Тема урока: "Генетическая связь между классами неорганических соединений"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: формирование понятия генетическая связь и его значение в химии.
Задачи:
Образовательные – закрепить знания о классификации неорганических веществ; сформировать понятие "генетическая связь между классами неорганических соединений"; научить комплексно применять полученные знания при характеристике химических свойств веществ.
Развивающие – в процессе информационно - логических упражнений активизировать мышление, память и алгоритмические умения и навыки для превращения знаний в убеждения.
Воспитательные – воспитывать личностную оценку значимости полученного знания и умения применять его на практике.
Формирование компетенций: информационная компетентность - применять логические операции: анализ, синтез, моделирование, систематизация материала для планирования и осуществления своей деятельности.
Планируемые результаты: формирование УУД:
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию.
Регулятивные УУД: целеполагание, самоконтроль, самооценка.
Коммуникативные УУД: работать в паре, слышать и воспринимать услышанное.
Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию, рассуждать, анализировать и обобщать изученную информацию
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Ход урока:
Организационный момент (приветствие).
Актуализация
На каждую парту выдаю конвертик с карточками. Прошу достать и разложить карточки на столе.
Ca | S | CaO | SO2 |
H2SO3 | CaSO3 | CaSO3 | Ca(OH)2 |
Предлагаю разделить карточки на две неравных по количеству карточек части, предложить этому объяснение. Через некоторое время все понимают, что подход только один – это вещества простые и сложные:
Ca S | SO2 CaO H2SO3 Ca(OH)2 CaSO3 |
Ученики дают определения простым и сложным веществам. Так же проговаривают, что кальций – это металл, а сера – неметалл.
Далее карточки второй части нужно разделить на четыре группы. Ученики быстро понимают, что это оксиды, кислоты, основания и соли.
SO2 CaO
|
…это сложные вещества, состоящие из….. | H2SO3 |
|
| |
Ca(OH)2 | CaSO3 |
Дают определения каждому классу, уточняя, что оксид кальция – основный; оксид серы – кислотный. Гидроксид кальция – основание. Вспоминаем что такое щёлочи.
Далее ученики должны разложить все карточки на две равные части и найти этому объяснение. Некоторые быстро ориентируются, кто-то дольше, но в итоге получается у всех. Причиной такого деления является наличие кальция во всех карточках первой части и серы - во второй части.
Задаю вопрос о том, почему у членов одной семьи могут быть глаза, волосы (или другой признак) одного цвета. Ребята отвечают, что это объясняется наличием генетического кода. У родственников всегда имеются общие гены, полученные ими в силу происхождения от общих предков.
Можно - ли определить наличие гена в наших карточках? Ребята смело высказывают предположение о том, что это кальций и сера.
Прошу разложить карточки в ряд от простого к сложному. Получаем два ряда:
Ca |
| CaO |
| Ca(OH)2 |
| CaSO3 |
S |
| SO2 |
| H2SO3 |
| CaSO3 |
Как можно назвать данные ряды? Ребята предлагают разные варианты. Кто-нибудь обязательно предполагает, что это генетические ряды. В этот момент я соглашаюсь с данным вариантом и предлагаю сформулировать тему урока. Учащиеся сразу говорят, что тема урока "Генетические ряды".
Открываем тетради и записываем тему урока:" Генетические ряды".
Зарисовываем данные ряды в тетрадь.
Ca | → | CaO | → | Ca(OH)2 | → | CaSO3 |
+О2 +Н2О +?
S | → | SO2 | → | H2SO3 | → | CaSO3 |
-Как можно получить оксид из простого вещества?
-Провести реакцию окисления кислородом.
-Как из оксида можно получит кислоту или щёлочь?
-Провести реакцию с водой.
Далее предлагаю ученикам положить карточки в вертикальные столбцы, так, чтобы генетический ряд кальция располагался слева, а генетический рад серы – справа.
Ca |
| S |
CaO |
| SO2 |
H2SO3 |
Ca(OH)2 |
CaSO3 |
CaSO3 |
Теперь предлагаю детям сдвинуть две первые карточки. Спрашиваю, что получается?
Ca S |
Ученики видят, что это соль – сульфид кальция. Тип реакции – соединение.
Делаем вывод: металлы реагируют с неметаллами.
CaOSO2 | CaSO3 |
Это соль – сульфит кальция. Тип реакции – реакция соединения. Вывод: основный оксид реагирует с кислотным оксидом.
Ca(OH)2 + H2SO3 → CaSO3 + Н2О
Образуется соль и вода. Тип реакции – обмен. Вывод - кислоты реагируют со щелочами.
Ca | + | Н2SО3 |
Возможна ли такое взаимодействие? Конечно. Образуется соль и водород. Тип реакции – замещение. Всё это говорят сами ученики.
Задаю вопрос: Что мы сейчас доказали? Как относятся друг к другу вещества, принадлежащие разным генетическим рядам?
Ученики говорят о том, что вещества взаимодействуют и между рядами есть связь.
-Как можно назвать эту связь?
_Генетическая связь.
Записываем в тетрадях : "Генетическая связь".
Заменяем знак Са на знак МЕ и записываем вертикально генетический ряд металла.
Заменяя знак S на НЕМЕ, получаем генетический ряд неметалла.
Соединяя стрелками соответствующие вещества из противоположных рядов, получаем схему "Генетическая связь между классами неорганических соединений".
Спрашиваю учеников: Зачем нужна эта схема? Какое значение она имеет в химии?
Ответы дети дают разные, среди них будет ответ о том, что пользуясь данной схемой легко определить химические свойства любого вещества.
Задаю детям вопрос: Какими химическими свойствами будет обладать соляная кислота.
Ответ: Соляная кислота будет реагировать с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов.
Предлагаю составить соответствующие уравнения химических реакций в тетрадях и на доске.
А будет – ли она реагировать с солями? На этот вопрос мы ответим на следующем уроке….
Итог урока. Оценки.
Рефлексия
Как вы думаете, зачем мы сегодня использовали карточки с формулами?
Что мы получили в итоге?
Можно ли говорить о единстве происхождения веществ?
Продолжи предложение: Генетическая связь – это проявление ….
Домашнее задание: Пользуясь схемой "Генетическая связь", составить уравнения химических реакций между веществами, принадлежащими к разным генетическим рядам.