взаимодействие со сложными веществами:

Инструктаж по Т.Б.

1).Взаимодействие металлов с водой.

Л.о. взаимодействие кальция с водой.

Допишите обобщающую схему учащиеся записывают в тетради, один ученик на доске.

Н2О + М(активный) → ... + ...

Н2О + М(средней активности) → ... + ...

Н2О + М(неактивный) → ...

2). Взаимодействие металлов с кислотами (кроме HNO3)

Л.о. проведите опыт в две пробирки с растворами соляной кислоты опустите небольшие кусочки цинка и меди.

Допишите обобщающую схему учащиеся записывают в тетради, один ученик на доске.

М + кислота → ... + ...

(доН2) (кроме НNО3)

3). Взаимодействие металлов с растворами солей

Л.о. проведите опыт в пробирку с раствором сульфата меди(II) опустите железный гвоздь.

Допишите обобщающую схему – учащиеся записывают в тетради, один ученик на доске.

М + растворимая соль менее активного металла → растворимая соль М + М1

IV. Закрепление:

-? Самый тяжёлый металл?

-? Лёгкие металлы?

-? Самый твердый металл?

-? Жидкий металл?


V. Итог урока: Значение металлов для живых организмов. А как вы думаете, для живых организмов металлы имеют значение? Пример: Вот яблоко утыканное гвоздями ( демонстрируют яблоко). Раньше в старину, малокровие –низкое содержание гемоглобина в крови, лечили так: ароматное антоновское яблоко втыкали гвозди. А через сутки, вытащив гвозди,-съедали. Как вы думаете, с какой целью все это делали? (Ответ : Яблоки являются чемпионами среди фруктов по содержанию железа. Ионы железа, содержащиеся в гвоздях, правда ,очень медленно, растворяются в органических кислотах яблока и переходят в мякоть яблока, что является дополнительным источником железа.)Пример №2 Раньше выращивали цветы в железных банках, ведрах, кастрюлях и цветы вырастали крепкие, большие. Почему?


VI. Домашнее задание:

Запишите уравнения реакций, проведенных лабораторных опытов.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее