Тема: «Общие физические и химические свойства металлов»
Цели:
Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах – простых веществах и химических элементах; выяснить особенности строения их атомов; изучить физические, химические свойства; раскрыть практическую значимость металлов и их влияние на здоровье человека.
Развивающие: развивать интерес к химии, логическое мышление, навыки составления уравнений реакций и проведения лабораторных опытов.
Воспитательные: воспитывать культуру химического эксперимента, умение применять полученные знания в жизни.
Методы и методические приемы:
1) Самостоятельная работа с текстовым заданием.
2) Индивидуальная работа по карточкам.
3) Лабораторные опыты с реактивами.
4) Объяснение нового материала с использованием ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, металлы ( медь, цинк, железо), раствор соляной кислоты, раствор сульфата меди (II), вода., яблоко с гвоздями
Ход урока:
I. Организационный момент:
Что за боль! Только в юности можно стерпеть
Это жженье, в крови растворенную медь…
(Е.Игнатова)
Слова Марины Цветаевой о ртути, но только в ее “рыночном” смысле:
Вы с предметами, вы с понятьями,
Вы с железом (дешевле платины),
Определите о чем наш урок? (Металлы)
II. Актуализация знаний:
Устный опрос.
- Вы знакомы с металлами? – ДА
- Какие металлы вы знаете? Железо, золото, медь, платина- из курса 8 класса вспомните положение металлов в П.С.Х.Э., строение их атомов, степени окисления
(фронтальный опрос, два ученика работают у доски)
-? Как располагаются металлы в П.С.Х.Э. Д.И.Менделеева?
-? Как изменяются металлические свойства в периодах и группах?
-?Электронно-графические формулы атомов лития и магния (на доске составляют уч-ся)
-? Какими особенностями характеризуется строение атомов металлов?
Вывод: в атомах металлов малое число электронов на внешнем энергетическом уровне (1-3), они имеют большой радиус большое число свободных орбиталей.
Вопросы ученикам:
-какая химическая связь в металлах? Каков механизм образования данной связи?(затрудняются)
- взаимодействуют ли металлы с водой, с солью или углекислым газом?(затрудняются)
Уточните тему урока, сделайте ее более подробной (пытаются сформулировать)
Какой план нашего урока? (пытаются сформулировать)
III. Изучение новой темы:
Объявление плана изучения новой темы (на доске)
1. Строение простых веществ металлов.
2. Физические свойства металлов.
3. Химические свойства металлов.
4. Влияние металлов на организм человека.
Металлы – химические элементы, атомы которых отдают электроны, превращаясь в положительно заряженные ионы. Значит металлы – восстановители:
Ме0 - ne → Men+
1. Простые вещества металлы:
-? Какой вид химической связи в простых веществах – металлах?
-? Какая для них характерна кристаллическая решетка?
2. Физические свойства металлов.
- работа с учебником (стр. 56-58)
- в тетради перечислить физические свойства металлов.
Вывод: физические свойства Ме обусловлены наличием металлической связи.
3. Химические свойства металлов.
Химическая активность металлов зависит от их положения в электрохимическом ряду напряжений.
-? Назовите активные и менее активные металлы?
I. Взаимодействие с простыми веществами:
Работа учащихся с инструктивной карточкой.
1) С кислородом (исключение Na,К) Ме + О2 → МеО-2
2) С галогенами (F2, Cl2, Br2, I2) Ме + Г2 → МеГ-1
3) С серой Ме + S → MeS-2
4) С азотом Ме + N2 → MeN-3
5) С фосфором Ме + Р → МеР-3
6) С углеродом Ме + С → МеС-4
7) С кремнием Ме + Si → MeSi-4
8) С водородом (активные металлы) Ме + Н2 → МеН-1
II. Взаимодействие со сложными веществами:
Инструктаж по Т.Б.
1).Взаимодействие металлов с водой.
Л.о. взаимодействие кальция с водой.
Допишите обобщающую схему – учащиеся записывают в тетради, один ученик на доске.
Н2О + М(активный) → ... + ...
Н2О + М(средней активности) → ... + ...
Н2О + М(неактивный) → ...
2). Взаимодействие металлов с кислотами (кроме HNO3)
Л.о. проведите опыт в две пробирки с растворами соляной кислоты опустите небольшие кусочки цинка и меди.
Допишите обобщающую схему –учащиеся записывают в тетради, один ученик на доске.
М + кислота → ... + ...
(доН2) (кроме НNО3)
3). Взаимодействие металлов с растворами солей
Л.о. проведите опыт в пробирку с раствором сульфата меди(II) опустите железный гвоздь.
Допишите обобщающую схему – учащиеся записывают в тетради, один ученик на доске.
М + растворимая соль менее активного металла → растворимая соль М + М1
IV. Закрепление:
-? Самый тяжёлый металл?
-? Лёгкие металлы?
-? Самый твердый металл?
-? Жидкий металл?
V. Итог урока: Значение металлов для живых организмов. А как вы думаете, для живых организмов металлы имеют значение? Пример: Вот яблоко утыканное гвоздями ( демонстрируют яблоко). Раньше в старину, малокровие –низкое содержание гемоглобина в крови, лечили так: ароматное антоновское яблоко втыкали гвозди. А через сутки, вытащив гвозди,-съедали. Как вы думаете, с какой целью все это делали? (Ответ : Яблоки являются чемпионами среди фруктов по содержанию железа. Ионы железа, содержащиеся в гвоздях, правда ,очень медленно, растворяются в органических кислотах яблока и переходят в мякоть яблока, что является дополнительным источником железа.)Пример №2 Раньше выращивали цветы в железных банках, ведрах, кастрюлях и цветы вырастали крепкие, большие. Почему?
VI. Домашнее задание:
Запишите уравнения реакций, проведенных лабораторных опытов.