Тема урока. Русская матрешка
Цели:
Ознакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
Развивать познавательный интерес к истории и культуре России; творческие способности и фантазию, наблюдательность.
Воспитывать эстетический и художественный вкус; продолжать воспитывать детей на русских народных традициях.
Материалы для занятия:
для учителя: матрешки, силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги, презентация;
для учащихся: кисти, краски (гуашь или акварель), простые карандаши, ластик, бумага для рисования.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Организация класса
Актуализация опорных знаний
Звучит мелодия «Коробейники», под которую помощники вносят в класс плетеный короб и торжественно ставят его на стол, покрытый нарядным расшитым рушником.
- Вы, конечно, догадались, почему наша встреча началась с русской народной песни? Ребята, у нас с вами на столе стоит плетеный «короб». А вот что в нем? Давайте подумаем, чем может быть полон такой короб? (Ответы детей)
- Ладно, открою вам тайну старинного короба. Он наполнен игрушками! Конечно, в нем вы не найдете заграничную красавицу Барби или радиоуправляемый катер. Но игрушки, что здесь лежат, не менее красивы, не менее знамениты в мире и стоят немалых денег. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров, да ими же и придуманы.
Но короб заколдован, и открыть его смогут только те ребята, которые хорошо знают народное творчество. Попробуем расколдовать короб? Для этого нам придется разгадать загадку.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская (Матрешка).
- Короб расколдован! Ребята, я вижу замечательную игрушку, угадайте – какую?
Сообщение темы, целей и задач урока
- Тема нашего сегодняшнего урока «Русская матрешка». О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Узнать историю матрешки.
Создать эскиз росписи матрешки.
Почему кукла называется матрешка.
- Для знакомства с русской игрушкой, русским промыслом нам предстоит путешествие в прошлое. Начнем путешествие.
ІV. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя о возникновении матрешки с презентацией
- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? - А на самом деле было так:
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика - мудреца Фукурума. (Слайд 4)
Древние Японские мудрецы считали, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал один бог. Поэтому в конце XIX столетия неизвестный японский мастер решил поместить несколько фигурок одна в другую. (Слайд 5)
Так возникла фигурка буддийского мудреца Фукурумы и вместе с тем пра-матрешки.
Фукурума – добродушный старик, который покровительствовал счастью, процветанию и мудрости. (Слайд 6)
Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой и представляла собой 5 вложенных одна в другую фигурок. (Слайд №7)
Предполагается, что именно эта фигурка и натолкнула русских мастеров на создание оригинальной игрушки. Местом изготовления стала мастерская – магазин «Детское воспитание» Мамонтовых в Москве, где 1898 года работал токарь Василий Звездочкин.
Василий Звездочкин на токарном станке выточил свою первую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. (Слайд № 8)
Это была круглая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, в переднике, с черным петухом в руке. (Слайд № 9) Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, отличались друг от друга, а последняя изображала спеленатого младенца.
Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде. (Слайд №10)
Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую.(Слайд №11)
2. Матрешка – обобщающий образ русской красавицы
- Условны форма игрушки, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
3. Матрешка – символ русского народного искусства
- Знаменитая русская матрешка в 2018 году отмечает 118 лет с начала массового кустарного изготовления. Посчитайте, в каком году началось массовое кустарное изготовление матрешки? (В 1900 году)
За этот небольшой период матрешка стала одним из символов русского искусства.
Традиционные русские матрешки и их отличительные особенности
В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек
- Загорская матрешка (Слайд №12)
- Семеновская матрешка (Слайд №13)
- Матрешки из Полховского Майдана (Слайд № 14 )
- Авторские матрешки (Слайд № 15)
5. Особенности изготовления и этапы росписи матрешки. Просмотр видеофильма (Слайд № 15)
- Интересно, а как же рождается матрешка?
- Делают матрешки из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Древесина выдерживается два-три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.
Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.
Сначала точит самую маленькую, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше…
Этапы росписи
Шлифовка заготовки.
Обводка контура узора.
Прорисовывание фона.
Прорисовывание деталей.
Окончательная обводка.
V. Физкультминутка.
VІ. Самостоятельная работа
- И мы с вами, ребята, создадим матрешку.
Последовательность выполнения работы
Обведи по контуру матрешку.
Нарисуй платок.
Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.
Осторожно нанеси на лице 3 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, в нижней – губы и щёки. Носик обозначим двумя точками на нижней горизонтальной линии.
Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки.
Заполни передний фон сарафана букетом цветов.
Раскрась матрешку. Сначала основные части одежды, затем – декоративные цветы.
- Сейчас создайте образ матрешки.
(По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективное панно. Дети вместе с учителем проводят анализ работ, что получилось, а что нет?)
VІІ. Итог урока. Рефлексия
- Продолжи фразу.
Сегодня я узнал …
Первым мастером, который выточил матрешку, был …
Расписал первую матрешку…
Как я сегодня работал на уроке? (Самооценка – показать в цвете: зеленый – все получилось; желтый – не все получилось; красный – совсем не получилось)
- Молодцы! Вы сегодня хорошо работали. Всем большое спасибо за проявленное творчество. Жду вас на следующем уроке. До свидания.