«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок истории в 5 классе "В Александрии Египетской"

История Древнего мира

Тема урока: В Александрии Египетской.

Цель: Научиться выявлять особенности распада державы Александра Македонского, узнать главные достопримечательности Александрии, понять, что из себя представляли Александрийский порт, музей; развить умение работать с картой, иллюстрациями, выявлять причинно-следственные связи, умение анализировать, сравнивать.

Оборудование: презентация, карты, учебник «История Древнего мира» А.А.Вигасин и др. 5 кл.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение материала по плану.

1.Распад державы Александра Македонского.

На месте державы Александра возникло сразу несколько государств.

1. Египетское.

2. Сирийское.

3.Македонское.

Крупнейшим культурным и торговым центром для всего Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия.

Вывод: Таким образом, после смерти Александра Македонского, на месте его державы возникали множество самостоятельных государств со своими царями. Самым крупным считалась столица Египетского царства Александрия.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


История Древнего мира


Тема урока: В Александрии Египетской.


Цель: Научиться выявлять особенности распада державы Александра Македонского, узнать главные достопримечательности Александрии, понять, что из себя представляли Александрийский порт, музей; развить умение работать с картой, иллюстрациями, выявлять причинно-следственные связи, умение анализировать, сравнивать.


Оборудование: презентация, карты, учебник «История Древнего мира» А.А.Вигасин и др. 5 кл..


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение материала по плану.

1.Распад державы Александра Македонского.


На месте державы Александра возникло сразу несколько государств.

1. Египетское.

2. Сирийское.

3.Македонское.


Крупнейшим культурным и торговым центром для всего Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия.


Вывод: Таким образом, после смерти Александра Македонского, на месте его державы возникали множество самостоятельных государств со своими царями. Самым крупным считалась столица Египетского царства Александрия.


2. В Александрийском порту.


Недалеко от Большой пристани, у правого ее входа, располагался остров со стоящим на нем Фаросским маяком.


- Снабженный всеми техническими достижениями того времени, Фаросский маяк возвышался на высоте 150 метров!


На верхней платформе маяка, под куполом, горел огонь, сияние которого усиливалось зеркалами из полированного гранита так, что его видели на расстоянии 90 километров

Иногда моряки признавали его даже за новую звезду.


- Работа с картой (см. слайд № 19)


  • С востока город соединялся каналом с Нильской дельтой, а через нее - с остальным Египтом.

  • Вне городской стены располагался некрополь, впоследствии превращенный в христианское кладбище.

  • В северо-восточной части Александрии предположительно находился еврейский квартал, который был отделен стеной от ипподрома.

  • В царском квартале, по-видимому, находились дворцы Птолемеев, окруженные садами, гробницы Александра Великого и Птолемеев, Мусейон с библиотекой.


- Особенности торговли.

Экспорт: зерно, папирус, ткани, изделия из стекла и т.д.


Импорт: древесина, предметы роскоши, серебро, вино.


Вопрос для закрепления: Что обуславливало такую торговлю?


Вывод: Таким образом, Александрия была одним из самых крупных торговых центров Восточного Средиземноморья. А ее главное достопримечательностью по праву считается Фаросский маяк.


3. На улицах и площадях.


Александрия была выстроена по единому плану, ее улицы пересекались под прямыми углами


  • Город с востока на запад пересекала центральная улица шириной 30 метров, которая под прямым углом перекрещивалась с другой улицей, идущей с севера на юг.

  • Посередине ее были высажены деревья, которые разделяли дорогу как бы на две части.

  • Улицы в Александрии имели названия, в основном они носили культовые или царские имена, например, «улица Арсинои II» (жены Птолемея).


Вывод: Таким образом, Александрия - типично эллинистический город, который имел около 5 километров в длину и чуть больше одного километра в ширину.



4. В Александрийском музее.

Крупнейшим центром науки был Музей(Мусейон).

Музей – это слово означало «место, где обитают музы».


В музее вели исследования в различных областях науки:


  • филологии,

  • астрономии,

  • географии,

  • математики,

  • ботаники,

  • зоологии

  • медицины


Вопрос: Как вы думаете, в каких областях науки велись исследования в Александрийском музее?


Писали свои труды:


  • основатель александрийской школы грамматиков Каллимах и поэт Феокрит;

  • механик и изобретатель Архимед;

  • математики Евклид и Аполлоний из Перги;

  • архитектор Александрийского маяка Сострат из Книда;

  • основатель географии Эратосфен из Кирены;

  • создатель гелиоцентрической системы Аристарх Самосский;

  • философ-стоик Посидоний Апамейский;

  • Эрасистрат из Кеоса, разработавший основы физиологии.



Вопрос: О каких из этих ученых вам что-либо известно?


- При музее находилась Александрийская библиотека, созданная по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского, в которой к I веку до Р. Х. хранилось около 700 тысяч рукописных томов. (см. слайд № 30)


  • Первоначальная структура библиотеки была разработана Деметрием Фалерским, хорошо знакомым с устройством библиотеки в Афинах.

  • И музей, и библиотека были своего рода учебно-научными учреждениями, во главе которых стоял верховный жрец, и находились на полном содержании египетских царей.

  • Библиотека в основном была греческой, но, по сообщениям античных авторов, включала также греческие переводы с других языков.


Вывод: Таким образом, крупнейшим центром науки в Александрии был Музей, который занимал целый район и при нем находилась знаменитая Александрийская библиотека.


III. Закрепление изученного материала по вопрсам:


  • Что повлекло за собой распад державы Александра Македонского?

  • Какие государства образовывались на месте державы Александра?

  • Что из себя представлял Александрийский порт?

  • По какому принципу располагались улицы и площади в Александрии Египетской?

  • Каковы особенности александрийского музея и библиотеки?


VI. Домашнее задание: § 43, вопрос 3 письменно.

Повторить раздел «Древняя Греция»











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее