Конспект урока изобразительного искусства
Класс: 5
Тема урока: Отношение художника к миру вещей. Жанр натюрморта.
УМК по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского
Цель урока: расширить представление о жанре натюрморта ; познакомить с произведениями живописи выдающихся художников; создать условия для развития умений составлять композицию натюрморта, осуществлять поиск наилучшей компоновки объектов; способствовать развитию умений работать с различными художественными материалами, художественными техниками.
Тип урока: комбинированный
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
научатся устанавливать аналогии, создавать модели объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; строить логически обоснованные рассуждения;
познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства;
узнают имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта;
получат навыки составления композиции натюрморта.
Метапредметные:
регулятивные - научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии;
познавательные - научатся добывать новые знания, определять способы достижения цели; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; анализировать информацию, делать выводы.
коммуникативные - научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; согласованно работать в группе.
Личностные:
проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов.
Методы и формы обучения: беседа, практический, творческий поиск; индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.artsait.ru
http://nsportal.ru/shlola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library
Оборудование: принадлежности для урока: краски, кисти, альбомы, клей.
Предметы для составления натюрмортов: мягкие игрушки, кубики, мячик, геометрические фигуры, муляжи фруктов,
посуда).
Силуэты бытовых предметов (ваза, чайник, чашка и т.п.)
Наглядно-демонстрационный материал: кроссворд; презентация или репродукции картин «Снедь московская. Хлебы»- И.Машков; «Персики и груши» - Сезанн; «Ветчина и серебряная посуда»- В.Хеда) ;образец рисунка (аппликации) педагога.
Основные термины:
Натюрморт, композиция, аппликация
План урока:
Организационная часть.
Изучение нового материала.
Творческая практическая деятельность.
Итоги урока. Рефлексия.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимо действия | Формируемые умения (УУД) |
1.Организационная часть (проверка готовности к уроку)
| Эмоциональная, мотивационная подготовка к уроку.
Сообщение темы урока. | -Прежде, чем узнать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, предлагаю вам поучаствовать в разгадывании художественного кроссворда, а заодно и повторить все то, с чем мы познакомились на предыдущих уроках.
(скульптура)
(графика)
(анималисты)
(пейзаж)
- Это ключевое слово к нашему кроссворду- 5) Как называется итог работы художника? (картина)
- Молодцы! С кроссвордом справились! - А что изображают художники в своих картинах? -Что они хотят выразить своими произведениями? -Действительно, все ваши ответы верны: картины могут рассказать нам о многом: о различных событиях, вещах; показать, какими люди были раньше, передать их характер, уклад жизни, настроение - т.е., глядя на картину, мы можем получить большое количество информации. -Ну, а теперь, попробуйте догадаться, о чем же пойдет разговор на нашем уроке. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу или торт, Или все предметы сразу,- Знай, что это…. (натюрморт)
| Готовят к уроку необходимые принадлежности.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы, составляя ключевое слово в кроссворде.
| Фронтальная работа | Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
2.Изучение нового материала | Познавательно- информационная беседа
. | - Всякую ли группу предметов можно назвать натюрмортом? Что означает слово натюрморт ? Слово «натюрморт» пришло к нам из французского языка, французы сказали бы -nature morte,что значит, «мертвая природа». А вот англичане и голландцы назвали бы этот жанр still life , т.е.- «тихая жизнь». -А как вы думаете, почему? -Верно. Они тихонечко стоят, и никто на них не обращает внимания. Кроме художников. Художник нашел в предметном мире, окружающем нас, прекрасное, и хочет заставить зрителя по-новому взглянуть на окружающие предметы, увидеть красоту в самых обыкновенных вещах. -Т.о., делаем вывод, что натюрморт - это картины, изображающие различные предметы обихода, снедь, фрукты, цветы. А вот раньше натюрморты назывались «завтраками». Как вы думаете, почему? - Художники изображают самые обычные вещи, это красиво и поэтично. Одни любят натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов. А другие пишут на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. Изображенные вещи являются свидетелями времени, и натюрморты многое могут нам рассказать о характере человека, хозяина этих вещей; его мыслях и чувствах, привычках и вкусах; его профессии; могут передавать разные события и др. -Художники разных времен и народов создавали натюрморты как в живописи, так и в графике. Особенно знамениты натюрморты голландских художников, кстати, первые натюрморты были написаны именно там - в Голландии.
- А сейчас давайте представим, что мы находимся в картинной галерее и нашему вниманию представлены натюрморты известных художников. Я с большим удовольствием побуду в роли вашего экскурсовода, а вы - начинающие, юные таланты - мои помощники. Договорились?
(«экскурсия» с кратким обзором представленных работ: «Снедь московская. Хлебы»- И.Машков; «Персики и груши» - Сезанн «Ветчина и серебряная посуда»- В.Хеда)
- А теперь предлагаю поделиться своими впечатлениями: какой из натюрмортов вам понравился больше и почему? А, может, напротив, что в них вам хотелось бы сделать иначе? Какие цвета преобладают в них? Почему? Что объединяет предметы одного натюрморта? ( тема, принадлежность) - А где можно увидеть натюрморты? - Скажите, а мы можем сами составить свой натюрморт? -Работа над натюрмортом начинается с его постановки. Ставить (располагать) предметы нужно просто, стремясь достигнуть естественности. Не стоит ставить в ряд, сгребать в кучу, расставлять слишком далеко друг от друга. Обязательно должен присутствовать главный предмет, к которому подбирается все остальное. Одинаковые по высоте предметы должны быть очень разными по форме. И их необходимо ставить на разные уровни.
| Слушают учителя, участвуют в беседе, рассуждают. Описывают произведения живописи, анализируют информацию. Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа | Коммуникативные: учатся рассуждать, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; формулировать ответы на вопросы, вступать в сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести познавательный диалог по теме урока. Познавательные: умеют находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
| Игра-упражнение «Живая картинка» | - Что мы сейчас и сделаем. (класс делится на группы, каждая из которых составляет натюрморт из имеющихся предметов: мягкие игрушки, кубики, мячик, геометрические фигуры, муляжи фруктов, посуда) - Проявите свои фантазию, творчество, и дайте своим «живым» натюрмортам оригинальное название.
| Выполняют задание. | Групповая. | Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, согласованно работать в группе. Личностные: уважительно относятся к мнению других.
|
3.Творческая практическая деятельность | Практический. Творческий поиск. | -Перед вами композиции из двух предметов- кувшин и лимон (лимон находится перед кувшином, сбоку, сзади) (слайд) -На каких из трех композиций предметы расположены правильно, а на каких - нет? Почему вы так считаете? Какими приемами должен руководствоваться художник для достижения выразительности в натюрморте? (выделение центра композиции, передача симметрии, равновесия в рисунке) Аппликация - знакомая вам техника создания картины (прикладывание, присоединение). Аппликация – вырезание, наклеивание фигурок, бумаги, ткани, природных материалов и т.п. -Сегодня на уроке мы будем создавать натюрморт из силуэтов бытовых предметов в технике аппликации. Прочитайте инструкцию и приступайте к выполнению задания. (педагог наблюдает, отвечает на возникающие вопросы, консультирует, помогает затрудняющимся в выполнении задания)
| Готовят свое рабочее место, правильно размещают художественные материалы. Работают согласно инструкции. | Индивидуальная. | Регулятивные: различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.
Личностные: научатся самостоятельности в поиске решений различных изобразительных задач.
|
4.Итоги урока. Рефлексия. | Выставка работ учащихся. Обобщение знаний. Оценивание результатов работы. | -Что нового узнали на уроке? (в процессе просмотра работ учитель организует обсуждение и оценивание выполненных рисунков) -Все ли вам удалось в этом задании? Что не удалось? Почему? -Какие натюрморты произвели на вас особое впечатление?
| Отвечают на поставленные вопросы. Рассматривают. Анализируют свои работы и работы одноклассников. Обобщают полученные на уроке сведения. Оценивают результаты работы. | Фронтальная работа | Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы. Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. |