Урок-исследование
Тема: Химические свойства кислот.
Класс: 8
Цель: изучить химические свойства характерные для класса кислот.
Задачи:
Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот; показать использование на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости; продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами, делать обобщения и выводы.
Развивающие: способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний; развивать творческую активность учащихся; продолжить формирование умений работать в группах.
Воспитательные: воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ящички для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, спиртовки, стеклянные палочки, спички, держатели, химические стаканы, предметные стекла, древесина, ткань.
Реактивы: H2SO4( раствор и концентрированная), лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, H2O, Zn, Al, Cu, CuO, NaOH, CuSO4, BaCl2.
Ход урока:
Организационный момент
- Добрый день. Я рада приветствовать вас на уроке химии. Сегодня у нас необычный урок и начнем мы его со слов великого мыслителя П. Лапласа:
То, что мы знаем – ограничено;
То, что не знаем – бесконечно.
- Кто согласен с этой мыслью? Поднимите руку.
- У кого есть другое мнение? Поднимите руку.
- Действительно, каждый человек (будь он учеником 8 класса, учителем и даже ученым) не может заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. И пусть эти замечательные слова станут девизом нашего урока.
Актуализация опорных знаний
- Так, что же мы с вами уже знаем?
- Покажем свои знания и начнем с химической разминки.
| I | II | III | IV | V | V |
1 | Al2O3 | Zn(OH)2 | BaO | H2SO4 | HNO3 | H2S |
2 | CuCI2 | HCI | CaO | CuSO4 | ZnCI2 | HBr |
3 | CO2 | Ba(OH)2 | CO2 | NaCI | ZnSO4 | H2CO3 |
Задания: 1. Чтение химических формул, название веществ.
2. Игра «Третий лишний».
3. Подчеркните кислоты.
III. Создание проблемной ситуации
- Вспомним, что вы знаете о кислотах?
- Какие кислоты вам известны?
- Почему эти вещества называют кислоты?
- Каковы физические свойства кислоты?
- Могут ли кислоты быть опасны для человека?
- Кислота – это природный продукт или результат деятельности человека?
- Итак, обобщим, что мы знаем о кислотах?
определение
состав
классификация
физические свойства
получение
- Можем ли мы считать наши знания о кислотах полными?
- Что мы ещё не знаем о кислотах?
+ С какими веществами они взаимодействуют. Химические свойства кислот.
IV. Определение темы и цели исследования
- Чтобы ответить на этот вопрос, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями. Определим тему и цель нашего исследования.
+ Химические свойства кислот. Изучить химические свойства кислот.
V. Выдвижение гипотез
- Предположите, с какими веществами могут взаимодействовать кислоты?
+ Изменять окраску индикаторов, взаимодействовать с металлами, с основными оксидами, с основаниями, с солями.
VI. Проведение исследования
Вы все поделены на группы, каждой группе определена своя область исследования и инструкция, как его провести. Повторим правила техники безопасности.
Каждая группа получает инструкцию по проведению исследования.
(группы работают по инструкциям, проводят по два опыта, результаты опытов фиксируют в тетради, делают выводы, знакомят класс с полученными выводами).
Инструктивная карточка № 1
Опыт №1
Действие кислот на растворы индикаторов.
В три пробирки налить раствор серной кислоты – H2SO4
1-ю пробирку добавить 2 – 3 капли лакмуса;
2 –ю пробирку добавить 2 – 3 капли метилового оранжевого;
3-ю пробирку добавить 2 – 3 капли фенолфталеина.
Что наблюдаете?
Какой индикатор не изменяет своей окраски в присутствии раствора кислоты?
Опыт №2
Взаимодействие кислот с металлами.
В 1-ю пробирку поместите несколько гранул цинка - Zn;
Во 2-ю пробирку поместите несколько гранул алюминия - Al;
В 3-ю пробирку поместите несколько гранул меди - Cu.
В каждую пробирку прилейте по 2 – 3 мл серной кислоты - H2SO4
Что наблюдаете?
Во всех ли пробирках происходят химические реакции?
Напишите уравнения тех химических реакций, которые происходят.
Назовите полученные вещества.
Определите тип химических реакций.
Инструктивная карточка № 2
Опыт №1.
Взаимодействие кислот с основными оксидами.
В пробирку поместите несколько гранул оксида меди - CuO.
Затем прилейте 2 – 3 мл серной кислоты - H2SO4
Что наблюдаете?
Закрепите пробирку в держателе и нагрейте. Нагревание ведите очень осторожно.
Что наблюдаете?
По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?
Напишите уравнение химической реакции.
Назовите полученные вещества.
Определите тип химической реакции.
Опыт №2.
Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями – щелочами.
В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия - NaOH, добавьте 2 – 3 капли фенолфталеина.
Что наблюдаете?
Постепенно по каплям добавьте серную кислоту - H2SO4.
Пробирку слегка встряхните.
Что наблюдаете?
Напишите уравнение химической реакции.
Назовите полученные вещества.
Определите тип химической реакции.
Инструктивная карточка №3
Опыт № 1
Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.
В пробирку налейте 1 – 2 мл гидроксида натрия - NaOH , добавьте 1 – 2 мл сульфата меди – CuSO4 .
Что наблюдаете?
К полученному осадку прилейте 2 – 3 мл серной кислоты - - H2SO4.
Все содержимое пробирки перемешайте стеклянной палочкой.
Что наблюдаете?
Напишите уравнения химических реакций.
Назовите полученные вещества.
Определите тип химической реакции.
Опыт № 2
Взаимодействие кислот с растворами солей.
В пробирку налейте 1 – 2 мл хлорида бария – BaCl2, затем добавьте 1 – 2 мл серной кислоты - H2SO4.
Что наблюдаете?
7. Напишите уравнение химической реакции.
8. Назовите полученные вещества.
9. Определите тип химической реакции.
VI I. Обобщение результатов исследования, соотнесение их с гипотезами.
- Какими химическими свойствами обладают кислоты?
+ Кислоты взаимодействуют с металлами (до водорода), с основными оксидами, с основаниями, с солями, кроме того кислоты изменяют окраску индикаторов.
VI I I. Рефлексия
Осмысление учащимися своей деятельности. Заполняется лист самооценки.
Сегодня я понял …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Меня удивило …
Мне захотелось …
IХ. Домашнее задание: написать эссе на тему «Кислоты и их свойства».