«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок ИЗО "Закат солнца"

Акварельная живопись. "ЗАКАТ СОЛНЦА"

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Тема урока: «Закат солнца».

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: коллективная и индивидуальная

Цель: формирование у обучающихся знаний и навыков практической деятельности в рисовании заката солнца в технике акварельной живописи.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить знания о жанре пейзажа, умение выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета в природе;

- познакомить детей с разнообразием живописных техник изображения заката солнца;

- учить рисовать закат солнца, передавая особенности этого природного явления;

- совершенствовать умение рисовать акварельными красками.

Развивающие:

- развивать умение анализировать художественные произведения;

- развивать умение эмоционально – воспринимать образ природы

-развивать воображение, образное мышление, творческую фантазию, пространственное представление;

- развивать способности к художественному творчеству;

- развивать цветовое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к пейзажной живописи.

- воспитывать умение эмоционально воспринимать образ природы, наблюдательность и бережное отношение к природе;

- воспитывать умение планировать свою работу и доводить ее до логического завершения.

- воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Методы:

  1. Словесные: рассказ, объяснение, анализ.

  2. Наглядные: демонстрация педагогического образца и презентации.

  3. Практические: выполнение творческой работы по плану.

Средства для обучающихся: альбом, акварельные краски, кисти, баночка для воды, салфетка.

Средства для учителя: Презентация, конспект урока, педагогический образец.

Оборудование: ПК, проектор, экран, программа Microsoft Office PowerPoint.



Этапы урока

Действия педагога

Действия обучающегося

Формируемые УУД

1. Орг. момент

Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.

- Добрый день, мои друзья!
Очень рада видеть всех.
Улыбнитесь всем - всем нам.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

- Давайте проверим все необходимое к уроку, у вас на партах лежат:

альбом, акварельные краски, кисти, баночка для воды, (слайд 2)



- Очень хорошо, что вы подготовили всё необходимое – значит, наш урок сегодня пройдёт успешно.

Приветствуют учителя.



Настраиваются на предстоящую работу.




Проверяют необходимые материалы и инструменты к уроку.

Личностные: сконцентрировать внимание, настроиться на работу на уроке.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Первичное усвоение новых знаний.

Беседа по теме урока

(слайд 3 4 5 6- природные явления: небо и море в разных временных отрезках: ночью, на закате, днем и восходе солнца)

- Что вы видите на экране?

- Почему происходят такие изменения в природе?

- Ну, конечно, от того есть ли солнце или луна и в какое время они светят.

Слайд 7- А, какие явления природы вы знаете? (явлением природы гроза, ветер, мороз, землетрясения)

- Восход и закат солнца будет явлением природы?

Слайд 8- Что вы, еще знаете о солнце?

- Солнце для земли – главный источник энергии для абсолютного большинства совершающихся на земле процессов (слайд с изображением солнца)

- Еще древние цивилизации понимали, что без солнца не вырастить урожай. Без солнца исчезнет с земли жизнь. Это понимание делало солнце самым почитаемым объектом во все времена. В Египте был бог солнца Ра слайд 9, у наших предков славян Ярило, солнечные часы тоже появились благодаря солнцу (слайды). Слайд 10

- Посмотрите на слайд 11, что общего в этих картинах?

- Кто определит тему нашего урока, глядя на эти картины?

(слайд 12 с темой урока).

(слайд слайды 13 14 с картинами художников А. Рылов «Закат»

Аркадий Рылов – известный пейзажист

Картина «Закат» написана в революционный 1917 год. На картине – традиционный северный пейзаж. Сумерки, чуть растянутые, по-северному. Река, по берегам которой разрослись высокие лиственницы и сосны, заходящее солнце. Несколько нетрадиционна цветовая гамма картины. По большей степени она черно-красная, вернее, багряная. При ближайшем рассмотрении зритель понимает, что на самом деле небо бирюзовое, вода голубая, а вся остальная гамма – это результат того, что заходящее солнце освещает последними лучами тучи и облака.
На фоне багряно-красных туч – чернильные облака и многочисленные хвойные деревья. Всмотревшись повнимательнее, можно различить, что на картине изображена весна, на деревьях растут новые ветви с пока еще мягкой хвоей.
Зритель смотрит на реку как бы с высокого берега. Солнце же уходит за деревья, которые растут на другом берегу реки, более низком. Отсюда – завораживающий вид.
Картина не относится к числу самых известных. По ней можно оценить всю палитру красок, которые художник использовал в работе. Полотно хранится в Смоленске, в музее искусств.

Архип Куинджи «Закат. Берег моря»

) На этой картине Куинджи А.И. изобразил морской пейзаж. Перед зрителем открывается совершенно невероятное зрелище. Холст, словно разделён на две части, большую из которых занимает небо с живописным закатом. А вторая часть представлена в виде замёрзшего зимнего берега моря.

Конечно, главная фигура во всей картине – это солнце. Оно ярким огненным шаром нависло над морской водой, растекаясь по ней разноцветными лучами. Линию горизонта даже не видно из-за этой красочной иллюзии. Уходящее солнце разукрасило небо с одной стороны в оранжево-красный цвет, а с другой – в сиренево-розовый. Лучи, перекрываемые облаками, причудливо тянуться вверх, словно солнце протягивает свои руки, не желая уходить за горизонт. Постепенно лучи из ярко-оранжевых плавно переходят в светло-жёлтые, высвечивая небольшие облачка.

Зимний пляж постепенно погружается в темноту. На берегу нечётко просматриваются очертания трав и кустарников, сухие ветки и небольшие тропинки. Всё говорит о приближении вечера. Тёмный цвет выгодно контрастирует с яркими цветами, подчёркивая их глубину и насыщенность оттенков.

Всё проведение напоминает абстрактный стиль, так как мазки очень неточные и размытые.  Художник постарался изобразить зимний закат во всём его великолепии, ведь именно в мороз он особенно красив. Как и во многих произведениях А.И. Куинджи, здесь поражает игра красок. Автору удалось с фотографической точностью передать всё великолепие и изысканность зимнего заката.


- Эти работы уникальны, непосредственны, они написаны то ярко-малиновым то холодно-голубым оттенком.

 - А теперь послушайте стихотворение И. А. Бунина и скажите, какое настроение оно у вас вызвало?

Солнце уходит в далекие страны,
В сумрак ночной, за леса и моря. 
В темных лесах засинели туманы, 
В море горит золотая заря. 


- Понравилось вам стихотворение? Какую картину представили?

- Таинственно, душевное спокойствие, чувство прекрасного.

Смотрят презентацию.


- небо и море.

- есть ли на небе луна, солнце.


Версии детей.


-да это атмосферное явление.

- на востоке всходит и на западе заходит.

Версии детей




Версии детей





- закат.

- «Закат солнца».














- Версии детей

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

выделение и осознание того, что уже  усвоено и что еще подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения


Коммуникативные: умение строить диалог с учителем и с другими учениками, эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе.


Познавательные: самостоятельное формирование познавательных целей;построение логической цепи рассуждений


Личностные: самоопределение


Метапредмет-

ные:

умение наблюдать. давать определение понятиям. осуществлять сравнение.





4.Физминутка


Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Алый шар с утра над крышей
Погулять по небу вышел.
Он гулял, гулял, гулял.
Встретил вечер - и пропал.
Где же шар теперь искать?
Подскажи мне, ветер!
Завтра снова он гулять выйдет на рассвете!

Выполняют упражнения.

Личностные:

эмоционально положительное принятие и выполнение упражнений

6. Формирование умений и навыков.

Творческая практическая деятельность учащихся

- Ребята, я предлагаю вам создать свой закат солнца. (демонстрация картин на доске) на выбор.


- Работу будем выполнять по плану:

1. Лист альбома располагаем горизонтально или вертикально.

 

3. Проводим кистью линию горизонта, рисуем кружок солнца. Сверху листа наносим красно-малиновый цвет, далее желтый, оранжевый, снова малиновый, оранжевый. Пусть краски перетекают одна в другую.


4. Начинаем рисовать воду, в ней отражается небо, солнце, от линии горизонта вниз добавляем те же цвета, что и для неба, только потемнее, и еще - синею и фиолетовую краски.

5.

Рисунок готов!


Слушают учителя и выполняют творческую работу по этапам

Познавательные:  умение применять полученные знания на практике

Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию.


Личностные:

эмоционально положительное принятие творчества, потребность в самовыражении



7. Итог урока.

Рефлексия

1. Выставка и анализ работ.

Учитель вместе с детьми обсуждает результат, положительно отзывается о работе обучающихся и отмечает аккуратность, эстетичность, творческое проявление индивидуальности детей.

Вопросы к детям, индивидуально оценивающим свою работу (начало формирования алгоритма самооценки):

- Удалось тебе изобразить закат солнца?

- Что получилось лучше всего?

- В чем испытали затруднения?

2. Обобщение.

- Чему мы сегодня научились на уроке?

Если урок понравился,то приклеиваем кораблик на лист(плывущий по морю),если нет,то не приклеиваем.


Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: дают объективную самооценку результатов своей деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


8. Уборка рабочего места.

Урок окончен, До свидания. Спасибо за урок ребята!

Убираем свои рабочие места


Убирают места






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее