«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок химии по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений" (8 класс)

"Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: "Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: формирование понятия генетическая связь и его значение в химии.

Задачи:

Образовательные – закрепить знания о классификации неорганических веществ; сформировать понятие "генетическая связь между классами неорганических соединений"; научить комплексно применять полученные знания при характеристике химических свойств веществ.

Развивающие – в процессе информационно - логических упражнений активизировать мышление, память и алгоритмические умения и навыки для превращения знаний в убеждения.

Воспитательные – воспитывать личностную оценку значимости полученного знания и умения применять его на практике.

Формирование компетенций: информационная компетентность - применять логические операции: анализ, синтез, моделирование, систематизация материала для планирования и осуществления своей деятельности.

Планируемые результаты: формирование УУД:
Личностные УУД:  готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию.
Регулятивные УУД: целеполагание, самоконтроль, самооценка.
Коммуникативные УУД:  работать в паре, слышать и воспринимать услышанное.
Познавательные УУД:  умение преобразовывать информацию, рассуждать, анализировать и обобщать изученную информацию

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Ход урока:



  1. Организационный момент (приветствие).

  2. Актуализация

На каждую парту выдаю конвертик с карточками. Прошу достать и разложить карточки на столе.

Ca

S

CaO

SO2

H2SO3

CaSO3

CaSO3

Ca(OH)2

Предлагаю разделить карточки на две неравных по количеству карточек части, предложить этому объяснение. Через некоторое время все понимают, что подход только один – это вещества простые и сложные:



Ca

S

SO2 CaO H2SO3

Ca(OH)2 CaSO3

Ученики дают определения простым и сложным веществам. Так же проговаривают, что кальций – это металл, а сера – неметалл.

Далее карточки второй части нужно разделить на четыре группы. Ученики быстро понимают, что это оксиды, кислоты, основания и соли.

SO2 CaO



…это сложные вещества,

состоящие из…..

H2SO3




Ca(OH)2

CaSO3



Дают определения каждому классу, уточняя, что оксид кальция – основный; оксид серы – кислотный. Гидроксид кальция – основание. Вспоминаем что такое щёлочи.

Далее ученики должны разложить все карточки на две равные части и найти этому объяснение. Некоторые быстро ориентируются, кто-то дольше, но в итоге получается у всех. Причиной такого деления является наличие кальция во всех карточках первой части и серы - во второй части.

Задаю вопрос о том, почему у членов одной семьи могут быть глаза, волосы (или другой признак) одного цвета. Ребята отвечают, что это объясняется наличием генетического кода. У родственников всегда имеются общие гены, полученные ими в силу происхождения от общих предков.

Можно - ли определить наличие гена в наших карточках? Ребята смело высказывают предположение о том, что это кальций и сера.

Прошу разложить карточки в ряд от простого к сложному. Получаем два ряда:


Ca


CaO


Ca(OH)2


CaSO3

S


SO2


H2SO3


CaSO3


Как можно назвать данные ряды? Ребята предлагают разные варианты. Кто-нибудь обязательно предполагает, что это генетические ряды. В этот момент я соглашаюсь с данным вариантом и предлагаю сформулировать тему урока. Учащиеся сразу говорят, что тема урока "Генетические ряды".

  1. Открываем тетради и записываем тему урока:" Генетические ряды".

Зарисовываем данные ряды в тетрадь.

Ca

CaO

Ca(OH)2

CaSO3

2 2О +?


S

SO2

H2SO3

CaSO3



-Как можно получить оксид из простого вещества?

-Провести реакцию окисления кислородом.

-Как из оксида можно получит кислоту или щёлочь?

-Провести реакцию с водой.

Далее предлагаю ученикам положить карточки в вертикальные столбцы, так, чтобы генетический ряд кальция располагался слева, а генетический рад серы – справа.

Ca


S



CaO


SO2

H2SO3



Ca(OH)2

CaSO3

CaSO3





Теперь предлагаю детям сдвинуть две первые карточки. Спрашиваю, что получается?

Ca S

Ученики видят, что это соль – сульфид кальция. Тип реакции – соединение.

Делаем вывод: металлы реагируют с неметаллами.

CaOSO2

CaSO3

Это соль – сульфит кальция. Тип реакции – реакция соединения. Вывод: основный оксид реагирует с кислотным оксидом.

Ca(OH)2 + H2SO3CaSO3 + Н2О

Образуется соль и вода. Тип реакции – обмен. Вывод - кислоты реагируют со щелочами.

Ca

+

Н2SО3

Возможна ли такое взаимодействие? Конечно. Образуется соль и водород. Тип реакции – замещение. Всё это говорят сами ученики.

Задаю вопрос: Что мы сейчас доказали? Как относятся друг к другу вещества, принадлежащие разным генетическим рядам?

Ученики говорят о том, что вещества взаимодействуют и между рядами есть связь.

-Как можно назвать эту связь?

_Генетическая связь.

Записываем в тетрадях : "Генетическая связь".

Заменяем знак Са на знак МЕ и записываем вертикально генетический ряд металла.

Заменяя знак S на НЕМЕ, получаем генетический ряд неметалла.

Соединяя стрелками соответствующие вещества из противоположных рядов, получаем схему "Генетическая связь между классами неорганических соединений".

Спрашиваю учеников: Зачем нужна эта схема? Какое значение она имеет в химии?

Ответы дети дают разные, среди них будет ответ о том, что пользуясь данной схемой легко определить химические свойства любого вещества.

Задаю детям вопрос: Какими химическими свойствами будет обладать соляная кислота.

Ответ: Соляная кислота будет реагировать с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов.

Предлагаю составить соответствующие уравнения химических реакций в тетрадях и на доске.

А будет – ли она реагировать с солями? На этот вопрос мы ответим на следующем уроке….



  1. Итог урока. Оценки.

  2. Рефлексия

Как вы думаете, зачем мы сегодня использовали карточки с формулами?

Что мы получили в итоге?

Можно ли говорить о единстве происхождения веществ?

Продолжи предложение: Генетическая связь – это проявление ….

  1. Домашнее задание: Пользуясь схемой "Генетическая связь", составить уравнения химических реакций между веществами, принадлежащими к разным генетическим рядам.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее