Урок изобразительного искусства на тему "Русская матрешка"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Русская матрешка" ставит своей целью :

  • Ознакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
  • Развивать познавательный интерес к истории и культуре России; творческие способности и фантазию, наблюдательность.
  • Воспитывать эстетический и художественный вкус; продолжать воспитывать детей на русских народных традициях.
Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки


Тема урока. Русская матрешка

Цели:

  • Ознакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.

  • Развивать познавательный интерес к истории и культуре России; творческие способности и фантазию, наблюдательность.

  • Воспитывать эстетический и художественный вкус; продолжать воспитывать детей на русских народных традициях.

Материалы для занятия:

для учителя: матрешки, силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги, презентация;

для учащихся: кисти, краски (гуашь или акварель), простые карандаши, ластик, бумага для рисования.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

  1. Организация класса

  2. Актуализация опорных знаний

Звучит мелодия «Коробейники», под которую помощники вносят в класс плетеный короб и торжественно ставят его на стол, покрытый нарядным расшитым рушником.

- Вы, конечно, догадались, почему наша встреча началась с русской народной песни? Ребята, у нас с вами на столе стоит плетеный «короб». А вот что в нем? Давайте подумаем, чем может быть полон такой короб? (Ответы детей)

- Ладно, открою вам тайну старинного короба. Он наполнен игрушками! Конечно, в нем вы не найдете заграничную красавицу Барби или радиоуправляемый катер. Но игрушки, что здесь лежат, не менее красивы, не менее знамениты в мире и стоят немалых денег. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров, да ими же и придуманы.

Но короб заколдован, и открыть его смогут только те ребята, которые хорошо знают народное творчество. Попробуем расколдовать короб? Для этого нам придется разгадать загадку.






Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская (Матрешка).




- Короб расколдован! Ребята, я вижу замечательную игрушку, угадайте – какую?



  1. Сообщение темы, целей и задач урока

- Тема нашего сегодняшнего урока «Русская матрешка». О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

  1. Узнать историю матрешки.

  2. Создать эскиз росписи матрешки.

  3. Почему кукла называется матрешка.

- Для знакомства с русской игрушкой, русским промыслом нам предстоит путешествие в прошлое. Начнем путешествие.

ІV. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя о возникновении матрешки с презентацией

- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? - А на самом деле было так:

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика - мудреца Фукурума. (Слайд 4)

Древние Японские мудрецы считали, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал один бог. Поэтому в конце XIX столетия неизвестный японский мастер решил поместить несколько фигурок одна в другую. (Слайд 5)

Так возникла фигурка буддийского мудреца Фукурумы и вместе с тем пра-матрешки.

Фукурума – добродушный старик, который покровительствовал счастью, процветанию и мудрости. (Слайд 6)

Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой и представляла собой 5 вложенных одна в другую фигурок. (Слайд №7)

Предполагается, что именно эта фигурка и натолкнула русских мастеров на создание оригинальной игрушки. Местом изготовления стала мастерская – магазин «Детское воспитание» Мамонтовых в Москве, где 1898 года работал токарь Василий Звездочкин.

Василий Звездочкин на токарном станке выточил свою первую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. (Слайд № 8)

Это была круглая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, в переднике, с черным петухом в руке. (Слайд № 9) Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, отличались друг от друга, а последняя изображала спеленатого младенца.

Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде. (Слайд №10)

Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую.(Слайд №11)

2. Матрешка – обобщающий образ русской красавицы

- Условны форма игрушки, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

3. Матрешка – символ русского народного искусства

- Знаменитая русская матрешка в 2018 году отмечает 118 лет с начала массового кустарного изготовления. Посчитайте, в каком году началось массовое кустарное изготовление матрешки? (В 1900 году)

За этот небольшой период матрешка стала одним из символов русского искусства.

  1. Традиционные русские матрешки и их отличительные особенности

В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек

- Загорская матрешка (Слайд №12)

- Семеновская матрешка (Слайд №13)

- Матрешки из Полховского Майдана (Слайд № 14 )

- Авторские матрешки (Слайд № 15)

5. Особенности изготовления и этапы росписи матрешки. Просмотр видеофильма (Слайд № 15)

- Интересно, а как же рождается матрешка?

- Делают матрешки из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Древесина выдерживается два-три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

Сначала точит самую маленькую, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше…

Этапы росписи

  • Шлифовка заготовки.

  • Обводка контура узора.

  • Прорисовывание фона.

  • Прорисовывание деталей.

  • Окончательная обводка.

V. Физкультминутка.

VІ. Самостоятельная работа

- И мы с вами, ребята, создадим матрешку.

Последовательность выполнения работы

  1. Обведи по контуру матрешку.

  2. Нарисуй платок.

  3. Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.

  4. Осторожно нанеси на лице 3 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, в нижней – губы и щёки. Носик обозначим двумя точками на нижней горизонтальной линии.

  5. Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки.

  6. Заполни передний фон сарафана букетом цветов.

  7. Раскрась матрешку. Сначала основные части одежды, затем – декоративные цветы.

- Сейчас создайте образ матрешки.

(По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективное панно. Дети вместе с учителем проводят анализ работ, что получилось, а что нет?)

VІІ. Итог урока. Рефлексия

- Продолжи фразу.

Сегодня я узнал …

Первым мастером, который выточил матрешку, был …

Расписал первую матрешку…

Как я сегодня работал на уроке? (Самооценка – показать в цвете: зеленый – все получилось; желтый – не все получилось; красный – совсем не получилось)

- Молодцы! Вы сегодня хорошо работали. Всем большое спасибо за проявленное творчество. Жду вас на следующем уроке. До свидания.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее