«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок ИЗО "Жанр натюрморта" 5 класс

Данная разработка урока предназначена для учителей изобразительного искусства,которая значительно облегчит и сократит наше драгоценное учительское время при подготовке к уроку.Надеюсь,что что-то полезное для себя в ней можно отыскать!

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Конспект урока изобразительного искусства

Класс: 5

Тема урока: Отношение художника к миру вещей. Жанр натюрморта.

УМК по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского

Цель урока: расширить представление о жанре натюрморта ; познакомить с произведениями живописи выдающихся художников; создать условия для развития умений составлять композицию натюрморта, осуществлять поиск наилучшей компоновки объектов; способствовать развитию умений работать с различными художественными материалами, художественными техниками.

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

научатся устанавливать аналогии, создавать модели объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; строить логически обоснованные рассуждения;

познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства;

узнают имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта;

получат навыки составления композиции натюрморта.

Метапредметные:

регулятивные - научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии;

познавательные - научатся добывать новые знания, определять способы достижения цели; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; анализировать информацию, делать выводы.

коммуникативные - научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; согласованно работать в группе.

Личностные:

проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности; научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов.

Методы и формы обучения: беседа, практический, творческий поиск; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

http://nsportal.ru/shlola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library

Оборудование: принадлежности для урока: краски, кисти, альбомы, клей.

Предметы для составления натюрмортов: мягкие игрушки, кубики, мячик, геометрические фигуры, муляжи фруктов,

посуда).

Силуэты бытовых предметов (ваза, чайник, чашка и т.п.)

Наглядно-демонстрационный материал: кроссворд; презентация или репродукции картин «Снедь московская. Хлебы»- И.Машков; «Персики и груши» - Сезанн; «Ветчина и серебряная посуда»- В.Хеда) ;образец рисунка (аппликации) педагога.





Основные термины:

Натюрморт, композиция, аппликация



План урока:

  1. Организационная часть.

  2. Изучение нового материала.

  3. Творческая практическая деятельность.

  4. Итоги урока. Рефлексия.





















Этапы

урока

Обучающие и

развивающие

компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организации

совзаимо

действия

Формируемые умения (УУД)


1.Организационная часть (проверка готовности к уроку)









Эмоциональная, мотивационная подготовка к уроку.


Сообщение темы урока.

-Прежде, чем узнать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, предлагаю вам поучаствовать в разгадывании художественного кроссворда, а заодно и повторить все то, с чем мы познакомились на предыдущих уроках.


  1. Объемное произведение искусства, выполненное при помощи твердых материалов (гипса, металла и т.д.)

(скульптура)

  1. Вид искусства, выполненный при помощи туши, угля, карандаша.

(графика)

  1. Художники, изображающие животных.

(анималисты)

  1. Как называется изображение природы?

(пейзаж)


- Это ключевое слово к нашему кроссворду-

5) Как называется итог работы художника?

(картина)


- Молодцы! С кроссвордом справились!

- А что изображают художники в своих картинах?

-Что они хотят выразить своими произведениями?

-Действительно, все ваши ответы верны:

картины могут рассказать нам о многом: о различных событиях, вещах; показать, какими люди были раньше, передать их характер, уклад жизни, настроение - т.е., глядя на картину, мы можем получить большое количество информации.

-Ну, а теперь, попробуйте догадаться, о чем же пойдет разговор на нашем уроке.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу,-

Знай, что это…. (натюрморт)



Готовят к уроку необходимые принадлежности.


Слушают учителя. Отвечают на вопросы, составляя ключевое слово в кроссворде.


Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

2.Изучение нового материала

Познавательно- информационная беседа









































.

- Всякую ли группу предметов можно назвать натюрмортом? Что означает слово натюрморт ?

Слово «натюрморт» пришло к нам из французского языка, французы сказали бы -nature morte,что значит, «мертвая природа».

А вот англичане и голландцы назвали бы этот жанр still life , т.е.- «тихая жизнь».

-А как вы думаете, почему?

-Верно. Они тихонечко стоят, и никто на них не обращает внимания. Кроме художников. Художник нашел в предметном мире, окружающем нас, прекрасное, и хочет заставить зрителя по-новому взглянуть на окружающие предметы, увидеть красоту в самых обыкновенных вещах.

-Т.о., делаем вывод, что натюрморт - это картины, изображающие различные предметы обихода, снедь, фрукты, цветы. А вот раньше натюрморты назывались «завтраками». Как вы думаете, почему?

- Художники изображают самые обычные вещи, это красиво и поэтично. Одни любят натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов. А другие пишут на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. Изображенные вещи являются свидетелями времени, и натюрморты многое могут нам рассказать о характере человека, хозяина этих вещей; его мыслях и чувствах, привычках и вкусах; его профессии; могут передавать разные события и др.

-Художники разных времен и народов создавали натюрморты как в живописи, так и в графике. Особенно знамениты натюрморты голландских художников, кстати, первые натюрморты были написаны именно там - в Голландии.


- А сейчас давайте представим, что мы находимся в картинной галерее и нашему вниманию представлены натюрморты известных художников. Я с большим удовольствием побуду в роли вашего экскурсовода, а вы - начинающие, юные таланты - мои помощники. Договорились?


(«экскурсия» с кратким обзором представленных работ:

«Снедь московская. Хлебы»- И.Машков;

«Персики и груши» - Сезанн

«Ветчина и серебряная посуда»- В.Хеда)


- А теперь предлагаю поделиться своими впечатлениями: какой из натюрмортов вам понравился больше и почему? А, может, напротив, что в них вам хотелось бы сделать иначе? Какие цвета преобладают в них? Почему?

Что объединяет предметы одного натюрморта?

( тема, принадлежность)

- А где можно увидеть натюрморты?

- Скажите, а мы можем сами составить свой натюрморт?

-Работа над натюрмортом начинается с его постановки. Ставить (располагать) предметы нужно просто, стремясь достигнуть естественности. Не стоит ставить в ряд, сгребать в кучу, расставлять слишком далеко друг от друга. Обязательно должен присутствовать главный предмет, к которому подбирается все остальное. Одинаковые по высоте предметы должны быть очень разными по форме. И их необходимо ставить на разные уровни.


Слушают учителя, участвуют в беседе, рассуждают. Описывают произведения живописи, анализируют информацию. Отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

Коммуникативные: учатся рассуждать, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; формулировать ответы на вопросы, вступать в сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести познавательный диалог по теме урока.

Познавательные: умеют находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу


Игра-упражнение «Живая картинка»

- Что мы сейчас и сделаем.

(класс делится на группы, каждая из которых составляет натюрморт из имеющихся предметов: мягкие игрушки, кубики, мячик, геометрические фигуры, муляжи фруктов, посуда)

- Проявите свои фантазию, творчество, и дайте своим «живым» натюрмортам оригинальное название.


Выполняют задание.

Групповая.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, согласованно работать в группе.

Личностные: уважительно относятся к мнению других.


3.Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск.

-Перед вами композиции из двух предметов- кувшин и лимон (лимон находится перед кувшином, сбоку, сзади) (слайд)

-На каких из трех композиций предметы расположены правильно, а на каких - нет? Почему вы так считаете?

Какими приемами должен руководствоваться художник для достижения выразительности в натюрморте? (выделение центра композиции, передача симметрии, равновесия в рисунке)

Аппликация - знакомая вам техника создания картины (прикладывание, присоединение). Аппликация – вырезание, наклеивание фигурок, бумаги, ткани, природных материалов и т.п.

-Сегодня на уроке мы будем создавать натюрморт из силуэтов бытовых предметов в технике аппликации.

Прочитайте инструкцию и приступайте к выполнению задания.

(педагог наблюдает, отвечает на возникающие вопросы, консультирует, помогает затрудняющимся в выполнении задания)


Готовят свое рабочее место, правильно размещают художественные материалы. Работают согласно инструкции.

Индивидуальная.

Регулятивные: различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.


Личностные: научатся самостоятельности в поиске решений различных изобразительных задач.


4.Итоги урока. Рефлексия.

Выставка работ учащихся. Обобщение знаний. Оценивание результатов работы.

-Что нового узнали на уроке?

(в процессе просмотра работ учитель организует обсуждение и оценивание выполненных рисунков)

-Все ли вам удалось в этом задании? Что не удалось? Почему?

-Какие натюрморты произвели на вас особое впечатление?


Отвечают на поставленные вопросы. Рассматривают. Анализируют свои работы и работы одноклассников. Обобщают полученные на уроке сведения. Оценивают результаты работы.

Фронтальная работа

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее