Тема урока: «Закат солнца».
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: коллективная и индивидуальная
Цель: формирование у обучающихся знаний и навыков практической деятельности в рисовании заката солнца в технике акварельной живописи.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить знания о жанре пейзажа, умение выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета в природе;
- познакомить детей с разнообразием живописных техник изображения заката солнца;
- учить рисовать закат солнца, передавая особенности этого природного явления;
- совершенствовать умение рисовать акварельными красками.
Развивающие:
- развивать умение анализировать художественные произведения;
- развивать умение эмоционально – воспринимать образ природы
-развивать воображение, образное мышление, творческую фантазию, пространственное представление;
- развивать способности к художественному творчеству;
- развивать цветовое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к пейзажной живописи.
- воспитывать умение эмоционально воспринимать образ природы, наблюдательность и бережное отношение к природе;
- воспитывать умение планировать свою работу и доводить ее до логического завершения.
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Методы:
Словесные: рассказ, объяснение, анализ.
Наглядные: демонстрация педагогического образца и презентации.
Практические: выполнение творческой работы по плану.
Средства для обучающихся: альбом, акварельные краски, кисти, баночка для воды, салфетка.
Средства для учителя: Презентация, конспект урока, педагогический образец.
Оборудование: ПК, проектор, экран, программа Microsoft Office PowerPoint.
Этапы урока | Действия педагога | Действия обучающегося | Формируемые УУД |
1. Орг. момент | Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку. - Добрый день, мои друзья! - Давайте проверим все необходимое к уроку, у вас на партах лежат: альбом, акварельные краски, кисти, баночка для воды, (слайд 2) - Очень хорошо, что вы подготовили всё необходимое – значит, наш урок сегодня пройдёт успешно. | Приветствуют учителя.
Настраиваются на предстоящую работу.
Проверяют необходимые материалы и инструменты к уроку. | Личностные: сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Первичное усвоение новых знаний. Беседа по теме урока | (слайд 3 4 5 6- природные явления: небо и море в разных временных отрезках: ночью, на закате, днем и восходе солнца) - Что вы видите на экране? - Почему происходят такие изменения в природе? - Ну, конечно, от того есть ли солнце или луна и в какое время они светят. Слайд 7- А, какие явления природы вы знаете? (явлением природы гроза, ветер, мороз, землетрясения) - Восход и закат солнца будет явлением природы? Слайд 8- Что вы, еще знаете о солнце? - Солнце для земли – главный источник энергии для абсолютного большинства совершающихся на земле процессов (слайд с изображением солнца) - Еще древние цивилизации понимали, что без солнца не вырастить урожай. Без солнца исчезнет с земли жизнь. Это понимание делало солнце самым почитаемым объектом во все времена. В Египте был бог солнца Ра слайд 9, у наших предков славян Ярило, солнечные часы тоже появились благодаря солнцу (слайды). Слайд 10 - Посмотрите на слайд 11, что общего в этих картинах? - Кто определит тему нашего урока, глядя на эти картины? (слайд 12 с темой урока). (слайд слайды 13 14 с картинами художников А. Рылов «Закат» Аркадий Рылов – известный пейзажист Картина «Закат» написана в революционный 1917 год. На картине – традиционный северный пейзаж. Сумерки, чуть растянутые, по-северному. Река, по берегам которой разрослись высокие лиственницы и сосны, заходящее солнце. Несколько нетрадиционна цветовая гамма картины. По большей степени она черно-красная, вернее, багряная. При ближайшем рассмотрении зритель понимает, что на самом деле небо бирюзовое, вода голубая, а вся остальная гамма – это результат того, что заходящее солнце освещает последними лучами тучи и облака. Архип Куинджи «Закат. Берег моря» ) На этой картине Куинджи А.И. изобразил морской пейзаж. Перед зрителем открывается совершенно невероятное зрелище. Холст, словно разделён на две части, большую из которых занимает небо с живописным закатом. А вторая часть представлена в виде замёрзшего зимнего берега моря. Конечно, главная фигура во всей картине – это солнце. Оно ярким огненным шаром нависло над морской водой, растекаясь по ней разноцветными лучами. Линию горизонта даже не видно из-за этой красочной иллюзии. Уходящее солнце разукрасило небо с одной стороны в оранжево-красный цвет, а с другой – в сиренево-розовый. Лучи, перекрываемые облаками, причудливо тянуться вверх, словно солнце протягивает свои руки, не желая уходить за горизонт. Постепенно лучи из ярко-оранжевых плавно переходят в светло-жёлтые, высвечивая небольшие облачка. Зимний пляж постепенно погружается в темноту. На берегу нечётко просматриваются очертания трав и кустарников, сухие ветки и небольшие тропинки. Всё говорит о приближении вечера. Тёмный цвет выгодно контрастирует с яркими цветами, подчёркивая их глубину и насыщенность оттенков. Всё проведение напоминает абстрактный стиль, так как мазки очень неточные и размытые. Художник постарался изобразить зимний закат во всём его великолепии, ведь именно в мороз он особенно красив. Как и во многих произведениях А.И. Куинджи, здесь поражает игра красок. Автору удалось с фотографической точностью передать всё великолепие и изысканность зимнего заката.
- Эти работы уникальны, непосредственны, они написаны то ярко-малиновым то холодно-голубым оттенком. - А теперь послушайте стихотворение И. А. Бунина и скажите, какое настроение оно у вас вызвало?
- Понравилось вам стихотворение? Какую картину представили? - Таинственно, душевное спокойствие, чувство прекрасного. | Смотрят презентацию.
- небо и море. - есть ли на небе луна, солнце.
Версии детей.
-да это атмосферное явление. - на востоке всходит и на западе заходит. Версии детей
Версии детей
- закат. - «Закат солнца».
- Версии детей
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу. выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: умение строить диалог с учителем и с другими учениками, эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе.
Познавательные: самостоятельное формирование познавательных целей;построение логической цепи рассуждений
Личностные: самоопределение
Метапредмет- ные: умение наблюдать. давать определение понятиям. осуществлять сравнение.
|
4.Физминутка
| Вот как солнышко встает, | Выполняют упражнения. | Личностные: эмоционально положительное принятие и выполнение упражнений |
6. Формирование умений и навыков. Творческая практическая деятельность учащихся | - Ребята, я предлагаю вам создать свой закат солнца. (демонстрация картин на доске) на выбор.
- Работу будем выполнять по плану: 1. Лист альбома располагаем горизонтально или вертикально.
3. Проводим кистью линию горизонта, рисуем кружок солнца. Сверху листа наносим красно-малиновый цвет, далее желтый, оранжевый, снова малиновый, оранжевый. Пусть краски перетекают одна в другую.
4. Начинаем рисовать воду, в ней отражается небо, солнце, от линии горизонта вниз добавляем те же цвета, что и для неба, только потемнее, и еще - синею и фиолетовую краски. 5. Рисунок готов!
| Слушают учителя и выполняют творческую работу по этапам | Познавательные: умение применять полученные знания на практике Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: эмоционально положительное принятие творчества, потребность в самовыражении
|
7. Итог урока. Рефлексия | 1. Выставка и анализ работ. Учитель вместе с детьми обсуждает результат, положительно отзывается о работе обучающихся и отмечает аккуратность, эстетичность, творческое проявление индивидуальности детей. Вопросы к детям, индивидуально оценивающим свою работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Удалось тебе изобразить закат солнца? - Что получилось лучше всего? - В чем испытали затруднения? 2. Обобщение. - Чему мы сегодня научились на уроке? Если урок понравился,то приклеиваем кораблик на лист(плывущий по морю),если нет,то не приклеиваем. |
| Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: дают объективную самооценку результатов своей деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
8. Уборка рабочего места. | Урок окончен, До свидания. Спасибо за урок ребята! Убираем свои рабочие места
| Убирают места |
|