Урок калмыцкой литературы в 8 классе.
Тема: «Поэты Калмыкии о войне».
Цель:1)познакомить учащихся с творчеством калмыцких поэтов о войне;
2)развивать навыки грамотного выразительного чтения, память, мышление, речь;
3)прививать интерес к творчеству калмыцких поэтов, воспитывать чувство патриотизма, мотивацию к учению.
Оборудование: книжная выставка, портреты поэтов, газета «Приморские известия»,интерактивная доска, слайды, аудиозаписи песен В Высоцкого, «Священная война».
План.
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя.
Звучит песня «Священная война».
Война-жесточе нету слова
Война-печальней нету слова
Война-святее нету слова,
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
(А.Твардовский)
Воины всех национальностей бывшего СССр участвовали в Вов и освободили от фашистов не только свою Родину,они прогнали фашистскую орду из Польши,Венгрии,Болгарии и др. и гнали до тех пор,пока не взяли Рейхстаг-главное здание фашизма,то есть полностью разбили фашистов.
Калмыцкие писатели и поэты в своих произведениях рассказывали о войне в целом и о войне в Калмыкии,о захвате и освобождении Элисты, Яшкуля, Утты, Хулхуты,о подвигах наших земляков и о военных буднях.
Лиджи Инджиев-участник Вов.Когда началась война,ему было 28 лет.Родился в 1913г. в Малодербетовском улусе.Воевал на Дону,в Ростове.
2.Ученик читает стихотворение «Вспоминая февральскую ночь».
3.-А вот как пишет Л.Инджиев о буднях войны.(стих-е «Санитарка»)
-Понравилось вам стихотворение?Чего испугались солдаты?Что случилось с Асей?
4.Продолжение рассказа.
Владимир Нуров .Ему было 4 года,когда началась ВОв ,он родился в 1938г.Он не воевал,но глядя на памятник солдатам,представлял,что бы они сказали,если бы были живыми.
-Стихотворение В Нурова «Бронзовые солдаты»читает ученик.-
-как вы понимаете слова «заполонили», «уразумели», «мы не в претензии к судьбе»?
Сергей Бадмаев родился ,как и В.Нуров в 1938г.Он не воевал,но служил в армии.-
Стихотворение «Шинель»читает ученик.
-Как вы понимаете выражение «шаг чеканя от каблука к подметке»?(Солдат должен уметь четко маршировать,наступая ногой сначала на каблук,а потом на всю ступню.
Егор Буджалов не был на войне,ему было 12 лет в начале войны.Послушайте,какие мысли возникают у поэта,когда он видит,как люди принося цветы к памятнику.
-Стих-е «У памятника» читает ученик.-
-С чем сравнивает поэт цветы?
-К чему призывает поэт этим стихотворением?
-Читаю стихотворение Е.Буджалова «Дорога ветерана»-
-Как вы понимаете выражение «ломко пробасил»?
-понравилось вам,как ответил внук?как вы бы поступили на его месте?
Басанг Дорджиев-участник Вов,родился в 1918г.,умер в 1969г.--
-Стихотворение «Баллада о журавлях»читает ученица.
-Что такое баллада?в чем героизм журавлей?что вы думаете о фашисте-летчике?как вы понимаете слово «передряга»? «спикировал»Почему погибли журавли?
-Читаю стих-е «Мать воина»,посвященноеколхознице Мацак Иавновой.
Давид Никитич Кугультинов.
5.Беседа.
1.Где и когда родился поэт?Как прошло его детство?
2.Какие события произошли в жизни Д.Н. в 1940г.?
3.Где застала поэта война?Расскажите,как он воевал?
4.расскажите о депортации калмыцкого народа.
Стих-е Д.Н.Кугультинова «Воспоминания»
6.Релаксационная пауза.
7.Вера Шуграева. Стихотворение «Моя Россия»
Тимофей Бембеев .Стих-е «Ожидание»
Андрей Ждимбиев.Стих-е «В ту пору я был беспечальным юнцом».
8.Исполнение песни «День Победы».
9.Подведение итогов урока.-
-Что нового вы узнали на уроке?Какие новые имена услышали?
-Какое стихотворение понравилось вам больше всего?Почему?
10.Оценки.