«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок химии в 8 классе по теме "Химические свойства кислот"

Урок-исследование в 8 классе по теме "Химические свойства кислот".

Цель:изучить химические свойства характерные для класса кислот.

Тип урока: изучение нового материала

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок-исследование

Тема: Химические свойства кислот.

Класс: 8

Цель: изучить химические свойства характерные для класса кислот.

Задачи:

Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот; показать использование на уроках химии электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости; продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием и реактивами, делать обобщения и выводы.

Развивающие: способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний; развивать творческую активность учащихся; продолжить формирование умений работать в группах.

Воспитательные: воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: ящички для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, спиртовки, стеклянные палочки, спички, держатели, химические стаканы, предметные стекла, древесина, ткань.

Реактивы: H2SO4( раствор и концентрированная), лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, H2O, Zn, Al, Cu, CuO, NaOH, CuSO4, BaCl2.



Ход урока:

  1. Организационный момент


- Добрый день. Я рада приветствовать вас на уроке химии. Сегодня у нас необычный урок и начнем мы его со слов великого мыслителя П. Лапласа:

То, что мы знаем – ограничено;

То, что не знаем – бесконечно.

- Кто согласен с этой мыслью? Поднимите руку.

- У кого есть другое мнение? Поднимите руку.

- Действительно, каждый человек (будь он учеником 8 класса, учителем и даже ученым) не может заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. И пусть эти замечательные слова станут девизом нашего урока.

  1. Актуализация опорных знаний

- Так, что же мы с вами уже знаем?

- Покажем свои знания и начнем с химической разминки.


I

II

III

IV

V

V

1

Al2O3

Zn(OH)2

BaO

H2SO4

HNO3

H2S

2

CuCI2

HCI

CaO

CuSO4

ZnCI2

HBr

3

CO2

Ba(OH)2

CO2

NaCI

ZnSO4

H2CO3



Задания: 1. Чтение химических формул, название веществ.

2. Игра «Третий лишний».

3. Подчеркните кислоты.

III. Создание проблемной ситуации

- Вспомним, что вы знаете о кислотах?

- Какие кислоты вам известны?

- Почему эти вещества называют кислоты?

- Каковы физические свойства кислоты?

- Могут ли кислоты быть опасны для человека?

- Кислота – это природный продукт или результат деятельности человека?

- Итак, обобщим, что мы знаем о кислотах?

  1. определение

  2. состав

  3. классификация

  4. физические свойства

  5. получение

- Можем ли мы считать наши знания о кислотах полными?

- Что мы ещё не знаем о кислотах?

+ С какими веществами они взаимодействуют. Химические свойства кислот.

IV. Определение темы и цели исследования

- Чтобы ответить на этот вопрос, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями. Определим тему и цель нашего исследования.

+ Химические свойства кислот. Изучить химические свойства кислот.

V. Выдвижение гипотез

- Предположите, с какими веществами могут взаимодействовать кислоты?

+ Изменять окраску индикаторов, взаимодействовать с металлами, с основными оксидами, с основаниями, с солями.

VI. Проведение исследования

Вы все поделены на группы, каждой группе определена своя область исследования и инструкция, как его провести. Повторим правила техники безопасности.

Каждая группа получает инструкцию по проведению исследования.

(группы работают по инструкциям, проводят по два опыта, результаты опытов фиксируют в тетради, делают выводы, знакомят класс с полученными выводами).

Инструктивная карточка № 1

Опыт №1

Действие кислот на растворы индикаторов.

В три пробирки налить раствор серной кислоты – H2SO4

  • 1-ю пробирку добавить 2 – 3 капли лакмуса;

  • 2 –ю пробирку добавить 2 – 3 капли метилового оранжевого;

  • 3-ю пробирку добавить 2 – 3 капли фенолфталеина.

Что наблюдаете?

Какой индикатор не изменяет своей окраски в присутствии раствора кислоты?

Опыт №2

Взаимодействие кислот с металлами.

В 1-ю пробирку поместите несколько гранул цинка - Zn;
Во 2-ю пробирку поместите несколько гранул алюминия - Al;
В 3-ю пробирку
поместите несколько гранул меди - Cu.
В каждую пробирку
прилейте по 2 – 3 мл серной кислоты - H2SO4

Что наблюдаете?

Во всех ли пробирках происходят химические реакции?

Напишите уравнения тех химических реакций, которые происходят.

Назовите полученные вещества.

Определите тип химических реакций.

Инструктивная карточка № 2

Опыт №1.

Взаимодействие кислот с основными оксидами.

В пробирку поместите несколько гранул оксида меди - CuO.
Затем прилейте 2 – 3 мл серной кислоты - H2SO4

Что наблюдаете?

Закрепите пробирку в держателе и нагрейте. Нагревание ведите очень осторожно.

Что наблюдаете?

По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?

Напишите уравнение химической реакции.

Назовите полученные вещества.

Определите тип химической реакции.

Опыт №2.

Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями – щелочами.

В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия - NaOH, добавьте 2 – 3 капли фенолфталеина.

Что наблюдаете?

Постепенно по каплям добавьте серную кислоту - H2SO4.

Пробирку слегка встряхните.

Что наблюдаете?

Напишите уравнение химической реакции.

Назовите полученные вещества.

Определите тип химической реакции.

Инструктивная карточка №3

Опыт № 1

Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями.

В пробирку налейте 1 – 2 мл гидроксида натрия - NaOH , добавьте 1 – 2 мл сульфата меди – CuSO4 .

Что наблюдаете?

К полученному осадку прилейте 2 – 3 мл серной кислоты - - H2SO4.

Все содержимое пробирки перемешайте стеклянной палочкой.

Что наблюдаете?

Напишите уравнения химических реакций.

Назовите полученные вещества.

Определите тип химической реакции.

Опыт № 2

Взаимодействие кислот с растворами солей.

В пробирку налейте 1 – 2 мл хлорида бария – BaCl2, затем добавьте 1 – 2 мл серной кислоты - H2SO4.

Что наблюдаете?

7. Напишите уравнение химической реакции.
8. Назовите полученные вещества.
9. Определите тип химической реакции.

VI I. Обобщение результатов исследования, соотнесение их с гипотезами.

- Какими химическими свойствами обладают кислоты?

+ Кислоты взаимодействуют с металлами (до водорода), с основными оксидами, с основаниями, с солями, кроме того кислоты изменяют окраску индикаторов.

VI I I. Рефлексия

Осмысление учащимися своей деятельности. Заполняется лист самооценки.

Сегодня я понял …

Теперь я могу …

Я приобрёл …

Меня удивило …

Мне захотелось …

IХ. Домашнее задание: написать эссе на тему «Кислоты и их свойства».



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее